Махалля… как имя твое? Часть 4

21.07.2011

Автор:

Мы продолжим нашу экскурсию в историю почтенных махалля нашего несравненного города.

И начнем мы сегодняшнюю поездку, пожалуй, с современной, существующей и поныне махалли Джангох, имя которой в переводе означает “место битвы”.

Каково происхождение топонима - версий множество. Но одна - основополагающая. В далеком прошлом нашего достопочтенного города на этом месте произошла ожесточенная схватка двух враждебных армий. Обе стороны понесли большие потери. Но есть и другая, не менее интересная версия. Еще в XVIII веке Ташкент разделился на 4 части - даха, аксакалы которой пытались выставить сами себя на пост хакима города. И сторонники то одного, то другого из них «выясняли» отношения именно на этом месте -  на пустыре северо-западнее рынка Чорсу. То страшное время вошло в историю города под названием «чорхакимство» - четыре хакима.

И только вмешательство Юнуса - Ходжи остановило распри горожан.

Была она (точнее, ее несуществующая часть) довольно маленькой, насчитывая всего лишь шестьдесят домовладений. Жители ее занимались самыми разными ремеслами, одно из которых было довольно редким для нашего края - они создавали «плетенку» из прутьев ивы, украшавшую бутылки с вином!

Жили здесь и славные ташкентские купцы, торговавшие далеко за пределами Средней Азии. В распоряжении почти полутысячного населения имелись мечеть, чайхана и одна-две небольшие лавки.

В настоящее время на части территории находятся парк культуры и отдыха и часть жилого квартала Ц-15. Но самое главное -  мало кто знает, что в одном из домов незаметной махалли родился и вырос известный не только у нас в стране артист, основоположник узбекской эстрады Батыр Каримович Закиров.

Ныне основная территория квартала живет и здравствует, сохраняя историческое название. Есть чем гордиться древней махалле, находящейся в даха Шейхантаур, с которой граничила даха Себзар, куда мы сейчас и направляемся - квартал Эски - Джува, что в переводе означает «старый город».

Находилась она рядом с современным базаром Чорсу. Ее жители, (что естественно), занимались торговлей, имея в своем распоряжении около полусотни торговых лавок.

На территории махалли находилось около ста домовладений, имелись в квартале три мечети и медресе, которое могло поспорить  по уровню подготовки специалистов своего профиля с такими именитыми учебными заведениями, как медресе Кукельташ и Барак-хана.

Ныне на территории махалли расположены типография №1, музей природы, ресторан «Гулистан», а также построен ряд жилых домов и административных зданий.

И снова возвращаемся в Шейхантаур. Снова вспоминаем славных ташкентских оружейников, вооружавших защитников города отличным оружием. В давние времена приходилось сражаться не только мечами и кинжалами, сходясь лицом к лицу с противником, но и применяя дальнобойные луки, сила которых  помогала стрелам пробивать даже двойные кольчуги захватчиков. Именно стрелы производились устозами, проживавшими в махалле Укчи, что расположена в районе современной станции метро «Узбекистанская».

Квартал этот стоял рядом с крепостной стеной города у ворот Коймас, путь к которым проходил через жилой массив. Насчитывалось более ста домов, имелись две чайханы, три мечети и несколько торговых лавок. В одном из домов очень долго, почти до самой своей гибели в мрачном 1938 году, проживал известный государственный деятель нашей республики - Акмаль Икрамов.

В память  о нем названы один из районов города и улица. Просуществовала махалля практически до конца 60-х, а ее небольшая часть существует и поныне. Сохранилась даже маленькая улочка, носящее древнее имя - Укчи кучаси - улица «отливателей пуль».

Опять совершаем поворот на 180 градусов и едем обратно в Себзар, в махаллю Рабад, находившуюся в пригорода нашей столицы. Этот факт подтверждается тем, что с севера к ней подходила местность, Гурунчарык (одно название говорит само за себя - об одном из видов земледелия - рисоводстве), куда выезжали местные жители для обработки своих и арендованных участков. Кроме этого, население квартала было довольно универсальным по своим занятиям - одни делали масло, другие перемалывали зерно - здесь имелись две мельницы и маслобойня.

Делился квартал на два прихода, насчитывая триста домовладений, имея в распоряжении жителей три мечети и мактаб - школу для местных ребятишек. Вы заметили, что во многих махалля были мактабы? Поэтому вряд ли можно говорить о неграмотности населения.

Как и Эски-Джува, массив находился не слишком далеко от базара Чорсу, куда доставляли свою продукцию мастера - ремесленники. Это были бешики, сундуки, ковровые дорожки и другие предметы домашнего обихода. К сожалению, этого квартала, так же, как и многих других, больше нет. На его территории находятся жилые дома массива Себзар.

От упомянутого жилого массива проедемся по улице Фурката в сторону современной площади Дружбы Народов. Доехав до республиканского художественного училища, стоит обратить внимание на новые (и не очень) жилые дома. Именно на этом месте находилась махалля с довольно интересным названием - Зебак (в русской транскрипции - Зевак). Название это ни в коем случае не связано с праздно проводящими время горожанами.

Напротив, жители квартала были очень трудолюбивыми - занимались производством масла и муки, мелкой торговлей, изготавливали изделия из кожи. Имелись здесь около ста домовладений и мечеть, положенная уважающему себя кварталу.

А теперь о названии - в каждом городе имеется какая-то достопримечательность, будь то мечеть или караван - сарай, о которой можно сказать - украшение, жемчужина. Именно так и переводилось название махалли - украшающая, красящая город. Интересный топоним, не правда ли?

Другой квартал с не менее интересным названием находился в районе современного авиазавода, недалеко от Урды, по  улице, на которой располагается известный каждому ташкентцу магазин спортивных товаров. Сориентировались? Правильно - улица Усмана Юсупова. Довольно большая по своим размерам - 200 домов, махалля называлась Шатак. Видимо, очень отзывчивые жили здесь люди, всегда приходившие друг другу на помощь. Делилась она на две части - верхнюю и нижнюю, насчитывая около тысячи трехсот жителей.

Используя воды протекавшего рядом канала Кайнама, они занимались садоводством и земледелием. Ремесленных мастерских в квартале было мало - в основном преобладали бакалейные, мясные, мануфактурные и даже одна парфюмерная лавки - отсюда несложно догадаться, что здесь жили многие торговцы города. Здесь находилось и махаллинское кладбище.

В период сплошной застройки, особенно после Ташкентского землетрясения 1966 года, махалля была снесена и сейчас на ее месте красуются жилые и административные здания, а широкий проспект, соединяющий так называемые Старый и Новый город, носит имя писателя и журналиста Абдуллы Кадыри.

По этому же проспекту проедем и мы, следуя в махаллю Ачават, существующую и поныне в старинной даха Себзар.

Ничего не говорящий топоним имеет довольно странный перевод - буквально «беспорядок». Видимо, это вызвано различиями в национальном составе ее населения. Дело в том, что если практически во всех махаллях, которые мы с Вами посетили, проживали узбеки, то в этом квартале, хотя и в малом количестве, проживали и цыгане.

Были здесь (есть и сейчас) три мечети, кладбище, мактаб и три мельницы. Жители занимались в основном ремесленным производством, торговали. Находился квартал практически за городом, примыкая к его черте лишь с северной стороны.

А недалеко от нее, в окружении махаллей Укчи, Чукур Куприк, Самарканд Дарвоза, Бадрвай, находился жилой квартал, относившийся к даха Беш-егоч и бывший полным тезкой загородного района и поселка - Занги-ота.

Жители его были по своим занятиям, «на все руки от скуки» - кроме торговцев и земледельцев, здесь жили превосходные и просто отличные мастера - сапожники, производившие ичиги, кавуши и другие виды обуви, быстро раскупавшиеся жителями города.

Рядом находилось довольно редкое по своему профилю предприятие - сартарошхона, коих действительно в Ташкенте было мало. Квартал считался грамотным, ведь кроме мечети, в нем находился и мактаб. Среди сотни домов стоял (и сохранился ныне) мавзолей мусульманского святого Ходжи Нуритдина.

Ныне территория древней махалли застроена жилыми домами, в которых проживают и те наши сограждане, кто не пожелал расстаться с родными местами, и получил квартиры именно здесь, на территории милого сердцу квартала.

Ну что ж, сегодня мы с Вами побывали в различных пунктах нашего любимого города, полюбовались его видами, вспомнили его историю. Но эта поездка не последняя.

Станислав Балашкин.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Махалля в Узбекистане

Еще по теме:

Просмотров: 10560

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.