Декоративно-прикладное искусство Узбекистана: Ковроткачество

15.12.2010

В настоящее время производство ковров в Узбекистане развивается в трех направлениях : кустарное домашнее ткачество, изготовление ковров ручной работы на базе государственных предприятий, изготовление ковров частными фирмами. Домашнее ковроделие развивается в Ферганской долине, Нуратинском междугорье, Кашкадарьинском, Сурхандарьинском, Сырдарьинском вилоятах, Каракалпакстане. Центрами по производству и сбыту ковров являются также Самарканд, Ургут, Коканд, Хорезм. Мастерицы изготовляют длинноворсовые и коротковорсовые ковры (джульхирсы, гилямы), безворсовые ковры (паласы). Большую научную и практическую работу по восстановлению старинных рисунков и технологий проводят государственное объединение «Усто» и республиканский производственный центр художественных ремесел и прикладного искусства «Мусаввир».

Широко известна своими великолепными коврами Хивинская фабрика, продукция которой достойна войти в любую музейную коллекцию. В современных условиях фабрика расширяет свои возможности – здесь приступили к выпуску портретных ковров, традиция изготовления которых была известна на Востоке еще в раннем средневековье.

Свой вклад в возрождение ковроткачества в Узбекистане вносят и частные фирмы. Их ковры отличного качества, с использованием натуральных материалов (шерсть, хлопчатобумажные нити, шелк) и натуральных красителей. Цеха по производству ковров открываются в основном в сельской местности, ближе к основному источнику исходного материала. Благодаря их деятельности на селе все больше женщин овладевают навыками тканья, знакомятся с традиционными рисунками. В качестве образцов рисунков используются старые туркменские или узбекские классические ковры. Важнейшие задачи, стоящие перед ковроткачами – восстановление старинных рисунков и создание новых ковровых композиций, и главное, - восстановление технологии крашения шерстяных нитей натуральными красителями. Многолетнее использование анилиновых красителей пагубно сказалось на эстетических качествах ковров домашней выделки, превратив их в заурядную бытовую продукцию.

Государство придает большое значение перспективам ковроткачества на всех уровнях – снятие налогообложения на ремесленническую, в т.ч. и ковровую продукцию, создание системы обучения ковроткачеству планируется в структуре учебных заведений Академии художеств Узбекистана.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Искусство в Ташкенте, Прикладное искусство Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 8539

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.