Народы Узбекистана: Украинцы

04.08.2010

Самоназвание: украинцы. Народ, основное население Украины.

Язык: украинский восточной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Верующие: православные, незначительное число католиков, часть униаты.

Украинцы в Узбекистане:

1926 г. 25804

1979 г. 113826

1989 г. 153197

2000 г. 104720

Украинцы - крупнейший после русских восточнославянский народ, и так исторически сложилось, что существуют различия в быту, костюме, религии и культуре между восточными и западными украинцами.

В официальных актах царской России Украина называлась Малороссия, соответственно украинский народ - малороссы.

Первые представители украинского этноса появились на просторах Казахстана приблизительно в начале XVIII в., а в среднеазиатских ханствах в качестве заложников, возможно, еще раньше.

Давние исторические связи Украины со Средней Азией прежде всего ассоциируются с именем великого украинского кобзаря Тараса Шевченко. В его биографии есть годы, тесно связанные с Приаральем: находясь в ссылке, в 1848-1849 гг. поэт принимал участие в работе Аральской экспедиции под руководством А. И. Бутакова по изучению северной части Каракалпакии. В память об этом 1970 г. в Нукусе был установлен бюст Т. Г. Шевченко.

Выходцы с Украины составляли довольно заметную прослойку военнослужащих царской России. Поэтому и первые малороссы в более-менее значительном количестве появились в Туркестане в составе русских войск в середине XIX в.

Первые массовые заселения украинцами колонии Российской империи Туркестанского края начались с 1885 г. Основная причина - поиски удобных земель. Ограбленные по реформе 1861 г. крестьяне - выходцы из Украины и южных губерний России размещались компактными поселениями в Семиречье, в Черняевском и Аулиеатинском уездах, Сырдарьинской области и, отчасти, в Ферганской долине (Кетмень-Тюбе, поселок Мархамат), Голодной степи. Основное занятие: хлебопашество, хлопководство, садоводство, огородничество. В 90-х гг. XIX в. появились уже первые пасечники, чуть позднее и свиноводы. Украинские крестьяне старались вести хозяйство так, чтобы оно было прибыльным.

Обособленно от украинской диаспоры держалась небольшая колония их соплеменников в великокняжеских поселках, так между собой называли селения, организованные по инициативе Великого князя Н. К. Романова недалеко от Чирчика (под Ташкентом). Это были украинцы, сектанты-молокане, высланные с Кавказа за исповедуемую ими молоканскую ересь. Они достаточно быстро обустроились, обзавелись хозяйством, завели породистый скот и стали весьма зажиточными.

В Бухаре впервые украинцы появились после установления Россией протектората над эмиратом. Миграция в Среднюю Азию украинских переселенцев способствовала развитию в регионе богарного земледелия, которое и раньше было знакомо коренным жителям. Местное население училось у приехавших выращивать многие новые сельскохозяйственные культуры.

Первые украинские села в границах современного Узбекистана напоминали размещением домов и планировкой улиц отчий край. В том же архитектурном стиле строились дома (хаты), школы и православные храмы.

За крестьянами потянулся малороссийский рабочий люд: ремесленники и железнодорожники. Они обустраивались в крупных городах: в Ташкенте, Самарканде и в городах Ферганской долины. И, наконец, в начале XX в. в Туркестанском генерал-губернаторстве украинцы появились в бюрократических слоях населения, среди чиновников и канцеляристов.

Городские жители украинской национальности - большие любители театрального действа, охотно посещали спектакли, поставленные своими соотечественниками. В 1895 - 1899 гг. в Ташкенте часто гастролировали украинские музыкально-драматические труппы.

Украинцы, проживавшие в Самарканде, имели возможность общаться с талантливым ботаником В. И. Липским (1863-1937), который приезжал в 1896 г. в Среднюю Азию для изучения ледников. После кратковременной остановки в древнем городе ученый совершил поездку по гористой территории Бухарского эмирата. Впоследствии В. И. Липский стал первым президентом Академии наук Украины.

В годы первой мировой войны в Туркестан были доставлены пленные западные украинцы (галичане). Были они и среди беженцев. Их религиозные требы легально отправляли украинские священники-униаты, прибывшие вместе с ними. Но позднее это приходилось делать тайно.

В конце июня 1917 г. в Ташкенте была сформирована украинская рота под командованием сотника Долоты, и в эшелоне 1-го Сибирского полка отправлена на фронт сражаться за создание буржуазной Вольной Украины. Национальная рота формировалась при непосредственном участии Украинского войскового клуба и Краевой Украинской громады, объединявшей националистически настроенных украинцев. Ее отделения имелись в Самарканде, Скобелеве, Чорджоу и других городах.

На V Краевом съезде Советов Туркреспублики был создан Народный комиссариат по делам национальностей. При нем работало восемь секций национальных меньшинств, в том числе и украинская. На съезде было оглашено точное число украинцев, проживавших на тот момент в Туркестане, 500 тыс. чел.

В 1920-е гг. в Ташкенте, в украинской слободке, действовал национальный рабочий клуб. 21 ноября 1920 г. состоялось открытие памятника поэту Тарасу Шевченко в Ташкенте. Дети обучались в школе на родном языке. В 1922 г. издали букварь Читанку для первого и второго годов обучения. В начале 30-х гг. в Узбекистане функционировало 40 украинских школ, шесть рабочих домов. Но подобное благополучное положение диаспоры было характерно только для столичной области. Проводить какую-либо культурно-просветительную работу было крайне трудно из-за разбросанности населения. Главная головная боль подготовка кадров учителей. Уровень грамотности среди украинцев был средним. Эти причины вынуждали украинцев все чаще поговаривать о перекочевке обратно на Украину.

Однако в 1922 г. в Туркестан стали прибывать беженцы из голодающих районов Украины. Большая часть украинской земли, как и приволжской, и южноуральской, оказалась охваченной засухой и неурожаем. Особенно много пострадавших славян принял Самарканд. В 1926 г. около тысячи семей русских и украинцев проживало в Карши. Из-за подобных стихийных бедствий приток в хлебный край украинцев повторялся неоднократно: и в 20-е, и в 30-е гг.

Трагедия второй мировой войны вынудила эвакуироваться в Узбекистан целый ряд украинских промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и творческих коллективов. Уже в конце 1941 г. сюда прибыли Украинский художественный институт, Одесский институт инженеров морского транспорта, Харьковский сельхозинститут и др. В Бухару эвакуировался харьковский завод Электростанок, Киевский и Харьковский художественные институты, а в Коканд - сахарный завод. После 1945 г. многие из эвакуированных украинцев остались жить в Узбекистане.

Достаточно большая миграция населения с Украины (до 50-х гг.) была связана с индустриализацией среднеазиатских республик. Этот процесс затянулся на десятилетия. Харьковские машинисты обучали узбекских железнодорожников водить паровозы и тепловозы по Ташкентской магистрали. Шахтеры Донбасса передавали опыт добычи угля в Ангренском угольном бассейне, а сталевары Запорожья делились техническими навыками выплавки стали. Украинские специалисты принимали участие в сооружении железнодорожной магистрали Чарджоу Кунград. Первый поезд в Кунград 24 июля 1955 г. привел машинист первого класса Ургенчского локомотивного депо В. Ф. Демченко.

2 600 инженеров и строителей Украины в течение нескольких лет участвовали в восстановлении Ташкента, разрушенного землетрясением 1966 г.

Многие обрели здесь семейное счастье и остались жить. По данным 1970 г., в Узбекистане проживало 111,7 тыс., или 34,1% от общей численности украинцев, проживавших в Средней Азии. Основная их масса была сосредоточена в Ташкенте. Общий образовательный уровень достаточно высок.

Среди именитых людей Узбекистана, выходцев с Украины, писатель, историк, археолог, этнограф и фольклорист Д. И. Иваницкий (Эварницкий) (1855-1940), поэт и писатель В. А. Костыря, оперный певец В. П. Гринченко и композитор Б. Ф. Гиенко, архитектор Ю. Г. Мирошниченко, художник Г. Улько, скульптор Ф. Гриценко, академик В. Е. Еременко.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

В Ташкенте по адресу: г. Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Бабура, 4 действует Республиканский украинский культурный центр Узбекистана "Славутич"



Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 11374

Информация об организации: "Славутич" Республиканский украинский культурный центр Узбекистана
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.