"Красочные нити различных традиций..." (о музыке Д. Янов - Яновского)

16.07.2010

Дмитрий Янов - Яновский - один из тех современных композиторов Узбекистана, творчество которых хорошо известно далеко за пределами страны. Его знают не только как автора музыки, но и как человека, неутомимой деятельности которого обязан своим существованием в республике один из самых значительных и единственный в своем роде музыкальный проект - Международный фестиваль современной музыки "Ильхом - ХХ". Д. Янов - Яновский является инициатором и художественным руководителем этого фестиваля.

"Что наиболее впечатляет, так это мастерство, с которым он из красочных нитей, берущих свое начало от весьма различных традиций и влияний, ткет музыкальную ткань - всегда изысканную, прекрасно оформленную и ярко индивидуальную", - так характеризует известный английский композитор Джеральд Мак'Берни Д.Янов - Яновского - одного из наиболее интересных авторов, представляющих сегодня композиторскую школу Узбекистана.

Уже первые опыты Дмитрия как композитора были успешными. Годы учебы в Ташкентской консерватории, где он обучался композиции в классе своего отца Феликса Янов - Яновского, оказались ознаменованными крупными достижениями. Так, в 1983 г. его кантата "Мастера" заняла 3-е место на конкурсе молодых композиторов в Москве. Там же, в Москве, в 1985 г. за струнный квартет Янов-Яновский получает 1-ю премию, а за фортепианный концерт - поощрительный приз. В этом же году в Алма-Ате на XIX кинофестивале композитор стал обладателем приза за музыку к мультипликационному фильму "Золотой лист". 1990-е годы приносят Д.Янов-Яновскому ряд побед на международных конкурсах: 1991 г. - 2-я премия на Международном конкурсе духовной музыки во Фрибурге (Швейцария) за сочинение "Lacrumosa", 1992 г. - главная премия конкурса композиторов "Alea - III" в Бостоне (США) за произведение "Presentiment", а также приз за лучшую музыку на кинофестивале в Нанте (Франция) за музыкальное оформление картины "Камми", 1995 г. - приз союза кинематографистов Узбекистана "Грифон" за музыку к мультсериалу "История ислама", созданную в соавторстве с Феликсом Янов - Яновским.

Победы Д.Янов - Яновского на различных конкурсах - лишь внешние вехи его деятельности, хотя они и подтверждают плодотворность работы композитора. Лишь музыка может дать представление о ценности создаваемого композитором. Его сочинения исполняются на многочисленных международных фестивалях известнейшими музыкантами и коллективами мира. Среди них - Дан Апшоу - американская певица, виолончелист Йо-Йо Ма (США), чрезвычайно популярный в настоящее время в Америке и странах Запада, клавесинистка Элизабет Хойнацка (Франция), ударник Герт Соренсен (Дания), "Kronos Quartet" (США), "Arditi Quartet" (Англия), ансамбль "Xenia" (Италия), оркестр Бруклинской академии музыки и т.д. Диски с музыкой композитора были выпущены в Италии, Франции, США. Хотелось бы только, чтобы его сочинения исполнялись чаще и в нашей республике.

В музыке Д.Янов - Яновского глубокая содержательность сочетается с оригинальностью замысла, обусловливающей и новые, необычные формы. Не случайны поэтому поэтические названия его произведений: "Sotto voce" ("Тихим голосом"), "Ad amorem" ("К любви"), "Lux aeterna" ("Свет вечный"), "Ритуал", "Соприкосновение", "Пробуждение", "Музыка сновидений". Кажется, в самих этих названиях уже звучит музыка. Одно из сочинений имеет в названии лишь ... многоточие. В нем композитор использовал стихи А.Пушкина, причем отдельные фразы из них. Однако он так скомпоновал их, что стихи приобрели совершенно новую окраску, иной смысл и звучат так, словно написаны не в XIX столетии, а сегодня. Эксперимент автора несколько другого рода - "Мадригал" для виолончелиста, где музыкант не только играет, но и читает текст.

Следует отметить, что сам композитор считает излишним разъяснять смысл названий своих работ. Одно из несомненных достоинств музыки автора - ее необычайно яркая образность, способность вызывать в воображении слушателей яркие зрительные ассоциации. Может быть, именно это - одна из причин успешной работы композитора в кино и театре. Д. Янов - Яновский создал музыку более чем к сорока художественным, документальным и мультипликационным фильмам, а также почти к двадцати театральным постановкам. Так, кинофильм "Кя дя", музыку к которому он написал , был удостоен призов на семи международных фестивалях и демонстрировался в Ретроспективе лучших фильмов в центре Дж.Помпиду в Париже.

Спектакли, музыку для которых написал Д.Янов - Яновский, идут на сценах театров различных стран. Например, пьеса "Императорский безумец" входила в репертуар Московского драматического театра. Для театра "Ильхом" была написана музыка к спектаклю "Дом, который построил Свифт" (режиссер М.Вайль). Совместно с группой современного американского балета "Shapiro and Smith Dance" коллективом этого же театра был осуществлен еще один проект - фильм-спектакль "Отель Вавилон", заказанный организаторами Европейского международного фестиваля театров в Реклинг - Хаузене (Германия), где в 1997 г. и состоялась его премьера. Спектакли "Девочка со спичками" и "Притча о любви дарованной" на музыку Д. Янов - Яновского ярко обозначили новую линию в Молодежном театре столицы: в них отсутствует, казалось бы, самый необходимый компонент любого драматического спектакля, а именно - слово, текст. Зато на первый план выходят такие стороны театрального действия, как сценическое движение, хореография и, конечно же, музыка. Именно она задает ритм действу, определяет его характер и во многом обусловливает успех представления в целом.

В тесном содружестве композитора с художественным руководителем Молодежного театра Наби Абдурахмановым проходила работа над спектаклями "Холстомер", "Созвездие Омара Хайяма", "Принцесса Турандот", "Тартюф", которые утвердили статус Молодежного как театра самобытного, зрелищного. Ощущение чуда - одно из необходимых условий постижения любого вида искусств. Завораживающая атмосфера возникает при исполнении сочинений Д.Янов-Яновского. Одна из причин этого - фактурные, тембровые особенности произведений, построенных так, что в них почти теряется грань между звучанием и тишиной - понятиями почти равнозначными, потому что создается впечатление звучания не только музыки, но и окружающего пространства. Характерно в этой связи название одного из произведений композитора --"Звучащая темнота". И еще: звуковое пространство сочинений обладает волнующими душу свойствами и потому, что оно являет собой не просто, так сказать, "готовый продукт" творчества, а словно предстает в процессе своего возникновения, словно рождается прямо на глазах. Для сочинений Д.Янов - Яновского характерна импровизационность. Так построено, например, произведение "Presentiment" ("Предчувствие") для камерного оркестра и магнитофонной ленты - из насыщенного, но "расплывчатого" пространства постепенно возникают все более определенные мелодические фразы. Как результат этого долгого восхождения торжественно звучат интонации азана, записанного на пленку и обработанного так, словно его исполняет не один человек, а хор.

Слушатель произведений композитора ощущает себя сопричастным к таинственному акту творчества - рождению Гармонии из Хаоса. У Д.Янов - Яновского есть ряд сочинений, обнаруживающих его связь с традициями узбекской музыки. В произведениях "Такыр" для ударных инструментов и струнного оркестра, в "Музыке сновидений" для клавесина, чанга и магнитофонной ленты узбекские интонации получают оригинальную трактовку, звучат в неожиданном контексте. Д.Янов - Яновский умеет извлечь из традиционных инструментов нетипичные для них звуки и интонации. Или, наоборот, использует приемы звучания какого-либо узбекского традиционного инструмента. Так построены, например, несколько сочинений из цикла "Chang - music" для разных составов. Кажется, что в них звучит чанг, хотя на самом деле его здесь нет.

В январе 2002 г. Д.Янов - Яновский представлял музыкальное искусство Узбекистана в Европе, где в рамках Международного проекта "Шелковый путь" в концертных залах Брюсселя, Кельна и Амстердама с огромным успехом исполнялось его сочинение "Ночная музыка: голос в листве", которое наряду с другими произведениями автора показывает, как много может дать талантливому человеку общение с культурами разных народов.

Автор: Лола Уралова

Источник



"Красочные нити различных традиций..." (о музыке Д.Янов - Яновского)

Дмитрий Янов - Яновский - один из тех современных композиторов Узбекистана, творчество которых хорошо известно далеко за пределами страны. Его знают не только как автора музыки, но и как человека, неутомимой деятельности которого обязан своим существованием в республике один из самых значительных и единственный в своем роде музыкальный проект - Международный фестиваль современной музыки "Ильхом - ХХ". Д. Янов - Яновский является инициатором и художественным руководителем этого фестиваля.

"Что наиболее впечатляет, так это мастерство, с которым он из красочных нитей, берущих свое начало от весьма различных традиций и влияний, ткет музыкальную ткань - всегда изысканную, прекрасно оформленную и ярко индивидуальную", - так характеризует известный английский композитор Джеральд Мак'Берни Д.Янов - Яновского - одного из наиболее интересных авторов, представляющих сегодня композиторскую школу Узбекистана.

Уже первые опыты Дмитрия как композитора были успешными. Годы учебы в Ташкентской консерватории, где он обучался композиции в классе своего отца Феликса Янов - Яновского, оказались ознаменованными крупными достижениями. Так, в 1983 г. его кантата "Мастера" заняла 3-е место на конкурсе молодых композиторов в Москве. Там же, в Москве, в 1985 г. за струнный квартет Янов-Яновский получает 1-ю премию, а за фортепианный концерт - поощрительный приз. В этом же году в Алма-Ате на XIX кинофестивале композитор стал обладателем приза за музыку к мультипликационному фильму "Золотой лист". 1990-е годы приносят Д.Янов-Яновскому ряд побед на международных конкурсах: 1991 г. - 2-я премия на Международном конкурсе духовной музыки во Фрибурге (Швейцария) за сочинение "Lacrumosa", 1992 г. - главная премия конкурса композиторов "Alea - III" в Бостоне (США) за произведение "Presentiment", а также приз за лучшую музыку на кинофестивале в Нанте (Франция) за музыкальное оформление картины "Камми", 1995 г. - приз союза кинематографистов Узбекистана "Грифон" за музыку к мультсериалу "История ислама", созданную в соавторстве с Феликсом Янов - Яновским.

Победы Д.Янов - Яновского на различных конкурсах - лишь внешние вехи его деятельности, хотя они и подтверждают плодотворность работы композитора. Лишь музыка может дать представление о ценности создаваемого композитором. Его сочинения исполняются на многочисленных международных фестивалях известнейшими музыкантами и коллективами мира. Среди них - Дан Апшоу - американская певица, виолончелист Йо-Йо Ма (США), чрезвычайно популярный в настоящее время в Америке и странах Запада, клавесинистка Элизабет Хойнацка (Франция), ударник Герт Соренсен (Дания), "Kronos Quartet" (США), "Arditi Quartet" (Англия), ансамбль "Xenia" (Италия), оркестр Бруклинской академии музыки и т.д. Диски с музыкой композитора были выпущены в Италии, Франции, США. Хотелось бы только, чтобы его сочинения исполнялись чаще и в нашей республике.

В музыке Д.Янов - Яновского глубокая содержательность сочетается с оригинальностью замысла, обусловливающей и новые, необычные формы. Не случайны поэтому поэтические названия его произведений: "Sotto voce" ("Тихим голосом"), "Ad amorem" ("К любви"), "Lux aeterna" ("Свет вечный"), "Ритуал", "Соприкосновение", "Пробуждение", "Музыка сновидений". Кажется, в самих этих названиях уже звучит музыка. Одно из сочинений имеет в названии лишь ... многоточие. В нем композитор использовал стихи А.Пушкина, причем отдельные фразы из них. Однако он так скомпоновал их, что стихи приобрели совершенно новую окраску, иной смысл и звучат так, словно написаны не в XIX столетии, а сегодня. Эксперимент автора несколько другого рода - "Мадригал" для виолончелиста, где музыкант не только играет, но и читает текст.

Следует отметить, что сам композитор считает излишним разъяснять смысл названий своих работ. Одно из несомненных достоинств музыки автора - ее необычайно яркая образность, способность вызывать в воображении слушателей яркие зрительные ассоциации. Может быть, именно это - одна из причин успешной работы композитора в кино и театре. Д. Янов - Яновский создал музыку более чем к сорока художественным, документальным и мультипликационным фильмам, а также почти к двадцати театральным постановкам. Так, кинофильм "Кя дя", музыку к которому он написал , был удостоен призов на семи международных фестивалях и демонстрировался в Ретроспективе лучших фильмов в центре Дж.Помпиду в Париже.

Спектакли, музыку для которых написал Д.Янов - Яновский, идут на сценах театров различных стран. Например, пьеса "Императорский безумец" входила в репертуар Московского драматического театра. Для театра "Ильхом" была написана музыка к спектаклю "Дом, который построил Свифт" (режиссер М.Вайль). Совместно с группой современного американского балета "Shapiro and Smith Dance" коллективом этого же театра был осуществлен еще один проект - фильм-спектакль "Отель Вавилон", заказанный организаторами Европейского международного фестиваля театров в Реклинг - Хаузене (Германия), где в 1997 г. и состоялась его премьера. Спектакли "Девочка со спичками" и "Притча о любви дарованной" на музыку Д. Янов - Яновского ярко обозначили новую линию в Молодежном театре столицы: в них отсутствует, казалось бы, самый необходимый компонент любого драматического спектакля, а именно - слово, текст. Зато на первый план выходят такие стороны театрального действия, как сценическое движение, хореография и, конечно же, музыка. Именно она задает ритм действу, определяет его характер и во многом обусловливает успех представления в целом.

В тесном содружестве композитора с художественным руководителем Молодежного театра Наби Абдурахмановым проходила работа над спектаклями "Холстомер", "Созвездие Омара Хайяма", "Принцесса Турандот", "Тартюф", которые утвердили статус Молодежного как театра самобытного, зрелищного. Ощущение чуда - одно из необходимых условий постижения любого вида искусств. Завораживающая атмосфера возникает при исполнении сочинений Д.Янов-Яновского. Одна из причин этого - фактурные, тембровые особенности произведений, построенных так, что в них почти теряется грань между звучанием и тишиной - понятиями почти равнозначными, потому что создается впечатление звучания не только музыки, но и окружающего пространства. Характерно в этой связи название одного из произведений композитора --"Звучащая темнота". И еще: звуковое пространство сочинений обладает волнующими душу свойствами и потому, что оно являет собой не просто, так сказать, "готовый продукт" творчества, а словно предстает в процессе своего возникновения, словно рождается прямо на глазах. Для сочинений Д.Янов - Яновского характерна импровизационность. Так построено, например, произведение "Presentiment" ("Предчувствие") для камерного оркестра и магнитофонной ленты - из насыщенного, но "расплывчатого" пространства постепенно возникают все более определенные мелодические фразы. Как результат этого долгого восхождения торжественно звучат интонации азана, записанного на пленку и обработанного так, словно его исполняет не один человек, а хор.

Слушатель произведений композитора ощущает себя сопричастным к таинственному акту творчества - рождению Гармонии из Хаоса. У Д.Янов - Яновского есть ряд сочинений, обнаруживающих его связь с традициями узбекской музыки. В произведениях "Такыр" для ударных инструментов и струнного оркестра, в "Музыке сновидений" для клавесина, чанга и магнитофонной ленты узбекские интонации получают оригинальную трактовку, звучат в неожиданном контексте. Д.Янов - Яновский умеет извлечь из традиционных инструментов нетипичные для них звуки и интонации. Или, наоборот, использует приемы звучания какого-либо узбекского традиционного инструмента. Так построены, например, несколько сочинений из цикла "Chang - music" для разных составов. Кажется, что в них звучит чанг, хотя на самом деле его здесь нет.

В январе 2002 г. Д.Янов - Яновский представлял музыкальное искусство Узбекистана в Европе, где в рамках Международного проекта "Шелковый путь" в концертных залах Брюсселя, Кельна и Амстердама с огромным успехом исполнялось его сочинение "Ночная музыка: голос в листве", которое наряду с другими произведениями автора показывает, как много может дать талантливому человеку общение с культурами разных народов.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Деятели искусств Узбекистана, Композиторы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 2782

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.