По улицам города

01.07.2009

Автор:

И снова всем здравствуйте, уважаемые ташкентцы! Сегодня мы с Вами прогуляемся по некоторым улицам нашего солнечного города. А начнем мы наше путешествие с одной из самых замечательных магистралей, уже более ста лет носящей имя прекрасного русского поэта, стихи которого мы начинали учить еще в первом классе - Александра Сергеевича Пушкина.

С самого своего основания эта в то время неказистая улица носила наименование - Лагерный проспект, так как она вела прямо к военным лагерям, находившимся за пре - делами города. Вот как описывал Ташкент конца 19 века известный историограф Добромыслов: "До 1884 года улицы русского Ташкента, за исключением двух-трех, в осенние и зимние месяцы были непроходимы, а в старом городе прямо на улицах тонули и люди, и животные". Именно с 1884 года городские власти обратили пристальное внимание на внешний облик Ташкента. И причиной тому было "сделать столицу Туркестанского края на манер европейских городов." За дело взялись серьезно. И об этом свидетельствует такой факт, как специальное постановление Городской думы, изданное 18 февраля 1886 года в газете "Туркестанские ведомости".

В нем, в частности, отмечалось, что "дворы и тротуары с арыками должны быть очищены от всяких нечистот в семидневный срок со дня опубликования сего постановления и затем содержаться в постоянной чистоте и опрятности". Как ни странно, постановление возымело действие. В короткий срок тротуары и улицы были очищены от многолетней грязи, а "мусор и отходы теперь не выбрасывались за ворота на проезжую часть улиц". Правда, немалую роль в этом сыграли и штрафы, налагаемые на нерадивых домовладельцев.

К 1889 году в новой части города была шоссирована почти половина улиц, ширина которых стала достигать на отдельных участках 40 - 50 метров. В старогородском районе отремонтировано и приведено в порядок 11 улиц и 14 переулков общей протяженностью в 25 километров. В 1909 году, по отчетам Ташкентской городской думы, общая протяженность благоустроенных улиц уже составила 117 километров. Из них 40 километров были с гравийным покрытием или вымощены камнем.

Одной из самых ухоженных и красивых по праву считалась улица, носящая имя А.С.Пушкина. Это название она получила в 1899 году в честь столетия со дня рождения великого русского поэта. В 1904-1905 года генерал Шорохов на собственные средства разбил в конце улицы Пушкинский сквер, где намечалось установить бюст поэта, который, кстати, был приобретен, но, как явствует из документа, "валялся в городской управе будто бы за недостатком средств на устройство пьедестала". Эпопея с установкой памятника затянулась аж до 1974 года, когда в сквере, носящем имя Пушкина, был наконец - таки торжественно открыт один из самых красивых, по моему мнению, памятников.

С улицей Пушкина тесно связаны многие события в общественной, исторической и культурной жизни нашего города. По ней, например, в 1903 году была проложена одна из первых конок. А в 1908 году между городом и бельгийским анонимным обществом "Ташкентский трамвай" был заключен договор о переводе конки на электрическую тягу. Вот что писалось об этом в одном из документов по устройству новых линий: "Продолжить существующую линию по Пушкинской улице от бани Метрикова до арыка Дархан и на Паркентскую до Салара".

Сегодня под улицей Пушкинской успешно несет службу "внук" конки - Ташкентский метрополитен. Особенно интересна улица в архитектурном отношении. Здесь еще сохранились дома, созданные архитекторами Сваричевским, Брилевичем, и многими другими известными зодчими Ташкента, в которых жили, и живут ныне потомки тех, кто создавал наши улицы, парки, скверы…

Рядом с ними - довоенные постройки, такие, как Узбекская государственная консерватория имени Ашрафи и другие здания. Подлинным украшением Пушкинской стали многоэтажные жилые и административные корпуса, появившиеся в последние годы.

Но есть в облике улицы одна деталь, характерная для всех времен ее существования. Это густая крона деревьев, которая дарила и дарит ташкентцам свою прохладу. Пушкинская, как и сто лет назад, является одной из самых зеленых и красивых улиц Ташкента. Пройдемся по улице, примыкающей к уже упоминавшейся, и известной, без сомнения, всему городу. Это, конечно же, знаменитый наш Бродвей, без которого уже невозможно представить Ташкент.

Одна из самых старейших улиц не так давно получила свой новый, весьма привлекательный облик. И вряд ли кто догадывается, что на ней сохранились здания, являющиеся поистине историческими. Это здания Министерства юстиции, Юридического института, некогда имевшие несколько другое предназначение - мужской гимназии, рядом с которыми живописно раскинулась целая выставка ташкентских художников, коллекционеров, миниатюристов.

К сожалению, не дошли до нас здания резиновой мануфактуры «Треугольник», книжного магазина Собберей, гастрономического магазина купца Захо и многие другие. Одни обветшали от времени, по другим нанесла удар слепая сила стихии. На их места сооружены торговые здания комплекса «Аркада», ресторан «Зарафшан», и другие, столь украшающие любимое место прогулок жителей столицы.

И мало кто знает, что рядом, буквально в 50 - 100 метрах от перекрестка улицы Сайилгох с улицей Кемаля Ататюрка находятся неплохо сохранившиеся здания - бывший ресторан гостиницы «Регина» и здание одной из самых старых типографий города, в которой некогда печаталась газета «Туркестанские ведомости». Узнать их очень просто типография - это здание кафе «Demir», а ресторан - бывшая диетическая столовая, (находился напротив современного «Зарафшана»), над центральным входом которой четко виден вензель - 1911.

Нелишним будет сказать, что именно на этих улицах впервые было применено освещение. Во что писали по этому поводу «Биржевые ведомости» в 1872 году: «На пересечении Соборной улицы с Самаркандской, Романовской, Иканской и Ирджарской установлены 216 фонарей-коптилок. Ташкент теперь смахивает на самый обычный про - винциальный городок».

Сразу скажу, что Соборная - ныне Сайилгох, Романовская - проспект Шарафа Рашидова, Ирджарская - Кемаля Ататюрка. К началу XX века в Ташкенте насчитывалось около тысячи фонарей-коптилок. Причем часть из них была установлена на старогородских улицах. Теперь с заходом солнца, особенно в летний период, жизнь в центре города не замирала.

Вспомним одну из, пожалуй, самых древних улиц - современную улицу Навои, получившую это имя в 1951 году. Древняя шейхантаурская улица пересекала практически весь старый город, являясь, по своей сути, главной торговой артерией Ташкента. На ней находились различные мечети и медресе и была она не такой прямой, какой знаем мы ее сейчас.

И до землетрясения, и после него уходили от нас памятники древности, возведеные знатными строителями города. Одни из них - сами, другие - по злой воле чиновников, объявивших войну самому Богу.

Долгое время, несколько столетий, она считалась, да и была центральной улицей города под названием Чач, Бинкет, Ши. Здесь проходили торжественные шествия послов, приезжавших к правителю Ташкента, проходили неторопливые верблюжьи караваны, доставлявшие товары со всех концов света.

Именно по ней, тогда носившей имя Шейха Хавенди Ат-Тахура, весьма почитаемая гробница которого находится поблизости, и была проложена первая городская железная дорога, а точнее - конный, а затем и электрический трамвай, еще в 1901 году. И только убеленные сединами аксакалы еще помнят облик старинной улицы.

Шумят над Ташкентом чинары и карагачи - безмолвные свидетели происходивших перемен. За мощными, порой необъятными стволами прячутся влюбленные. А история продолжает свой безостановочный бег, и мы на время прерываем нашу прогулку, чтобы продолжить ее в следующем выпуске.



Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента, Улицы Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 5750

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.