Город благородного камня. «Крестовина» – «виновница» юбилея
22.10.2010
– Где же зародилась наша столица? Раньше древнейшим поселением городского типа на этой территории считали Мингурик...
– На городище Мингурик в районе современного Северного вокзала, по данным археологии, полноценный город с цитаделью формируется с I века нашей эры, то есть около двух тысяч лет назад. Площадь его на картах Ташкента XIX века – около 35 гектаров. В ходе раскопок в 70-х годах прошлого века мы пришли к выводу о том, что здесь и зародился Ташкент две тысячи лет назад. Хотя к 1983 году велись работы и на другом древнем городище – Шаштепа, которое могло оказаться старше. Однако подтверждений тому еще не было найдено. Впоследствии исследования были законсервированы. Возобновили их после получения в 2000 – 2002 годах государственного гранта для целенаправленного изучения Шаштепа. Тогда ранние догадки оправдались: оказалось, что Шаштепа и есть «прародитель» Ташкента. Через хокимият столицы информация прошла в ЮНЕСКО. В прошлом году пришел от них запрос с просьбой предоставить найденные артефакты. После этого на государственном и международном уровнях и было принято решение о праздновании 2200-летия столицы.
Городище Шаштепа расположено в южной части столицы, на протоке Джун по улице Чаштепинской. Салар-Джунская водная система была освоена человеком раньше всего в оазисе – на ней расположен и Мингурик, что можно объяснить геоморфологическими причинами. Здесь залегают очень старые лессовые террасы, которые начали развеиваться еще много тысячелетий назад. В результате в этой части берег Джуна оказался совсем рядом с водой. Здесь древним людям удобно было отводить каналы на поля.
– А кто были первые «ташкентцы»?
– Освоение земель Чача начали носители хорошо известной бургулюкской культуры. Их поселения возникли благодаря таким же благоприятным природным условиям в IX – VII веках до нашей эры – в эпоху бронзы – вдоль среднего течения реки Ахангаран, где ныне разлилось Ташморе. Одно из таких поселений открыто и на Шаштепа. Бургулюкцы жили в полуземляночных поселениях и не знали архитектуры. Внутри их овальных землянок размерами три на два метра под крышами из ветвей деревьев были очаги, сооруженные из кирпичей, жаровни. В них обнаружены серпы – местные жители выращивали зерновые культуры – ячмень, пшеницу, имели круглодонную керамическую посуду – миски, котлы, делали ткани из луба, шерсти, кенафа. Хлопка еще не знали. Их культура уникальна и легко узнаваема. В VII – VI веках до нашей эры по неизвестным причинам поселения опустели.
Затем, в III веке до нашей эры, здесь появились кочевники. На Шаштепа не сохранились следы их жизни, только некрополь. Они специально выбирали возвышенности, так как привыкли устраивать погребения в курганах. Могилы были врезаны прямо в заброшенные землянки бургулюкцев. Это были прямоугольные ямы до двух метров длиной, где на подстилках из камыша лежали покойники. Там же была посуда, пища, круглые бронзовые зеркала. Керамика была уже иная, с плоским дном. «Опознать» этот народ нам помогла... пряжка. Бронзовая прямоугольная поясная пряжка с заключенной в нее фигурой лежащего верблюда – двугорбого бактриана. Этот «вешдок» указывал, что оставившие его племена пришли из районов Приуралья, Поволжья, где обитали сарматы, о которых писали еще древнегреческие авторы.
При сопоставлении пряжек, найденных в Причерноморье, на правом берегу Амударьи и на Шаштепа, оказалось, что они словно из одной мастерской. Благодаря этому удается проследить маршрут передвижения одних и тех же племен как в Причерноморье, так и, что главное, по течению Сырдарьи – в Ташкентский оазис, и затем следы ведут на юг, на Амударью. Подтверждение нашлось и в исторических хрониках. Выделившееся в III веке до нашей эры из государства Селевкидов Греко-Бактрийское царство осаждали племена из северных степей. Древние историки пишут о том, что и на северных границах стояли полчища воинственно настроенных, кочевников. Есть все основания предположить, что часть их прошла через Чач. Возможно, это были племена союза дахов, упомянутые в источниках.
Наш регион всегда был местом контактов номадов и земледельцев оазисов, часть которых обосновалась в Присырдарьинской зоне. С IV века до нашей эры культуры земледельцев формируются в низовьях реки – в основном в дельтовой части, на территории современного Каракалпакстана. Среди них выделяется Чирикрабатская культура IV – II веков до нашей эры, к которой относятся поселения городского типа Чирикрабат и Бабишмулла. В последнем даже было дворцовое сооружение, построенное в традициях древневосточного зодчества.
В Приаралье сохранились памятники погребальной архитектуры представителей этой культуры, с сырцовыми стенами мавзолеев и обрешеткой деревянными балками. Для нее традиционными были здания в виде «крестовин».
В III веке до нашей эры наступает засушливый период, что вызвало иссушение русел дельты Сырдарьи, сокращение посевов и, как следствие, запустение городов. Их жители уходят в поисках новых территорий. Со II века до нашей эры по правому берегу великой реки появляются «крестовины» -свидетельства пребывания носителей культур Приаралья, обладавших градостроительными навыками. Мы видим такие сооружения близ Актобе, на территории нынешнего Чардарьинского водохранилища. Есть одна из таких и здесь, на Шаштепа.
Мигранты построили на слоях нивелированного некрополя кочевников свою уникальную конструкцию из сырцового кирпича и пахсовой глины. Эта «крестовина» II века до нашей эры, найденная археологами и сохранившаяся до наших дней, и является древнейшим архитектурным сооружением на территории столицы Узбекистана. Принцип ее планировки – крестообразная постройка, вписанная в круг, – характерен для солнце- и огнепоклонников.
Здание с кольцевым сводчатым коридором, скорее всего, носило культовый характер. В одной из комнат мы обнаружили череп, уложенный в свое время на слой горячего пепла, сосуд, остатки пищи – кости птицы и крупного рогатого скота, захороненные под комками лесса. В другой есть алтарь, третья предназначена для культовых возлияний. В постройке налицо все приемы, свойственные зодчим древнего Востока. Вот почему мы считаем, что племена, ее соорудившие, принесли сюда навыки градостроительной культуры, развитие которых привело к формированию города на территории будущего Ташкента.
Сооружение с окружавшим его поселением было окружено оборонительной стеной. Здесь нашли дальнейшее развитие поливное земледелие, скотоводство и ремесла. Однако со временем жизнь на городище угасла. Окончательно это случилось в XVI столетии. От 25 гектаров площади на Шаштепа сегодня сохранилась только возвышенная часть – цитадель двенадцати метров в высоту, все остальное ушло под современную застройку. Но оно не стерто с лица земли – испытание вечностью выдержали стены, оконные проемы, арки, бойницы для стрельбы из лука. Очень важно законсервировать эту предтечу Ташкента, тем более что часть городища еще не до конца изучена.
«Правда Востока»
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 3758
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.