Мастер-художник по фарфоровым и керамическим изделиям
12.12.2013
Код по классификатору: 3211201
Выпускники колледжа могут работать по специальностям:
Художник по оформлению фарфоровых изделий;
Мастер-керамист.
Где в Ташкенте можно получить специальность?
В Ташкенте специальность можно получить в Республиканском колледже дизайна
Профессия мастера-художника по фарфоровым и керамическим изделиям относится к профессиям декоративно-прикладного искусства.
К художественная керамике относят художественные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия.
Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.
Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.
Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.
Фарфор - наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.
Художник-керамист — довольно редкая профессия в наши дни, несмотря на то, что гончарное ремесло существует в мире с незапамятных времен.
Всем известно выражение «не боги горшки обжигают…» Но керамика – это не только горшки и декоративные предметы. Глина – это живой материал, и умелые руки могут превратить ее в уникальные скульптуры для ландшафтного дизайна, оригинальные панно, изящные вазы, оригинальные украшения... Работа с глиной и, в частности, ручная лепка – одно из древнейших и нестареющих ремесел.
Способы изготовления художественной керамики со временем претерпели множество изменений – массовая ручная лепка сменилась гончарным станком с кругом, причем сначала круг вращали рукой, потом появился ножной привод, а затем и электромеханический. На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу - шликер - заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности - лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика проходит обжиг.
В декорировании керамических изделий чаще всего используют роспись различных приемов. Декорирование ангобами – тонко растертой белой или с примесью красителей жидкой глины - связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.
Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями - эмалями - издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.
Некоторым особняком стоит центры глиняная игрушка. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом.
Профессиональный художник-керамист— это "человек-оркестр", в котором гармонично сочетаются и скульптор, и портретист, и просто "чернорабочий", которому незазорно надеть на себя фартук и часами замешивать глиняное "тесто". Каждый гончар стремиться оживить глину, создать новые формы...
Что должен делать специалист?
В профессиональные обязанности мастера-художника по фарфоровым и керамическим изделиям входят:
- подбор подходящего материала (глины) для будущего изделия;
- выполнение эскизов, композиционных решений;
- изготовление форм, набивка, колорирование, декорирование, лакировка, глазурирование, сушка;
- выполнение изделий в материале;
- оформление керамических и фарфоровых изделий росписью;
- использование разных направлений работы с глиняными изделиями;
Что должен знать специалист?
- художественные методы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- виды изобразительного искусства;
- технику рисунка;
- способы проектной графики;
- технологию ручного и промышленного производства керамических и фарфоровых изделий;
- технологию и виды росписи керамических и фарфоровых изделий;
- пластические и конструктивные свойства материалов, применяемых в декоративном искусстве, возможности их обработки;
- законы и принципы цветоведения, цветовой композиции;
- требования, предъявляемые к качеству материала и покрытий керамических и фарфоровых изделий;
Какие качества необходимы специалисту?
- эрудиция;
- оригинальность мышления;
- художественная интуиция и воображение;
- эстетический вкус;
- стремление к развитию и постоянному профессиональному росту;
- высокий уровень самоконтроля;
- внимательность;
- наблюдательность;
- аккуратность;
- ответственность;
- организованность;
Возможные места работы специалиста
- предприятия или цеха по производству керамических и фарфоровых изделий;
- художественные мастерские;
- индивидуальная работа;
- учреждения образования, в том числе дополнительного;
- может быть «свободным художником» (заниматься индивидуальным предпринимательством).
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 5480
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.