Народы Узбекистана: Поляки
12.07.2010
Самоназвание: поляци. Народ, основное население Польши. Язык: польский, западной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Верующие в основном католики, есть протестанты.
Поляки в Узбекистане:
1926 г. 3411
1979 г. 3654
1989 г. 3007
Первое появление поляков в Средней Азии датировано, по крайней мере, XIII в., когда вроцлавский монах Поляк по делам Ватикана проезжал по долине Сырдарьи от Аральского моря до озера Балхаш в Казахстане. Он оставил скупые исторические сведения о народах этого региона.
Формирование польской диаспоры в Туркестане началось в середине ХIХ в. в ходе завоевания края Российской империей, включавшей в то время и часть территории современной Польши. Сначала в регионе появились единичные представители: в Ташкенте, административной столице Туркестанского генерал-губернаторства, в 1871 г. проживало всего 18 поляков.
К концу века, по данным первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), лица, назвавшие польский язык родным, составляли: в Закаспийской области - 1,0% от общего числа жителей области, Сырдарьинской - 0,19%, в Самаркандской - 0,17%, Ферганской - 0,10%. Лидирующим был Ташкентский уезд - 2214 поляка (2080 мужчин, 134 женщины). В Ташкенте самая крупная часть диаспоры - 2206 чел. (2074 мужчины, 132 женщины). В сельской местности Ташкентского уезда проживало шесть мужчин польской национальности и две женщины.
На остальной территории области их насчитывалось всего 611. Образ жизни и положение их не отличались от русских.
В основном поляки проживали в городах и военных поселениях. Преобладание мужчин объясняется тем, что формирование диаспоры на первых порах шло за счет лиц, служивших в армии, частью в железнодорожных батальонах, и оставшихся здесь на постоянное проживание чиновников, ссыльных и самостоятельных переселенцев, устремившихся сюда в поисках работы учителей, врачей, юристов, ремесленников.
Ко второму десятилетию ХХ в. в Туркестане (включая Бухарский эмират и Хивинское ханство), насчитывалось уже 910 тыс. поляков.
В первую мировую войну в Туркестан с сентября 1914 г. стали поступать военнопленные из австро-венгерской и германской армий и, так называемые, гражданские пленные, а с июля 1915 г. беженцы с польских территорий империи, захваченных в ходе военных действий, среди которых находилось от 8 до 10 тыс. поляков и евреев, эвакуированных из Польши.
Беженцы обычно селились колониями. В Ташкенте польское население компактно проживало на улицах Дачной (в марте 1916 г. 500 чел.) и Долинского (до 100 чел.). Кроме того, в разных частях города проживало еще до 60 семейств. В городе имелись специальные приюты для детей польских беженцев, где их было до 50 чел. В Ташкентском уезде поляков размещали в русских селениях.
Помощь польским беженцам и военнопленным оказывали благотворительные общества, землячества. Среди них Общество вспомоществования бедным семействам поляков, участвующих в войне, и беднейшему польскому населению, пострадавшему от военных действий. Его отделения работали в Ташкенте, Коканде, Самарканде.
Таким образом, число поляков в крае увеличилось. По статистическим данным, в 1915 г. проживало поляков и литовцев: в Самарканде -1866, в Каттакургане - 15, в Джизаке - 16. Достаточно крупные польские колонии сложились в это время в Ташкенте, Самарканде, Фергане, Коканде, Андижане, несколько меньшая - в Бухаре. Рекрутировались поляки и в ряды царской армии.
После событий 1917 г. часть поляков, в прошлом австрийских подданных, приняла российское гражданство.
По переписи населения 1920 г., в Самаркандской области (охват переписью до 85% территории) проживало: в городах - 720 поляков (401 мужчина и 319 женщин), в сельской местности - 55 поляков (32 мужчины и 23 женщины); в Сырдарьинской области (не описаны 4 волости) проживало 3113 поляков (1777 мужчин и 1336 женщин), в городах 2501 чел.; в Ташкенте было зарегистрировано более 2 тыс. поляков.
Пополнение польской диаспоры в крае было связано с трагическими событиями конца 30-х гг. В момент включения Западной Украины и Западной Белоруссии (1939 г.) в состав Союза его гражданами стали и поляки, проживавшие на данной территории. В предвоенный период началась депортация так называемых неблагонадежных и классово враждебных лиц.
Позднее депортировали шахтеров из Верхней и Опольской Силезии и лиц, служивших в Армии Крайовой. Среди этих групп польских граждан этнические поляки составляли около 40%.
После нападения фашистской Германии на СССР и установления дипломатических отношений с польским правительством, находящимся в Лондоне, изменилось к лучшему положение польских граждан, находящихся в стране. Уже в августе 1941 г. была объявлена амнистия, большую их часть выпустили на свободу.
В Узбекистане было размещено 35 тыс. поляков, в основном из Пермской области и Марийской АССР. В 1943 г. были открыты польские школы. На территории Узбекистана шло формирование польской армии генерала В. Андерса, насчитывающей к 25 октября 1941 г. около 42 тыс. чел.
Из-за разногласий с правительством армия в 1943 г. покинула страну, выведя 75 тыс. военных и около 37 тыс. членов их семей. Это ухудшило советско-польские отношения, что незамедлительно отразилось на оставшихся в стране поляках. Вопреки их воле, они были объявлены советскими гражданами, а возмущавшихся подвергли репрессиям.
В 1944-1945 гг. был осуществлен массовый вывоз польского населения из Узбекистана. В итоге, на 1 декабря 1945 г. здесь осталось 27849 чел. польского населения. Среди них лишь около 10% составляли этнические поляки.
Поляки, проживавшие в Туркестане, в абсолютном большинстве исповедовали католицизм. С отправлением обрядов имелись трудности, поскольку до начала ХХ в. здесь не было католических храмов. Богослужения проводили священники, командированные из других областей империи. В результате многие дети-католики некоторое время оставались некрещенными, а браки не освященными церковью. Для исправления ситуации на добровольные пожертвования был построен костел в Самарканде, начал возводиться храм в Ташкенте. Строительство его прервали события 1917 г.
Через несколько лет оно возобновилось и продолжалось вплоть до 1940 г. Но даже при недостроенном костеле здесь в 20-е гг. читались лекции на польском языке, была открыта школа для детей и курсы для взрослых.
Специфической сферы приложения труда поляков не выявлено. Являясь в основном городскими жителями, они работали на предприятиях, учреждениях и т. д. Польское население края в своем большинстве не сохранило родной язык, пользуясь русским.
Среди известных представителей польского народа выделяются: коллекционер С. Н. Борщевский и капитан В. Г. Бжезицкий, этнограф А. Н. Писарчик, комиссар Туркреспублики времен гражданской войны В. Д. Фигельский, интересовавшиеся историей и искусством края.
Большую роль в становлении здравоохранения края сыграл врач-невропатолог Мстислав Маркович Федорович. В 1910 г. он начал работать, а уже в 1918 г. создал городскую физиотерапевтическую клинику. Сегодня Республиканская физиотерапевтическая больница-лечебница носит его имя.
В военные годы в Ташкенте жил и работал польский художник, философ, мемуарист, офицер, подвергнутый репрессиям, Юзеф Чапский большой друг Анны Ахматовой.
Николай Леопольдович Корженевский (1879-1958) известный гляциолог и физико-географ. В течение десятилетий руководил кафедрой географии в Ташкентском университете. Составил каталог ледников Средней Азии, изучил свыше 70 ледников и ряд горных вершин Памира и Тянь-Шаня.
После распада СССР и образования новых независимых государств миграционные процессы затронули и представителей польской диаспоры.
Начался отъезд, особенно из небольших городов, как в Россию, так и на историческую родину.
По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".
В Ташкенте по адресу: Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Бабура, 4 действует "Светлица польска" Польский национальный культурный центр.
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 10442
Информация об организации: "Светлица польска" Польский национальный культурный центрУсловия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.