Памятник на Чиланзаре (часть 1)

03.03.2010

Автор:

Есть на юго-западе города маленькая улица, носящая имя поэта Саади. Именно сюда мы и направляемся в очередную экскурсию.

Поселение, о котором мы сегодня поговорим, точнее, его история, напрямую связана с легендой о татарине, давшем имя поселению Ногай – курган.

Археологический памятник Кугаит-тепа является частью Ногай – кургана и находился на правом берегу Салара в районе упомянутой улицы. Для тех, кто знает город, скажу – памятник находится неподалеку от 54 – железнодорожного разъезда, по старой дороге на Янгиюль.

Впервые городище отмечено знаменитым художником В.В. Верещагиным в 1868 году. Василий Васильевич был жадным до всякого рода памятников  старины и не забывал о них даже на охоте (а охотником он был отменным). На одной из таких охот им были замечены и осмотрены останки древнего городища.

Первые исследования поселения были предприняты археологом Е.Т. Смирновым в 1896 г. и в 1899 г. участниками Туркестанского кружка любителей археологии. В период I мировой войны, в 1916 г. были предприняты небольшие раскопки под руководством В.Э.Эгерта, а в 1923 г. будущий основатель кафедры археологии ТашГУ (ныне НУУз) профессор М.Е.Массон произвел обследование городища со съемкой плана местности.

Многие годы памятник исследовался периодически, и только в 1972 и 1978 г.г. экспедиции под руководством  Д.Г.Зильпера и А.А.Грициной  произвели обширные раскопки на месте древнего памятника.

Удалось выяснить, что город основан представителями каунчинской культуры (это одна из следующих тем). Жители занимались земледелием и скотоводством, реже рыболовством.

В период Каунчи I в поселении отсутствуют постройки из пахсы (битой глины) и кирпича, зато наличествуют  керамическая посуда, железные орудия труда, наконечники копий и стрел. Жилые помещения можно назвать полуземлянками – они были заглублены наполовину в землю (хотя и напоминали современные саманные дома) и вмещали семью в 6 – 15 человек.

Только в III-IV в.в. нашей эры начинается «архитектурный» период жизни Каунчитепа. Оно растет территориально и обносится оборонительной стеной. Одновременно возводится цитадель, имевшая отличные по тем временам укрепления.

В центре городища находился большой храмовый комплекс огнепоклонников - наиболее древний из изученных на территории Ташкента.

К тому времени горожане уже освоили металлолитейное производство, руду для которого привозили, видимо, из района современного Бекабада.

 Продукция жителей Кугаит – тепа была известна не только в близлежащем Чаче, н и в Илаке, Мараканде, Бухаре.

Центр городища был окружен шахристаном – жилым кварталом, населенным наиболее зажиточными людьми. К сожалению, именно он сохранился хуже всего. Сказались исторические события и техногенная деятельность человека.

Как и многие города Средней Азии, поселение испытало все, что выпало на его долю. Во времена опустошительных походов арабов жители вынуждены были оказать сопротивление захватчикам. Видимо, их потери были значительными, так как многие постройки, а особенно храм, были сожжены разъяренными захватчиками после захвата поселения.

Благодаря географическому расположению (город находился на одном из торговых путей из Чача в Согд), Кугаит-тепа вскоре возрождается и становится даже больше, настолько, что попадает в труды арабских историков и географов IX-X в.в. В описании городов местности Чач упоминается некий Банункет. Долгое время ученые ломали головы – что это за поселение.

И лишь Ю.Ф.Буряков по ряду географических и иных признаков сумел отождествить загадочный город с ташкентским Кугаит-тепа.

К тому времени Бинкет (см. пред. статьи) становится центром Ташкентского оазиса и центром Большого Ташкента. Банункет становится вторым по своему значению.

К сожалению, его жизнь была не слишком длинной. В годы нашествия войск Чингиз-хана жители города оказали яростное сопротивление пришельцам. Результатом было практически полное уничтожение поселения  ордами оккупантов. Уцелевшие жители были угнаны в рабство, богатства разграблены, постройки снесены.

Только в XV-XVI в.в. жизнь города кратковременно возрождается. Но в связи с расцветом Бинкета и переходом к нему главенствующей роли в Чачском оазисе значение чиланзарского поселения окончательно падает, его жители переселяются в северо-западное поселение, ставшее в дальнейшем ядром современного Ташкента, и известное больше как Старый город.

На этом я с Вами прощаюсь.

С Вами был Станислав Балашкин.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Достопримечательности Ташкента, История Ташкента, Памятники Узбекистана

Еще по теме:
19.11.2012   Шейхантаур

Просмотров: 4893

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.