Получит ли статус культурно-исторического наследия мозаика на торцах многоквартирных домов

20.06.2021

С предложением о сохранении городской мозаики и приданием ей статуса культурно-исторического наследия выступил общественный совет при хокимияте.

На  заседании совета, состоявшемся 16 июня, были рассмотрены тревожные сообщения граждан о закраске мозаики на торцах девятиэтажных домов. Было решено направить предложение в Департамент исторического наследия о придании городской мозаике статуса культурно-исторического наследия.

В последние годы районные управления благоустройства постепенно уничтожают это уникальное культурное наследие советской эпохи, совершенно не понимая его ценности. Многие мозаичные панно уже уничтожены или находятся в плачевном состоянии. В городе нет специалистов, которые бы на государственном уровне занимались сохранением и реставрацией этих уникальных произведений городского искусства.

Откуда пошла традиция украшать мозаичными панно торцы и фасады зданий?

Уникальным обликом многоквартирных домов, казалось бы типовой застройки, построенных в советскую эпоху, мы обязаны художникам братьям Жарским. В 1966 году Пётр и Николай Жарские приехали в Ташкент участвовать в восстанавлении пострадавшего от землетрясения города.

Братья устроились художниками на завод железобетонных изделий, где стали разрабатывать эскизы мозаичных панно для отделки многоэтажных зданий.  Начал эту работу старший из братьев Пётр — монументалист по образованию и специалист по призванию. Он увидел на серых бетонных стенах пространство для полета творческойт мысли.

Его первое панно для 9-этажного жилого дома по ул. Мукими вызвало «легкий шок» среди архитекторов. Вот так выглядело первое панно Петра Жарского:

 Более 20 лет Жарские проработали я в ДСК № 2, результатом их творчества стало декорированиие не менее 400 многоэтажных жилых домов. На торцах пятиэтажек и девятиэтажек из стеклоплитки по эскизам, под авторским наблюдением Жарских, создавались мозаичные панно. Ташкент постепенно приобретал свой неповторимый узнаваемый стиль благодаря разнообразию цвета и восточной орнаментике.

      

Расцвет эпохи крупнопанельной мозаики пришелся на 1960–1980 годы. Именно творческое содружество братьев Жарских с известными тогда архитекторами дало замечательные результаты и позволило говорить о «ташкентском стиле» строительства, своеобразном, не похожем на другие.

 Характерная особенность узбекской мозаики — восточные узоры. Они образуют самостоятельные орнаменты либо обрамляют законченные сюжеты, посвященные великим достижениям, дружбе народов, героям труда и отдельным профессиям.

Архитектор Георгий Минасович Саркисов в 1990 году вспоминал: "Практически, братья Жарские в деле декорирования домов 70-х годов были первопроходцами, пионерами, по Союзу ещё не было распространено такое явление, как оформление жилого дома. Мы нигде ничего подобного, кроме Ташкента, не видели. Мне приходилось бывать на крупнопанельных заводах в Киеве, Москве. И я нигде не видел таких самоотверженных мастеров высшего класса, художников, которые отдавали бы все свои знания и силы, а самое главное, свой талант и умение, так, как это делают братья Жарские. Я должен сказать, что там, где семья Жарских приложила руку к оформлению жилых зданий, нет повторений". 

Так неужели мы потеряем уникальное наследие, создаваемое с любовью людьми, мечтавшими сделать Ташкент лучше?

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Изобразительное искусство Узбекистана, Искусство в Ташкенте, Культура в Ташкенте

Еще по теме:

Просмотров: 570

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.