Народы Узбекистана: Греки

07.06.2010

Самоназвание: эллинес. Народ, основное население Греции и Кипра. Язык: греческий (новогреческий), составляет отдельную группу индоевропейской семьи. Верующие  в основном православные.

Греки в Узбекистане:

1926 г.      347

1979 г.   14 025

1989 г.   10 45

Греки-политэмигранты:                                                                                                              

1949 г.   12 000

2000 г.     10 000

О пребывании эллинов на земле древнего Туркестана свидетельствуют письменные источники греческих историков, а достоверность их сведений подтверждают памятники материальной культуры, полученные в результате археологических открытий тепе и городищ.

Согласно античным источникам, в период правления ахеменидского царя Ксеркса I (486-465 гг. до н. э.) из малоазиатского города Милета в нынешние южные районы Узбекистана были переселены жрецы Аполлона бронхиды. Здесь они основали свой город. 150 лет пребывания греческой группы населения в данной местности привело к почти полному стиранию рамок этнической обособленности. Бронхиды говорили уже на смеси греческого языка с местным. Узбекистанские ученые Э. В. Ртвеладзе и А. С. Сагдуллаев склонны отождествлять этот город с руинами городища Талашкантепе в Сурхандарьинской области.

Но если поселение бронхидов носило локальный характер, то поход Александра Македонского в IV в. до н. э. способствовал переброске в Среднюю Азию на длительное время нескольких тысяч эллинов.

Весной 329 г. до н. э. Александр, считавший себя законным наследником Ахеменидов и царем Азии, вторгся в Бактрию. В Согдиане ему пришлось столкнуться с отчаянным сопротивлением свободолюбивого народа.

Лишь в 327 г. ценой больших усилий удалось усмирить согдийцев.

Греки возглавляют все стратегически важные посты в стране. Александр идет на контакт с покоренным народом: вводит ряд местных обычаев при своем дворе, включает согдийцев в состав армии. В целях сближения со знатью покоренной страны Александр Македонский предлагает руку и сердце дочери одного из местных властителей Оксиарта  Роксане.

Их общий сын Александр должен был стать наследником престола. Его примеру следуют 80 высших военачальников. Сыграли свадьбы с азиатскими девушками и 10 тыс. рядовых воинов.

Это был хорошо продуманный ход: своим поступком Александр начал реализовывать идею создания единого народа  персо-греков  через смешение разнообразных племен и этнических групп созданной им огромной империи.

Вместе с войсками в Согд пришли беженцы из разрушенных городов, различный люд, обслуживавший нужды армии, дети греко-македонцев от согдийских, бактрийских и персидских женщин. Позднее сюда хлынули тысячи греческих торговцев и ремесленников в надежде найти хороший заработок. Большинство их осело в новых городах.

В 323 г. до н. э. Александр Македонский внезапно умер. Погибла и его идея мирового господства.

Целых три столетия после этого местное искусство было сильно подвержено греческому влиянию в градостроительстве, в монументальной и массовой архитектуре, искусстве, денежном обращении. Государственное делопроизводство велось на греческом языке. Но потенциал культуры покоренных народов был настолько высок, что пришлый люд, несмотря на его значительное количество, растворился в коренном населении.

Завоевательные походы Александра Македонского внесли свою лепту в культурное развитие покоренных народов. По мнению ученых, именно в Бактрии в большей степени, чем где-либо, воплотились заветные мечты талантливого полководца древнего мира  взаимообогащение культур пришлых и местных народов привело к своего рода синтезу цивилизаций Востока и Запада.

В Сурхандарье в настоящее время исследуется археологический памятник Кампыр-тепе (первые века до н.э.), который академик Э. В. Ртвеладзе охарактеризовал как руины древнего поселения на месте переправы через Окс, носящем греческое название Пардагви, Пандахейон (греч.  гостиница). Военное поселение  катойкия, основанное по велению эллинских правителей Бактрии, должно было защищать важнейший отрезок магистральной дороги в Бактрию.

По словам академика М. Е. Массона, в Самарканде в эпоху Темура и Темуридов легко было натолкнуться на армян, греков. В городской топонимике бытовало наименование улица христиан.

В XVIII в. среди бухарских землевладельцев, обладающих целыми селениями, был и купец Николай Григорьев, грек по происхождению, проживший в Бухаре много лет. В последнее десятилетие XVIII в. Бухарский эмират посетил Новопатрасский митрополит грек Хрисанф, возможно, с миссионерскими целями.

В Туркестане греки, российские и иностранные подданные, появились в последней четверти XIX в. Здесь они занимались ремеслом, торговлей и предпринимательством. Некоторые из них заметно в этом преуспели, особенно греки-купцы, собственники пекарен и т.п. В богатом торговом городе Коканде сохранились два роскошных особняка (1904), принадлежавшие братьям Мандалаки  владельцам крупнейшего в Ферганской долине гренажного завода, построенного в 1899 г. По их просьбе, архитектор спроектировал ансамбль в древнегреческом стиле. Ныне эти дома взяты под охрану государства как памятники архитектуры. Гренажный завод в Новом Маргилане также принадлежал греческому предпринимателю Евтихиди.

В начале XX в. греческая диаспора в Туркестане насчитывала от 600 до 1 000 чел. Наиболее обеспеченно греки жили в Ташкенте. В Самарканде в основном разного рода мелкие служащие и чистильщики сапог. К 1925 г. в этом городе проживало 43 человека греческой национальности, в Катта-кургане - 9.

В среде туркестанских эллинов имелась и небольшая прослойка интеллигенции: выходцы из буржуазных кругов. Ее представители регулярно участвовали в общественно-политической жизни Туркестана и благотворительных мероприятиях.

В Ташкенте в сентябре 1917 г. была открыта специализированная школа имени Платона, в которой большой упор делался на глубокое изучение языка, географии и истории Греции. В преподавательском составе: Ч. А. Авраманти, М. Д. Попандопуло, Х. Д. Попандопуло.

В конце 1917 г. греки  российские, греческие и турецкие подданные, проживавшие в Ташкенте, независимо от социального статуса объединились в общину. В правление вошли: Х. С. Шахбазиди (председатель), М. Д. Попандопуло (зам. председателя), К. Ригас (казначей), И. П. Сарианиди (секретарь), А. Холматиди, Ч. А. Триандафилиди и др. В тот же год местная греческая община влилась в состав только что возникшего Всероссийского союза эллинов, правление которого находилось в Ростове-на-Дону, и поставила перед собой цель привлечь в свои ряды всех соотечественников.

Газета «Жизнь национальностей» от 13 августа 1921 г. писала, что характерными чертами греческого народа являются трудолюбие, хозяйственность, бережливость, предприимчивость. Еще одна черта греков это тяга к знаниям. Повсюду, если имелись хотя бы скудные средства, открывались школы.

В 1922 г. был создан Союз оказания помощи греческим гражданам, проживающим в Туркестанской республике. Цель его создания  доставление средств и улучшение материального и нравственного состояния бедных греческих граждан, проживающих в Ташкенте и Ташкентском уезде, без различия пола, возраста, звания, состояния и вероисповедания, а также распространение в среде греческих граждан книг нравственного содержания, ознакомление с декретами и обязательными постановлениями путем перевода таковых на греческий язык, доставление неимущим средств для возвращения на родину. У ташкентской общины эллинов имелся свой рабочий клуб в центре города, занимавший часть здания бывшей гостиницы Националь.

В 1942-1943 гг. прошла первая волна вынужденного массового переселения российских греков из Причерноморья и Крыма в Среднюю Азию и Казахстан. В Узбекистане их расселяли в Самарканде, Коканде, Андижане и Фергане. Вторая волна, более крупная,  в июле 1949 г. Греков изгоняли из Сухуми, Поти, Батуми, Краснодара и других городов и сел Причерноморья.

В самом конце 40-х гг. гражданская война в Греции завершилась массовой миграцией греков в Советский Союз. Политических эмигрантов приняли южные территории бывшего Союза, в частности Узбекистан: почти 12 тыс. этнических греков были размещены в Ташкенте, Чирчике и Янгиюле. Специально для них построили 14 жилых городков (впоследствии у местного населения получивших название греческих), как правило, недалеко от тех предприятий, на которых предстояло работать.

Буквально с первых дней пребывания греков в Узбекистане стала выходить греческая газета Прос ти Ники (К победе), в 1959 г. переименованная в Неос Дромос (Новый путь).

В средних школах открылись греческие классы. Бывшие партизаны, в подавляющем большинстве своем крестьяне с начальным, а порой и без какого-либо образования, люди разного возраста  от 20 до 50 лет  садились за школьные парты и овладевали элементарными знаниями. Необходимо отметить, что большинство греков очень быстро освоили узбекский язык, что значительно облегчило трудности перехода к новым жизненным условиям.

К началу 1954 г. более 10 тыс. из них были трудоустроены. Работал греческий театр и танцевальный ансамбль Бузуки, кружки национальной художественной самодеятельности. Приезжали с концертами известные мастера искусств Греции. Ташкентский завод грампластинок выпускал массовым тиражом записи популярных греческих песен, мелодий.

К середине 60-х гг. в Узбекистане образовалось уже 5000 греческих семей, из которых 2 000 являлись смешанными. Верующие греки для удовлетворения религиозных нужд - крещения, венчания  посещали молитвенные дома понтийских греков (в Чимкенте) или русские православные церкви.

В 1956 г. началось освоение Голодной степи. В осуществлении этих работ участвовали 1 200 греков. Свой вклад они внесли и в восстановление Ташкента после разрушительного землетрясения 1966 г. Греки славились как отличные столяры, краснодеревщики и строители, главным образом, отделочники.

Образовательный уровень второго и третьего поколений греков заметно вырос. Среди них было много учителей, врачей, инженеров-строителей, квалифицированных каменщиков. К концу 80-х гг. защитились свыше 100 кандидатов и 7 докторов наук. Наиболее известные деятели науки и

культуры Узбекистана греческого происхождения в области: сельского хозяйства  Т. Самуладас, Н. Бакурас, В. Бадрас, П. Барьетас и др.; техники  Д. Ваяс, Т. Евагелу; химии  А. Гераникаки, С. Ятрудакис; биологии  К. Паганяс; медицины  Т. Пападопулос, Г. Иоанидис, П. Петрос, Х. Дамкас; экономики  М. Малиос; юриспруденции  А. Карадзас, К. Тимиоянис, В. Иконому; архитектуры  Н. Кодзайманис; археологии  К. Качурис, М. Пачос, О. Папахристу; истории и философии  Д. Цимбулидис, Н. Янну, С. Зорбалас, М. Жега, А. Куцукалис, Г. Кирьякидис, К. Михайлидис, Д. Спатис, Д. Сарлис, Д. Цибукидис, Д. Касурас, Т. Мантзукас, А. Папатеодору, Н. Папастергиу; керамист Н. Феодоридис, филолог П. Гонзополос, журналист К. Сафафидис, искусствовед Д. Янгос, кинооператор Н. Эфтимовски; заслуженный мастер спорта, любимец футбольных болельщиков  игрок Пахтакора Василис Хадзипанакис.

Широко известны имена: геолога, лаурета Государственной премии К. А. Сарианиди; археолога, доктора исторических наук В. И. Сарианиди; графика И. Д. Кириакиди, создателя целой школы современных живописцев Узбекистана Яниса Салпинкиди.

В 70-е гг., после падения режима черных полковников в Греции, начался процесс возврата на родину греков последней волны эмиграции. К середине 90-х гг. большинство греков-политэмигрантов вместе со своими семьями вернулись на этническую родину.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана"

В Ташкенте по адресу: Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Юсуфа Хос Ходжиба, 30 действует городское общество греческой культуры.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 8203

Информация об организации: Ташкентское городское общество греческой культуры
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.