Узбеки: формирование современной узбекской идентичности (Часть 5)

11.10.2010

Процесс формирования современной узбекской идентичности следует рассматривать в тесной взаимосвязи с образованием Узбекской ССР, а также в значительной степени как результат сложения усилий правящих и культурных элит. В числе наиболее активных участников процесса проектирования новой узбекской идентичности на начальном его этапе были три силы:

1) джадиды;

2) национал-коммунисты, в частности Т. Рыскулов и М. Султан-Галиев;

3) центральный партийно-политический аппарат, представленный прежде всего самим Лениным, а также Турккомиссией ЦК РКП(б), образованной в 1919 г. и распущенной в 1920 г.

Позиция джадидов, представленная Махмудходжой Бехбуди, Абдурауфом Фитратом, Мунавваром Кори, Файзуллой Ходжаевым и другими, вытекала из двух обстоятельств. Будучи жителями городов и, следовательно, пропитанными городской культурой, сочетающей в себе тюркские и персидские элементы, джадиды занимали дуальную позицию по национальному вопросу. С одной стороны они исповедовали тюркизм, провозглашая идею единого Туркестана. С другой стороны, рамки тюркизма, по их представлениям, были ограничены ареалом распространения чагатайского языка и литературы. Поскольку именно узбеки (наряду с сартами и чагатайскими тюрками) унаследовали этот язык и литературу, то идея единого Туркестана, таким образом, ограничивалась территорией обитания узбеков. Так, провозглашенная в конце 1917 г. Кокандская Туркестанская автономия и не претендовала на территории Семиречья или Прикаспия, ограничиваясь рамками всего лишь бывшего Кокандского ханства.

Довольно часто у джадидов слово «узбек» оказывалось синонимом турок. По их замыслу, этим этнонимом должны были охватываться все народы, говорящие на чагатайском языке. В последующем именно такое представление об узбекской идентичности было фактически реализовано при образовании Узбекской ССР, хотя официально это никогда не признавалось. Что было отвергнуто из наследия джадидов, так это тюркистская риторика, апология единого Туркестана. Да и сами джадиды, часть которых была поначалу привлечена в советские государственные органы, оказались в итоге ненужными и подверглись в 30-х гг. репрессиям. Другую, объединительную (в составе всех тюркских народов), версию формирования национальной государственности отстаивали национал-коммунисты Т. Рыскулов и М.Х. Султан-Галиев. Последний совместно с татарским джадидом Ахмадом Заки Валиди Тоганом вынашивал идею создания государства Туран, в которое на федеративных началах вошли бы Туркестан, Казахстан, Кашгария, Хива, Бухара, тюркские части Афганистана и Ирана. За пропаганду этой идеи Султан-Галиев был исключен из партии, а в 1939 г. расстрелян.

Политическая карьера Турара Рыскулова была более долгой, поскольку его вариант объединительного варианта носил более умеренный характер. В 1920 г. он инициировал принятие на III Краевой мусульманской конференции РКП(б) резолюции, где говорилось о необходимости провести агитацию идеи уничтожения стремления тюркских народностей делиться, по существу, на названия: татары, киргизы, башкиры, узбеки и т.д. и составлять отдельные мелкие республики, а объединить в целях сплоченности и привлечения других тюркских народностей, не входящих в состав РСФСР, вокруг Тюркской советской республики. В том же 1920 г. он активно продвигал проект единой Туркестанской Автономной Советской Республики в составе Российской Социалистической Федерации. Если бы этот проект был принят, то, очевидно, профиль узбекской национальности в рамках иной государственно-политической конфигурации был бы иным, чем он диктовался статусом титульной нации в связи с образованием Узбекской ССР. Однако В. И. Ленин отверг проект Рыскулова, приняв за основу решения национального вопроса в Туркестане проект Турккомиссии ВЦИК и СНК РСФСР, в состав которой вошли Ш. Элиава, Г. И. Бокий, Ф. И. Голощекин, В. В. Куйбышев, Я. Э. Рудзутак и М. В. Фрунзе.

Туркомиссия предложила, в числе прочих предложений, следующее: согласование и размежевание интересов отдельных национальных образований в Туркестане. При этом немаловажную роль сыграла, по всей видимости, докладная записка работника Турккомиссии Г. И. Бройдо. Последний больше всего внимания уделил существующим межнациональным противоречиям и конфликтам в регионе, особенно между узбеками и туркменами в Хорезме, куда он был послан как эксперт по национальным вопросам.

Приняв предложение Турккомиссии, В. И. Ленин 13 июня 1920 г. сделал следующие замечания по проекту решения ЦК О задачах РКП(б) в Туркестане:

1) Поручить составить картуТуркестана с подразделением на Узбекию, Киргизию и Туркмению

2) Детально выяснить условия слияния или разделения этих трех частей.

Фактически был дан зеленый свет для национального размежевания, а также для образования, в числе других, национального государственного образования (Узбекии), основанного на признании узбеков как титульной нации.

Казалось бы, Ленин пошел на более радикальный вариант, чем национал-коммунисты,  на создание не автономных, а юридически самостоятельных национальных республик в составе бывшего Союза ССР, с правом выхода из него. Но этот шаг, скорее всего, должен был убить двух зайцев одновременно. С одной стороны, он был рассчитан на достижение должного отклика в колониальных владениях Великобритании. С другой, этот шаг призван был на корню нейтрализовать националистически настроенные местные элиты, которым под эгидой борьбы с панисламизмом и пантюркизмом как буржуазно-националистическим движениям была объявлена война. Именно с этого момента джадиды и национал-уклонисты были обречены носить клеймо врагов Советской власти в Туркестане.

Теперь для того, чтобы создать Узбекию, необходимо было обеспечить узбекам статус титульной нации. Это могло быть возможно только в том случае, если бы они составили большинство на отведенной республике территории. В действительности узбеки, по данным дореволюционной статистики, составляли большинство только на территории бывших Хивинского ханства и Бухарского эмирата, а также в Самаркандской области. В бывшей Сырдарьинской и Ферганской областях они следовали по численности после сартов. Поэтому позитивно было встречено требование, исходившее из лагеря джадидов, о переименовании сартов в узбеков, что и было в короткие сроки осуществлено в период между 1920 и 1924 гг. Во всесоюзной переписи 1926 г. уже не значилось ни одного сарта.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

 

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 5601

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.