Навстречу Всемирному дню фотографии: от дагерротипа к цифровой фотосъемке
18.08.2010
«Остановись мгновенье, ты прекрасно»,- кто из нас не хотел запечатлеть на память счастливые мгновения жизни, будь то семейное торжество, корпоративное мероприятие или увлекательное путешествие. В нашей жизни фотокамера стала обычным атрибутом любой поездки или важного события. Большинство современных аппаратов сотовой связи оснащены встроенными фотокамерами, обращаться с которыми нетрудно даже маленькому ребенку. А теперь давайте ненадолго обратимся в прошлое и посмотрим, как все начиналось…
Принято считать, что основоположником фотографии является Луи Дагерр, чей патент на метод получения изображения на медной пластине 19 августа 1839 г. выкупило французское правительство; однако это не совсем так. Дагерр не изобрел фотографию (это сделал незадолго до него Дж. Н. Ньепс), но сделал ее доступной и популярной. Однако появлению методов и Ньепса, и Дагерра предшествовала длительная история научных изысканий многих поколений талантливых людей, благодаря которым усовершенствовались как камеры для получения изображения, так и светочувствительные материалы.
Простейшая камера-обскура, ("тёмная комната" лат) была известна задолго до открытия фотографических процессов. Сначала это был просто тёмный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. При обращении отверстия к освещенному объекту на противоположной стенке внутри ящика появлялось цветное перевёрнутое изображение. С такой камерой были знакомы Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Хассан ибн Хассан (965-1038), Роджер Бэкон (ок. 1214–1294) и другие. Уникальные рисунки камеры-обскуры вместе с ее описанием были обнаружены французами в рукописях Леонардо да Винчи во времена наполеоновских завоеваний. В 1279 г. архиепископ Кентерберийский Джон Пенхам высказал идею о возможности использования камеры-обскуры для наблюдения за движением Солнца. Его идеи нашли продолжение – наблюдая за движением солнца, в 1544 г. голландский математик Гемма Фризиус изучал солнечное затмение, а Иоганн Кеплер, с помощью усовершенствованной камеры обскуры добился увеличения проецируемого изображения... Камера-обскура времен Кеплера помимо линзы в отверстии была оснащена диафрагмой (изобретение Даниэло Барбаро) и зеркалом, переворачивающим изображение, чтобы избежать перевернутой картинки в объективе прибора (изобретение Игназио Данти). В 1620 г. Кеплер предложил выполнить камеру-обскуру в виде тента, которой затем широко пользовались художники для правильной передачи перспективы.
В 1812 г. английский физик Волластон стал использовать менисковую линзу с диафрагмой вместо двояковыпуклой линзы, заметно улучшив качество по краю изображения. По тому же принципу им была создана вскоре "ландшафтная" линза, - такие линзы использовались позднее в ящичных камерах. В 1816 г. Ньепс еще усовершенствовал камеру-обскуру, изобретя ирисовую диафрагму для увеличения резкости, - с помощью такой камеры впервые в мире он получил изображение на бумаге с хлористым серебром, хотя пока и не смог зафиксировать изображение.
Таким образом, до возникновения знаменитого метода Дагерра камера-обскура претерпела существенную эволюцию и служила надежным оптическим инструментом для правильной передачи перспективы в живописи, астрономических исследований и не переставала вызывать настойчивое желание зафиксировать и сохранить изображения предметов.
Параллельно с усложнением конструкции камеры обскуры накапливались сведения о светочувствительности различных химических соединений. Самым первым на этом поприще был арабский алхимик VIII в. Ябир Ибн Хайям, обнаруживший, что ляпис (азотнокислое серебро) темнеет под действием света. В XVI- XVIII вв. была открыта светочувствительность солей серебра, золота и железа (исследования Г. Фабрициуса, Р. Бойля, А. Бестужева-Рюмина). Эти открытия позволили во второй половине XVIII в. Хелло, Шееле и Веджвуду получить первую светочувствительную бумагу – бумагу, пропитанную азотнокислым серебром.
В 20-е гг. XIX в. Дж.Н. Ньепсом разработан фотографический метод получения изображения на светочувствительном асфальте за счет фотополимеризации. В тот же период Дагерр начинает работы по закреплению люминесцентного изображения в камере-обскуре. Однако именно Дж.Н. Ньепсу (1822) принадлежит первое закрепленное изображение, которое, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Первой же в мире фотографией считается другая работа Ньепса под названием «Вид из окна» (1826).
Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.
Предприимчивый Дагерр в 1829 г. заключает с Ньепсом контракт о развитии его метода гелиографии. Однако Ньепс и его сын Исидор, ставший партнером Дагерра после смерти отца в 1833 г., не сумели развить свое изобретение, тогда как Дагерр, проводивший свои опыты самостоятельно, значительно продвинулся. Дагерр стремился извлечь прибыль из своих разработок. Первые неудачные попытки продвинуть свое изобретение самостоятельно, побудили Дагерра привлечь к нему ученых. Он сообщил о своих разработках Д. Ф. Араго – влиятельному физику и астроному, который 7 января 1839 г. доложил о работах Дагерра французской Академии наук и предложил французскому правительству купить патент. Сообщение о дагерротипии вызвало сенсацию. Дагерр стал популярен. 19 августа 1839 г. французское правительство выкупило патент у изобретателя, и именно этот день позднее стал праздноваться как Международный день фотографии.
Луи Дагерр как мог пропагандировал дагерротипный процесс: устраивал показательные сеансы для художников и ученых. Вместе со своим родственником А. Жиру он начал делать камеры дагерротипа для продажи. Первые фотокамеры весили 50 килограммов и имели пластины размером 16,5х21,5 сантиметра.
Дагерру, согласно его методу получения изображения на медной пластине для экспонирования требовалось 30 минут (при гелиографии Ньепса экспозиция длилась до 8 часов), а в качестве закрепителя им использовалась обыкновенная поваренная соль. Однако копирование снимка было невозможным. Тогда же в 1839 г. англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который был назван калотипией. Носителем изображения служила бумага, пропитанная хлористым серебром. Эта технология сочетала высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Другой не менее важной заслугой Тальбота явился способ оптической печати с помощью «волшебного фонаря» (фотоувеличителя). Теперь можно было печатать снимки самых разнообразных размеров!
После 1839 г. соль при фиксации была заменена на гипосульфит натрия — фиксирующий элемент, открытый Джоном Гершелем.
Вскоре ученые, художники и любители улучшили процесс Дагерра. Они сократили время экспозиции до нескольких минут. Применение призмы дало возможность сделать изображение на дагерротипе не зеркальным, а нормальным. Дагерротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. К 1841 была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз.
В мире начался настоящий фотографический бум. В России уже с 1858 г. начал издаваться первый русский фотографический журнал "Светопись". А в 1878 г. на базе Императорского Русского технического общества был создан V отдел «по светописи и ее применению».
Дальнейшая эволюция фотографических процессов характеризовалась исключительным динамизмом. Дагерротипы на металлической подложке сначала были заменены фотографией на стекле, затем на гибкой плёнке, которая поначалу регистрировала только статические изображения. Стереоскопическая камера Езучевского, копировальный автомат для массовой печати Шлёттергосса, походный фотографический прибор Филиппенко, универсальный фотоаппарат для воздушного фотографирования, съемки под водой и регистрации солнечных затмений Срезневского, камера для моментальной фотографии с щелевым затвором Герца и Аншютца, зеркальная камера Карпова, панорамная пленочная камера для моментальных снимков с вращающимся объективом и щелевым затвором Истмена, - вот далеко не полный перечень фототехники, изобретенной к началу XX в.
Вскоре фотопленка могла уже регистрировать в цвете не только статические, но и динамические явления. Двухступенчатый негативно-позитивный процесс обрёл конкурента в абсолютно одноступенном процессе Ленда. Получили развитие методы создания объёмных изображений.
Появились самостоятельные виды научной и технической фотографии, без которых невозможны были бы такие открытия, как микрофотография, рентгенография, радиография, аэрофотография, астрофотография, и др.
В начале 80-х гг. XX в. фотография сделала новый скачок развития – появились технологии цифровой фото– и видеосъемки. Фототехника становится все компактнее - фотокамера размером со спичечный коробок и камера в мобильном телефоне стали привычным явлением, а качество цифровой фотографии неуклонно растет. Фотопленки, требующие полного затемнения для их проявки, уходят в прошлое…
В Ташкенте со второй половины XIX в. стало развиваться искусство фотографии, а уже в 1899 году было организовано «Общество любителей фотографии и изящных искусств Туркестанского края», которое получило официальное оформление после первой Туркестанской фотографической выставки, проходившей с 19 по 26 сентября 1899 г. в Ташкенте. В XX в. фотоискусство в Ташкенте успешно развивалось, открывались фотоателье, фотокорреспонденты фиксировали события в жизни города, а среди любителей фотографии появилось много талантливой молодежи.
Фотоаппарат стал обычным атрибутом повседневной жизни. Азы фотоискусства стало возможно получить в многочисленных фотокружках, работающих при домах культуры и дворцах творчества молодежи. В 2002 г. открывается Ташкентский Дом фотографии, объединивший разрозненных фотохудожников и любителей фотоискусства, где регулярно проводятся выставки, фотоконкурсы не только фотографов нашей страны, но и фотохудожников зарубежных стран.
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 5650
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.