Народы Узбекистана: Башкиры

03.06.2010

Самоназвание: башкорт. Народ в Российской Федерации, коренное население Башкортостана. Язык: башкирский, относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие  мусульмане-сунниты.

Башкиры в Узбекистане:                              

                                                                          1926 г.      765

                                                                          1979 г.  25 579

                                                                          1989 г.  34 791

                                                                          2000 г.   3 707

Происхождение (этногенез) и формирование башкирского народа представляет собой сложный и длительный процесс. Башкиры появились на исторической арене более тысячи лет назад.

Основу этноса составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью. Об этом говорят данные языка родоплеменной номенклатуры, многие культурно-бытовые традиции, тамги и легенды. Ядро древне-башкирского этноса не сразу и не прямым путем пришло в современный Башкортостан.

В течение длительного времени они кочевали на просторах современного Казахстана. Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан, побывавший в 922 г. в Арало-Каспии, давая этнополитическую картину того времени, помимо тюрков, кочующих в межаралокаспийском районе, отмечает огузов и небольшие группы печенегов к северу от Устюрта, а еще севернее  башкиров.

Башкиры входили в состав ранних тюркских военно-политических объединений. Историки, этнографы и фольклористы показали, что по происхождению и дальнейшей культурной и политической истории башкирский народ очень близок к каракалпакам. В преданиях многих башкирских племен содержатся сведения о приходе их предков из Средней Азии, Приаралья, низовьев Сырдарьи, Хорезма и Бухары. Эти связи уходят в глубь веков и четко прослеживаются в XVI-XVIII  вв., когда Башкирия уже вошла в состав Российского государства.

Родственная культура помогала башкирам быстрее других европейских этносов договариваться с народами Востока в вопросах политики и экономики. Не случайно в  1819 г. возглавить официальную миссию России в Хиву пригласили башкирского старшину С. Ч. Абубакирова.

Во второй половине XIX в. приток башкир в среднеазиатские ханства по разным мотивам усилился, особенно после присоединения Туркестана к России.

Среди многонационального населения Ташкента начала 70-х гг. XIX в. присутствуют в небольшом количестве и башкиры. Близость языков давала им возможность служить толмачами (переводчиками) и маклерами.

Большинство подвязывалось работать в скотоводческих хозяйствах, на строительстве железных дорог, городскими кучерами. Ко второму десятилетию XX в. в Туркестане (включая Бухарский эмират и Хивинское ханство) насчитывалось 30 тыс. татар и башкир.

В начале XX в. Башкирия - экономически и культурно отсталая страна. Большинство башкир были малограмотны. Башкир - не скотовод, не земледелец и не рабочий (газета Жизнь национальностей, 1921). Самосознание башкир заметно поднялось в середине 20-х гг. прошлого столетия, когда в Туркестане было создано Татаро-башкирское национальное бюро при Совете нацменьшинств. В местах их компактного проживания открывались школы, детские учреждения, рабочие клубы. Судопроизводство, по желанию клиентов, велось на родном языке. Все эти меры способствовали росту национального достоинства.

Башкиры в Узбекистане в основном обустраивались в городах и поселках городского типа, так как имеют склонность к техническим профессиям. Работали трактористами, комбайнерами.

В годы второй мировой войны немало башкир ушло на фронт, не все вернулись. Двум башкирам  М. В. Ахмедову (хлопкоробу из Янгиюля) и Г. Г. Мурзагалибову (завод Красный двигатель, г. Самарканд) было присвоено звание Героя Советского Союза.

Поколение башкир 60-х гг. было намного образованнее своих отцов, и, естественно, большинство их оседало в Ташкенте. Но представителей башкирской интеллигенции можно встретить и в Каракалпакстане, и в Ферганской долине, и в Бухарской и Кашкадарьинской областях. В 1979 г., согласно переписи населения, в Ташкенте проживало 5135 башкир.

Семейный быт башкир строился на почитании старших, свекра и свекрови, родителей, на беспрекословном подчинении им. Со временем, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. Однако в последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности. Национальная одежда представляет собой сочетание традиций степных кочевников и местных оседлых племен. В наши дни традиционные черты сохраняет лишь одежда пожилых людей. Молодые, главным образом девушки и женщины, надевают традиционный костюм лишь в праздничные дни и на свадьбах. Широко используется национальный костюм в художественной самодеятельности, на народных игрищах и спортивных состязаниях.

Браки совершаются по сватовству. Имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договоренности. В свадебной обрядности выделяются обычаи прятанья невесты, состязания в борьбе, конные скачки в день свадебного пира (туй) в доме невесты, обычай избегания невестой свекра. Ярчайшим эпизодом свадьбы является прощание невесты с родней и подругами, сцена прощальных причитаний (сенлеу).

Традиционные блюда:  мелко нарезанная конина или баранина с бульоном (бешбармак, куллама), колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога (эремсек, эжекэй), сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы и муки, толокна. Популярна лапша (тукмач) на мясном или молочном бульоне, крупяные супы (ойрэ).

Хлеб (лепешки) потребляли пресный. В XVIII-XIX вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион прочно вошли картофель, овощи.

Летосчисление башкир основывалось на двенадцатилетнем животном цикле. Вместе с исламом был принят мусульманский календарь  хиджра. С принятием ислама мусульманское духовенство, обучавшееся в Средней Азии, стало вытеснять доисламские обычаи, но языческие поверья и обряды не исчезли, а продолжали существовать параллельно с мусульманскими традициями, видоизменяясь и адаптируясь.

Башкиры  народ с богатым фольклорным наследием. Ведущее место в устно-поэтическом творчестве принадлежит эпосу  героическим поэмам Урал-батыр, Акбузат, Алпамыш, Кузый-курпяс и Маянхылу, Заятуляк и Хыухылу.

Сегодня башкиры в Узбекистане имеют возможность развивать свою культуру, язык, традиции и обычаи. Создан башкирский вокально-инструментальный ансамбль Дустлик.

В башкирской диаспоре заметный процент составляют смешанные браки (с татарами, узбеками, русскими, корейцами и др.). И все-таки башкирский менталитет дает о себе знать, когда начинается веселое празднество Сабантуй, когда в домашней среде прослушиваются кассеты с записями башкирской музыки известных кураистов, во время отправления религиозных обрядов

После 1991 г. начался постепенный отъезд башкир на свою этническую родину.

Известные люди в башкирской диаспоре в Узбекистане: политик, историк-ориенталист Ахмедзаки Валиди Тоган; доктор геолого-минералогических наук О.И. Исламов; ученый-филолог Ахмед Ишаев. Учительница Камита Галямовна Билалова после окончания Института истории партии в 1944 г. приехала с детьми (муж погиб на финской войне) по направлению в совхоз Баяут-5 Сырдарьинской области, где первое время работала директором школы. Ее сын, Анвар Билалов, стал известным археологом.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана"

В Ташкенте по адресу: г. Ташкент, Юнусабадский р-н, м-в Юнусабад-14, ДК им. Т. Садыкова действует Башкирский общественный культурный центр им. Ахмада Заки Валидий



Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 6141

Информация об организации: Башкирский общественный культурный центр г. Ташкента
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.