"Зеленой" экономике – зеленый свет (часть 2)

29.06.2011

Продолжая тему перехода Узбекистана к "зеленой" экономике, хотелось бы сказать о целесообразности разрешить частному бизнесу на базе технологий ВИЭ, в качестве дополнительного стимулирующего фактора, реализацию электроэнергии конечному потребителю,  вырабатываемую на принадлежащих им фотоэлектрических станциях. 

Дело в том, что монопольным правом на продажу электроэнергии обладает только ГАК "Узбекэнерго". Но, она не может моментально решить всех проблем особенно в отдаленных и труднодоступных местах. А, учитывая высокую мобильность малого бизнеса, это было бы неплохим подспорьем в бесперебойном энергоснабжении населения. Раз мы упомянули о ГАК "Узбекэнерго", то стоит обратить внимание на информацию о планах строительства ГЭС на  реке Чаткал, которая вызвала озабоченность у экологов.

Опасения экологов можно понять, ведь к строительству ГЭС на уникальной горной речке в заповедной зоне надо подходить взвешенно. Природа, вещь хрупкая, и любое вмешательство может в отдаленном будущем привести к непредсказуемым последствиям для окружающей среды, экологический дисбаланс, нарушение биооразнообразия и т.д.

В данном случае происходит столкновение разумного и необходимого.  Необходимое, это означает, что энергетика нужна именно сейчас и Узбекистан не готов, впрочем, как и многие государства в мире, осуществить немедленный переход к "зеленой" экономике. Разумное, означает, что строительство не вписывается в концепцию перехода к "зеленой" экономике.

В качестве аргументов в защиту интересов по охране окружающей среды, можно привести выдержки из доклада UNEP под названием: "К зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности", где говорилось, что 1-2% мирового ВВП сегодня тратится на "субсидирование пути неустойчивого развития" в таких областях, как добыча ископаемого топлива, сельское хозяйство, производство и использование пестицидов, рыбная ловля и использование водных ресурсов. Сокращение или отмена таких субсидий, по мнению специалистов UNEP, позволит не только уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, но и высвободить необходимые для перехода к "зеленой" экономике средства.

Термин "устойчивое развитие" появился не сегодня. "Устойчивое развитие" - международный тренд, который впервые был провозглашен 16 лет назад в Рио-де-Жанейро и, являющийся универсальной политической стратегией для национального и международного уровней.

Главным принципом этой концепции является то, что удовлетворение сегодняшних нужд человека не должно входить в противоречие с интересами будущих поколений и наносить ущерб окружающей среде.

А конференция ООН по проблемам окружающей среды 1992 года, Монтеррейская конференция и Йоханнесбургский саммит 2002-го года определили сбалансированное развитие как стратегию существования человечества в XXI столетии.

По мнению некоторых зарубежных специалистов, переход к устойчивому развитию, который предусматривает гармоническое сосуществование экономики, экологии и социальной сферы, нуждается в системных изменениях в государственной политике. Для подготовки соответствующей законодательной базы и проведения институциональных реформ нужна политическая воля, которая реализуется через главные государственные учреждения. Однако, отметим, что здесь не менее, важна и общественная поддержка таких новаций.

С этой точкой зрения согласны и эксперты ЦЭИ, определяя практические шаги и формулируя рекомендации:

1. Разработать концепцию перехода Узбекистана к "зеленой" экономике на период до 2050 года при активном участии Правительства, частного сектора, научных учреждений, общественных организаций и международных институтов (ЮНЕП). В рамках концепции целесообразно разработать программы по каждому из приоритетных направлений "озеленения". 

2. Определить Министерство экономики в качестве национального органа, уполномоченного за обеспечение перехода к "зеленой" экономике. 

3. Создать нормативно-правовые основы перехода Узбекистана к "зеленой" экономике.
4. Совместно с Экологическим движением организовать постоянно действующую платформу по внедрению "зеленой" экономики. 

5. Включить в число приоритетных направлений государственных инвестиций и расходов направления "озеленения", предложенные в докладе. 

6. Способствовать ограничению государственных расходов в областях, приводящих к истощению природного капитала. 

7. Содействовать реализации пилотных проектов по каждому из направлений "озеленения". 

8. Стимулировать инвестиционные вложения в образование, обучение и повышение квалификации в целях подготовки рабочей силы к переходу экономики на «зеленые» рельсы. 

9. Обеспечить укрепление международного сотрудничества в сфере "зеленой" экономики.

Концепция представленная ЦЭИ аргументирована достаточно убедительными расчетами.

Так предполагается, что развитие ВИЭ принесет суммарные дополнительные ежегодные выгоды за счет перехода к "зеленой" экономике $5,289 млрд., при том, что количество дополнительных "зеленых" рабочих мест в этой сфере к 2020 году  составит 175 тыс. человек.

"Озеленение" сектора ЖКХ  даст ежегодной прибыли в $2,115 млрд., транспорта -$722,875 млн, совершенствование управления отходами - $611,6 млн, управление земельными и водными ресурсами - $1 млрд.

По прогнозам экспертов Центра, самый большой прирост "зеленых" рабочих мест к 2050 году составит в секторе управления земельными и водными ресурсами – 516 тыс.человек.

В подкрепление доводов специалистов ЦЭИ добавим, что в мировой экономике наблюдается тенденция устойчивого роста "зеленых" рабочих мест.

Сошлемся на  данные исследовательской организации  Worldwatch Institute, которые говорят, что в общей сложности, ныне в мире насчитывается 2.3 млн таких рабочих мест. В том числе, ветряная энергетика обеспечивает работой около 300 тыс. человек, солнечная энергетика - 600 тыс., индустрия производства биотоплива - более 1 млн. Кроме того, постепенно "зеленеют" и иные профессии. К примеру, набирает популярность "зеленое" строительство более экономичных в плане потребления энергии зданий. По данным Института, "зеленая" модернизация 200 тыс. квартир позволила создать 25 тыс. новых рабочих мест и сохранить 116 тыс. старых.

Еще важный вывод исследования Worldwatch Institute, при всех достижениях, "зеленая экономика" никогда не станет реальностью без масштабной помощи государств (деньгами, соответствующими законами и льготами), частных инвесторов и потребителей.

Таким образом, оценивая доклад ЦЭИ в целом, однозначно можно констатировать, что доклад весьма своевременен. Специалистами Центра проведена большая работа по разработке концепции и рекомендаций по переходу Узбекистана к "зеленой" экономике, с учетом всех положительных тенденций, существующих в мире в этом направлении.

И, в заключении, хотелось бы обратить внимание на одну деталь. Журналисты с осторожностью пишут термин "зеленая" экономика, используя кавычки, подразумевая при этом условный характер такой экономики. Но, на самом деле "зеленая" экономика все больше вторгается в нашу жизнь, то есть практически она уже стала реальностью.

Поэтому мы предлагаем опустить кавычки, поскольку зеленая экономика - необходимость!

P.S.  В самый последний момент пришла информация от компании Nano Technology International. В начале ноября текущего года, компания планирует презентацию "зеленых" автобусов системы "0 – выхлопов". Автобусы различных модификаций вместимостью от 80 до 175 человек. Запас хода до следующей подзарядки аккумуляторных батарей 200 км.

С точки зрения экологии, это действительно "зеленый" транспорт. А, если, как предполагается, зарядка будет осуществляться от сети фотоэлектрических станций, то в этом случае, он полностью будет отвечать требованиям зеленой экономики.

Источник 

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Бизнес в Ташкенте, Экология в Узбекистане

Еще по теме:

Просмотров: 3211

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.