Народы Узбекистана: Азербайджанцы
31.05.2010
Самоназвание - азербайджанлылар, азерилер. Народ, основное население Азербайджана. Азербайджанский язык относится к юго-западной подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие мусульмане, в основном шииты.
Азербайджанцы в Узбекистане:
1979 г. 59 779
1989 г. 44 410
2000 г. 35 848
Одним из свидетельств давних связей народов и племен, живших на территории современных Узбекистана и Азербайджана, являются памятники местной культуры. Каменный амулет в виде двух переплетающихся змей из селения Сох, выполненный ферганскими мастерами, удивительно похож на каменный предмет из персидского Азербайджана (II тыс. до н.э.).
В VIII-XII вв. азербайджанские города поддерживали торговые и экономические связи со Среднеазиатским регионом по трассам сухопутных караванных дорог и также по водным путям, по которым через Бухару, Самарканд, Шаш шли купцы, ремесленники, ученые, певцы и танцоры.
Позже, в эпоху Темура, согласно письменным источникам, большое количество пленных мастеров из Азербайджана было доставлено в крупные города Мавераннахра. Каменотесы и специалисты архитектурного декора высшей категории участвовали в строительстве и художественной отделке соборной мечети Биби-ханым в Самарканде и дворца Ак-сарай в Шахрисабзе. Имя одного из них - Мухаммеда Юсуфа Тебризи увековечено в рисунке орнамента. Под влиянием искусства Индии и Азербайджана приоритет при возведении монументальных зданий в Мавераннахре этой эпохи нередко отдавался камню.
Описание Самарканда и Бухары находим в трудах азербайджанского ученого XV в. Абдар Рашида Бакуви. В Бухаре жил и творил азербайджанский философ и писатель XVI в. Мирзаджан Ширази, умерший там в 1585 г. В Самарканде и Бухаре в конце XVI начале XVII в. проходило творчество другого азербайджанского философа Юсифа Карабаги.
Своего расцвета торговые связи между Мавераннахром и городами Азербайджана достигают в позднесредневековое время. До сих пор в старом квартале Баку сохранился один из многочисленных караван-сараев, предназначавшихся специально для бухарских купцов. Его так и называют Бухарский. Еще недавно в украшении жилищ Азербайджана использовались декоративные камины бухар, истоки появления которых связывают с популярными в интерьере узбекских жилищ декоративными нишами.
Одним из главных предметов экспорта в Среднюю Азию являлась нефть, но в 20-е гг. XVIII в. вывоз ее по ряду причин резко сократился.
Новый виток во взаимоотношениях между народами двух регионов приходится на вторую половину XIX в., когда опыт азербайджанцев в разработке полезных ископаемых и строительстве железных дорог стал востребованным в Туркестане. Особенно он пригодился при освоении первой фонтанной нефти в Чимионе в 1904 г. С тех пор квалифицированные рабочие-азербайджанцы стали участвовать в промышленной добыче нефти в Ферганской долине и других нефтяных месторождениях на территории Туркестана.
В начале прошлого столетия туркестано-азербайджанские связи продолжили свое развитие и на культурной ниве.
Журналист, писатель и переводчик Саид Риза Али-заде еще в 1906 г. открыл Самаркандскую новометодную школу, в 20-30-е гг. готовил и переводил учебники. Вместе с ним открыл школу в Самарканде просветитель Мирза Мухаммад Ахун-заде.
Дважды (в 1911 и 1916 гг.) в Ташкенте успешно гастролировал Азербайджанский театр. В составе его труппы были известные актеры С. Рухулла, Ю. Нариманов и др. В 1912 г. Мирза Джалал-Юсиф-заде был первым редактором и издателем бухарских газет Бухорои шариф и Турон.
Азербайджанская диаспора в Узбекистане заметно стала расти после событий 1917 г. привлекается большое количество инженерно-технических кадров из Баку для становления нефтяной отрасли народного хозяйства.
В 20-30-е гг. в Узбекистане при Совете национальных меньшинств развернуло активную деятельность Азербайджанское центральное бюро, работавшее совместно с представителями иранской национальности. При нем действовали четыре школы, два дошкольных учреждения, три рабочих дома, клубы, библиотека. Редактором газеты Зарафшан в 1923-1925 гг. был Али Исмаил-заде.
В 1944 г. в Узбекистан из Грузии депортируются граждане азербайджанской национальности. В октябре 1957 г. с этой группы азербайджанцев были сняты все ограничения по перемещению и предоставлено право вернуться на этническую родину. Но благоприятный климат Узбекистана, сходство языков и образа жизни побудили значительную часть азербайджанцев остаться на узбекской земле. Большинство из них работали в колхозах и совхозах Ташкентской и Сырдарьинской областей, в городе Газли, принимая активное участие в хозяйственном освоении края.
Число азербайджанцев в Узбекистане продолжало расти и в последующие десятилетия, когда, помимо нефтяной отрасли, быстрыми темпами начала развиваться и газовая.
Ташкентское землетрясение 1966 г. стало причиной, побудившей прибыть сюда, на стройки, многих азербайджанцев. Позже некоторые обзавелись здесь семьями и остались жить в Узбекистане.
Достаточно много молодежи приезжало из Азербайджана для получения знаний в высших учебных заведениях Узбекистана.
Естественный прирост азербайджанского населения в Средней Азии всегда оставался высоким. В 1970 г. только в Ташкентской области проживало 10 тыс. азербайджанцев. Почти столько же было зарегистрировано в столице республики. Однако необходимо иметь в виду, что определенная часть из них фактически являлись турками-месхетинцами.
Узбекистанские азербайджанцы бережно относятся к своим народным традициям и обрядам. Еще в 1961 г. они вместе с жителями республики организованно отметили весенний праздник Навруз. Со слов И. Мамедова, председателя Азербайджанского культурного центра в Ташкенте, ко дню Навруз-байрамы красят яйца, готовят национальные сладости: пахлаву, шакербуру, шакрек-чурек, шоогохал, холву, шекер-нури и др. В ночь на Навруз ставится у порога полное ведро воды, чтобы в будущем году было изобилие. И еще одна особенность Навруза: в этот праздник должны все помириться и дети, и взрослые.
Азербайджанцы в городах работали на промышленных предприятиях, в сельской местности занимались земледелием. Известен колхозник-тракторист из Самаркандской области Бекир Дурсунович Мустафаев, ушедший в 1943 г. на войну и получивший звание Героя Советского Союза.
Очень много азербайджанцев традиционно заняты торговлей, работают в сфере обслуживания. Есть летчики, инженерно-технические работники, учителя, врачи и др. Славятся реставраторы-каменщики азербайджанской национальности, проживающие в Хорезме.
Первым азербайджанским членом-корреспондентом Академии наук Узбекистана и депутатом Верховного Совета республики был профессор-офтальмолог Кафар Абдуллаев. Известным в Узбекистане хирургом был Садык Алиевич Масудов. Главным дирижером оперного театра в Самарканде, а затем театра оперетты в Ташкенте много лет трудился Гари Киримов, а режиссером Большого академического театра оперы и балета им. Навои народный артист Азербайджана и Узбекистана, лауреат Госпремии им. Хамзы Фируддин Сафаров. Членом Союза писателей Узбекистана является автор многих художественных произведений Ихтиар Ризо. В Узбекистане хорошо знают творчество азербайджанского поэта, ученого и педагога Максуда Шейх-заде. Поэт родился в Баку, но творил и ушел из жизни в Ташкенте.
На доме, где он жил, установлена мемориальная плита. В Самарканде жил известный историк профессор Ю. Алескеров. Выходцами из азербайджанской диаспоры Узбекистана являются скульптор Э. Алиев, художник театра и кино Ф. Ахадов.
Примечание: В Узбекистане проживает маленькая группа талышей из Азербайджана. Этот народ исповедует ту же религию, что и азербайджанцы, имеет много общего с ними в обычаях и культуре. Единственное различие язык: талышы говорят на языке иранской группы. В настоящее время находятся в процессе ассимиляции с азербайджанцами.
Именитые талышы в республике: Атиф Новрузов - экономист, Маис Ибадов - борец по вольной борьбе.
По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана"
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 6851
Информация об организации: Азербайджанский культурный центр им. Г. Алиева при посольстве Азербайджанской Республики в Республике УзбекистанУсловия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.