Этногенез: Чагатайские тюркские племена (Часть 3)
25.09.2010
Как уже упоминалось во второй части публикации об узбеках, они являются потомками как минимум трех этнических общностей. Сегодня мы предлагаем познакомиться со сведениями о Чигатайских тюркских племенах.
Одновременно, к моменту образования узбекской конфедерации племен,
в самом Мавераннахре в пределах Чагатайского улуса утвердилась династия Темуридов, которая попеременно вступала то в союзы, то в конфликты с узбекскими племенами из Золотой Орды, при этом имея дело в большей степени с Белой Ордой. Чагатайский улус, в силу ряда причин, отличался, по сравнению с Золотой Ордой, более высоким уровнем развития городской и земледельческой культуры. Население Мавераннахра в то время
состояло из двух основных частей персо- и тюркоязычного, с некоторой примесью монгольского элемента. Все эти компоненты находились в процессе взаимной культурной ассимиляции, хотя часть тюркских и тюркомонгольских племен вплоть до конца XIX столетия сохранила свою этнородовую идентичность и, частично, полукочевой образ жизни. К этим племенам относятся карлуки, джалаиры, барлос, каучин, орлат, турки, мусобозори, калтатой, могул и некоторые другие. Карлуки еще в XXI вв. проникли вместе с родственными племенами чигилей, ягма, тухси, аргу в Мавераннахр, и утвердились здесь при Караханидах. С разгромом Караханидов Сельджуками в XI столетии в регионе появились племена огузов, часть которых также вступила в процесс взаимной ассимиляции с местным населением.
В XIII столетии регионом овладели монголы во главе с Чингиз-ханом, который оставил правителем этой части монгольской империи своего сына Чагатая. Ставка самого Чагатая находилась в долине реки Или, т. е. в достаточной отдаленности от Средней Азии, а непосредственно культурной областью Мавераннахра правили представители местной аристократии, сначала хорезмиец Махмуд Ялавач, затем его сын Масуд-бек, а также ряд последующих местных правителей, правивших от имени кого-либо из Чагатаидов.
С этого времени началось проникновение монгольских родов джалаир, барлос, каучин, орлат и др., которые в результате интенсивных контактов с более цивилизованным местным населением подверглись ассимиляции и тюркизации. В XIV в. выходец из племени барлос Темур, победив представителей Чагатайского улуса, основал собственную династию, которая просуществовала до нашествия в регион кочевых дашти-кипчакских узбеков.
Аналогично тому, как подданные Золотой Орды (в дальнейшем только Белой Орды) во время и после правления Узбек-хана стали называться узбеками, жители Средней Азии во время и после упадка Чагайского улуса, независимо от этнической или племенной принадлежности, стали именоваться чагатаями. Этот термин стал собирательным для всех народов, находившихся под началом Чагатайского улуса, этнонимом, подчеркивающим прежде всего их отличие от народов, находящихся под началом других монгольских улусов, в т. ч. Узбекского. Так что слово чагатай первоначально означало нечто, оппозиционное термину узбек. В последующем они по своим значениям стали пересекаться друг с другом и достигли отношения тождества только ко второй половине XX столетия.
В период династии Темуридов окончательно сложилась т. н. чагатайская культура, в первую очередь чагатайский литературный язык, канонизированный поэтом Алишером Навои, выходцем из того же племени барлос.
Носителем этой культуры было, в основном, население городов, состоящее
из перешедших к оседлому образу жизни представителей бывших тюркских племен, а также тюркизированного персоязычного населения, большая часть которого получила наименование сартов. Создатели чагатайской литературы Бабур и Навои в своих исторических трудах отмечали существование сартов наряду с другими народами, населяющими регион, но сами не относили себя к ним. Тем не менее, именно сарты в последующем стали проводниками чагатайской культуры и чагатайского языка, получившего в последующем название языка тюрки.
Таким образом, наследие эпохи Чагатаидов воплотилось не столько в народностях, именующих себя чагатаями (таких родов и племен к началу XX столетия оставалось немного), сколько в насыщенной культуре высокоразвитых языке и литературе, которые стали и в своей основе остаются доминирующими в Мавераннахре. Чагатай, как было отмечено выше, было собирательным именем для всех народов Мавераннахра в период Темуридов. Но после их изгнания ареал использования этого слова стал сужаться: часть чагатайских народов и племен стала переходить или в сообщество узбекских племен, что характерно прежде всего для территории, охватываемой Зарафшанским бассейном (районы Самарканда, Кашкадарьи и Сурхандарьи), или в категорию сартов, что более характерно для территорий, охватываемых бассейном Сырдарьи. Это неудивительно, поскольку именно
районы Самарканда, Шахрисабза, Карши были средоточием чагатайских тюрко-монгольских племен. К концу XIX столетия остатки именно этих племен, как правило, сохранили полукочевой образ жизни и скотоводство как главный источник существования, а также дуальную родо-племенную идентичность принадлежность к своему роду и, в то же время, к сообществу узбекских племен.
Так, А. Д. Гребенкин среди 20 наиболее крупных узбекских родов отмечал чагатайские роды джалаир и тюрк, обитавшие в Зарафшанском округе. В 1924 г. Комиссия по национально-территориальному районированию во главе с И. Магидовичем зафиксировала на территории Бухарского ханства следующие бывшие монгольские и тюрко-монгольские чагатайские племена: из указанных племенных групп барлос, калтатай, муса-базари и тюрк относили себя к племенному союзу по имени последнего из них (тюрк).
Аналогичное расселение этого племенного союза имело место в Ферганской области, по крайней мере к моменту национально-территориального районирования. Так, в 1917 г. в этом регионе было зарегистрировано 71631 представителя тюрк, а в 1926 г. - 242792 . Не все представители этого племени, по данным М.С. Андреева, проводившего полевые работы в Самаркандской области в 1921 г., признавали себя узбеками . Представители
этого племени даже в более поздний советский период сохраняли ярко выраженную племенную идентичность. Тем не менее, в 1924 г. они не были выделены в самостоятельную национальность.
По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 6928
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.