25 декабря – католическое рождество
20.12.2012
Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. Однако 25 декабря Рождество празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.
По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах. Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества.
В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина. В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.
После сочельника, в 12 часов ночи, в костёлах начинается рождественская месса.
В первый день рождественских праздников - 25 декабря - члены семьи встречаются за столом на торжественном завтраке. На второй день ходят в гости к родственникам или принимают гостей у себя дома.
Во время праздников царствует веселое рождественское застолье. На столах появляются, в частности, мясные блюда и сладкие пироги.
Рождественский сочельник - главное событие в христианских католических семьях. По древнему обычаю, берущему начало еще в обрядах Первой Церкви, в сочельник едят постный обед. Трапеза носит религиозный характер, она очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа и творят общую семейную молитву. Весь ритуал трапезы Сочельника возглавляет отец семейства. Важнейшим событием вечери, является преломление облатков (рождественских хлебов). Традиционно его начинает отец или старший в семье. Потом все разделяют между собой хлебцы в знак любви и взаимного благорасположения. При этом желают друг другу счастья и Божия благословения.
Повсеместно распространен и известен обычай оставлять за рождественским столом незанятое место. Если кто-нибудь придет в дом в Сочельник, то будет принят, как брат. Этот обычай - знак памяти о близких и дорогих людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с семьей.
Незанятое место символизирует также и покойного члена семьи, либо всех умерших родственников. В некоторых семьях сохраняется обычай подкладывать сено под белую скатерть на столе, за которым совершается трапеза Сочельника. Оно напоминает о бедности Вифлеемской пещеры и о Богородице, положившей Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли.
За рождественским столом соблюдается определенная очередность подачи блюд. Первой подается вареная пшеница (кутья), которая напоминает то изобилие в раю, при котором жили Адам и Ева. Следующее блюдо - это овсяный кисель, который своим серым цветом и особым вкусом символизирует Ветхий завет, время, когда все было серо, мрачно, скучно от последствия греха. Кисель заливается медовой водой в знак того, что Христос принес надежду, которая все делала радостным, как бы сладким. Следующее блюдо рыбное - символ объявления Христа. После этого подается сладкий клюквенный кисель, который напоминает, что Кровь Христа уничтожила горечь греха. В конце подается семь сортов сладкого кушанья (печенье, булочки, различные сладкие мучные изделия), что напоминает о семи святых Таинствах.
Рождественская индейка с черносливом
1 крупная индейка
700 г чернослива
1 стакан риса
2 ст. ложки сметаны или 20 г сливочного масла
соль по вкусу
Очищенную и выпотрошенную индейку обмыть, обсушить и натереть изнутри и снаружи солью. В брюшко и зоб положить вымоченный чернослив и зашить. Крылья отогнуть к спинке и связать. Ноги связать спереди. Намазать индейку маслом или сметаной, положить спинкой вниз на противень (на него нужно предварительно положить две лучинки). Поставить в заранее разогретую до 220 градусов духовку и жарить, поливая индейку образующимся при этом соком, до тех пор, пока мясо не станет мягким (около 2-2,5 часов). Если сока мало, долить немного бульона. При подаче на стол индейку разрезать на куски, аккуратно положить на подогретое блюдо и полить соком, в котором она жарилась. Рядом положить отдельно сваренный рис.
Сердечки из марципана
для теста:
100 г размягченного сливочного масла
75 г сахарного песка
150 г муки
0,5 ч. ложки разрыхлителя
1 ч. ложка молотого имбиря
для марципановой массы:
80 г тертого миндаля
60 г сахарной пудры
0,5 яичного белка
1 ч. ложка фруктового или орехового ликера
для украшения:
110 г абрикосового конфитюра
75 г сахарной пудры
1-2 ст. ложки концентрированного молока
красный пищевой краситель
Приготовить марципановую массу. Для этого обдать кипятком миндаль, просушить, пропустить через мясорубку с частой решеткой, соединить с сахарной пудрой, белком и ликером, тщательно вымесить. Поставить на 24 часа в прохладное место. Приготовить тесто следующим образом. Растереть сливочное масло с сахаром. Соединить с ними марципановую массу. Помешивая, добавить смешанную с разрыхлителем просеянную муку и замесить тесто. Тесто завернуть в поли-этилен и положить на 2 часа в холодильник. Тесто раскатать в полиэтилене до толщины в 0,5 см, снять полиэтилен и вырезать формочками сердечки, выложить их на противень и выпекать в разогретой до 180 градусов духовке 8-10 минут. Дать печенью остыть. Обмазать готовое печенье подогретым абрикосовым конфитюром. Просеянную сахарную пудру смешать с концентрированным молоком, окрасить половину глазури в розовый цвет. Половину сердечек обмазать некрашеной глазурью, другую - розовой. На еще влажную глазурь нанести глазурь другого цвета и, взяв зубочистку, сделать узоры.
Клюквенный кисель
200-300 г ягод клюквы
7-8 ст. ложек сахара
4-5 ст. ложек картофельного крахмала
сахарная пудра по вкусу
Клюкву перебрать, промыть, протереть через сито, отжать сок. Выжимки залить 1-1,5 л горячей воды, довести до кипения, процедить. Часть отвара охладить и развести в нем картофельный крахмал. В оставшийся отвар положить сахар, вскипятить, затем влить разведенный крахмал, отжатый сок и довести до кипения. Перелить в подходящую посуду, посыпать сахарной пудрой, чтобы не образовалась пленка, и охладить.
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 5203
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.