Народы Узбекистана: Турки

20.07.2010

Самоназвание: тюрк, с XIV в. - османы. Народ, основное население Турции. Язык: турецкий, огузской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Верующие: мусульмане-сунниты.

Турки в Узбекистане:

1926 г.       374

1979 г.       48726 (с турками-месхетинцами)

1989 г.       106302 (с турками-месхетинцами)

Тюркский пласт, в том числе и огузский, из которого в будущем сложились турки-османы, проникает в область современного Узбекистана в раннем средневековье, в частности в качестве воинов на службе у правителей и знати. Некоторые из них занимали крупные военные должности.

В X в. Алптегин, турок по происхождению,  начальник гвардии и полководец Саманидов, был назначен наместником Хорасана. В 962 г. он вошел в Газну, низложил местного правителя и создал независимое государство.

Более конкретные сведения о турках-османах относятся к XV в., когда после разгрома их Амиром Темуром под Анкарой в 1402 г., по описанию испанского посла Гонзалеса де Клавихо, из Турции привезли стрелков и ремесленников: каменотесов, золотых дел мастеров, сколько могли найти в этом городе. Турки-музыканты упоминаются при описании празднеств при дворе сына Темура  Шахруха.

Воины турки-османы, названные в источниках румийцами, участвовали в 1553-1554 гг. в войсках узбекского хана Барак Султана и его сына Баба Султана, штурмовавших Карши, Шахристан и другие города Согда.

Турецкие купцы и ремесленники попадали в Мавераннахр и по торгово-ремесленным делам. В 1890 г. на рынках узбекских городов появляется турецкая грена, превосходящая по своим качествам французскую. Бухарские писцы пользовались фабричной бумагой из Турции (когози стамбули).

Однако, помимо купцов, в начале XX в. в Туркестанский край проникает большая группа константинопольских военных офицеров и проповедников, связанных с организацией младотурок. Помимо просветительской деятельности, они ведут подпольную пропаганду за отделение края и принимают участие в движении под национально-исламистскими лозунгами.

Поэтому с началом войны царские власти интернировали турок.

Турчанки чаще всего попадали сюда, выходя замуж за представителей местной элиты, обучавшихся в Турции. В Бухару из Турции вернулись родственники композитора Мутала Бурханова, в частности, Мазхар - видный математик и законовед, и его брат Муаммир, жены которых, турчанки, были музыкально одарены.

В 30-е гг. начинается насильственное переселение турок, которое приобрело массовый характер в 1937 г., когда депортировали народы с южной границы Кавказа в целях очистки погранполосы. Продолжением его явилось переселение турок в Среднюю Азию вместе с некоторыми другими народностями и в годы второй мировой войны. В основном это были сельские жители, занимавшиеся земледелием и садоводством. И в Узбекистане они были расселены в сельских местностях, в первую очередь в Ташкентской области. В целинных районах Сырдарьинской области создавались целые махалли с названием Турецкие.

Ограничение было снято лишь в 1956 г., с оставлением запрета на возвращение в места их прежнего жительства.

Из числа известных общественных деятелей можно назвать Мустафу Субхи (1883-1921). В годы первой мировой войны он вел пропаганду среди военнопленных соотечественников, сочувствовал младобухарцам.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

В Ташкенте по адресу: Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Бабура, 4 действует "Ахысха" Турецкий национальный культурный центр Узбекистана.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 5058

Информация об организации:
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.