Кашгарка ты моя, Кашгарка…
14.10.2019
Ах, Кашгарка, Кашгарка, Кашгарка!
Тупики, переулки, дворы.
Мы гуляли с тобой по Кашгарке
Целовались всю ночь до зари!
(слова Джасура Исхакова)
Практически все из нас бывали на знаменитом Алайском базаре, проезжали мимо него в сторону Юнусабада, направляясь в гости, или совершая рабочую поездку.
Многие молодые пары приезжали на другую сторону жилого квартала, что напротив базара, чтобы сфотографироваться на память в самый, пожалуй, счастливый день – день свадьбы, у монумента «Мужество».
И вряд ли кто из большинства жителей города, особенно современные молодые люди, когда – нибудь задавали себе вопрос – какова история и самого базара, и жилого квартала, некогда укрывшегося под безликим названием Ц-4, и его соседа – Ц-5?
Попробуем рассказать…
Говорят, что этот, ныне многоэтажный жилой массив особенно памятен ветеранам ташкентской милиции – якобы именно здесь было много представителей так называемого «криминального» мира и обычной шпаны – местных хулиганов. Возможно, это действительно так. Но, прежде всего, это был некогда окраинный райончик города, имеющий свою, уникальную, многовековую историю…
Лет этак сто – сто пятьдесят назад в этой махалле без труда можно было насчитать свыше сотни одноэтажных глинобитных домиков и домов, принадлежавших в основном выходцам из Кашгара. Кашгар – это часть современного Синцзян - Уйгурского автономного округа Китайской Народной Республики.
С Кашгаром у Мавераннахра были давние счеты – частенько правители Кашгара пытались «прирезать» себе то часть Ферганы, а то и вовсе заглядывались на Ташкент, и даже на Самарканд.
Но, со временем все пришло в норму, а вот торговые отношения продолжали развиваться. Купцы везли свои товары в наш город, который многим из них нравился. Да так и оставались, перевозя свои семьи, или находя свое счастье уже здесь.
Хотя, бывало, что бежали сюда люди – кашгарцы по «политическим» мотивам, ища укрытия на нашей благословенной земле. Так постепенно и возникло своеобразное поселение на окраине одной из даха – районов города – Шейхантаур.
Начало этому процессу было положено где-то семнадцатом – восемнадцатом веках, так что возраст у канувшей в Лету Кашгарки был весьма почтенный
А почему своеобразное – спросите вы. Да хотя бы потому, что первоначальный вид этой махалли был, как в той самой песне – «тупики, переулки, дворы», то есть, будущая Кашгар – махалля строилась без какого – либо плана – как душа пожелает, или – как Бог на душу положит.
Так, постепенно в Ташкенте и появилась Кашгарка, по имени которой Кокандские ворота фактически поменяли свое название на Кашгарские, а в разговорном языке горожан появилось новый топоним, уточнение, например, поехать на Кашгарку.
Основным занятием жителей махалли так и осталась торговля, хотя здесь можно было найти и сартароша – парикмахера, и банщика, и даже владельца караван – сарая. Один из них находился примерно на пересечении проспекта А. Тимура и улицы Ниязбекской. Правда, находились среди переселенцев и те, кто, пользуясь окраинным расположением махалли, продолжал заниматься земледелием.
В конце девятнадцатого века Кашгарка стала прирастать так называемыми «доходными» домами – фактически гостиницами, сдававшимися в аренду на долгий срок. Правда, именно «гостиницами» эти дома назвать невозможно – все они были, как и остальные - одноэтажные, построенные из самана, но, по тем временам, жить в них было можно, не считая того, что все «удобства» были во дворе.
Это был достаточно большой жилой массив, отделявшийся от остального города некогда еще чистым, а много позже – захламленным каналом Чаули, который моя двоюродная бабушка Мария небрежно называла – Чулья. Она тоже жила там неподалеку, на улице (уже исчезнувшей) Вотинцева, около табачной фабрики, где и работала. Фабрика существует и по сию пору, а Кашгарки больше нет…
Сегодня даже канал Чаули непросто найти на карте города – на ней его попросту нет. И только старые жители Ташкента, да знатоки города подскажут Вам – где именно сия речушка протекает по сию пору.
Пройдите от Алайского базара в сторону пятой школы.
Там улочка изгибается направо, затем - налево, обходя детский сад, но она точно укажет, где древний канал. Спускаемся под уклон, к самому низкому месту на квартале, позади бывшего спортивного стадиона. Именно здесь и поныне протекает один из старых каналов, забранный в трубы…
Город разрастался, как и его население, которое отчасти прирастало и вышедшими в отставку солдатами. А потому севернее современного центрального сквера, фактически напротив Кашгарки возникла так называемая солдатская слобода. Ее границы четко прослеживаются и поныне – это проспект – А. Тимура, проезд Олой бозори и современная улица Шахрисябз.
Внимательный читатель воскликнет – так это же границы Алайского базара, и будет, скажем, не совсем прав. Дело в том, что согласно в официальном издании, энциклопедии «Ташкент», выпущенной в 1984-м году, говорится: «Алайский базар существует с 1928-го года».
Но, исследования уважаемого Абдуманнопа Абдурахимовича Зияева дают всем нам возможность узнать о том, что знаменитый городской базар намного старше.
Дело в том, что отставным солдатам, членам их семей, да и другим жителям слободы, получившей название – Солдатская, тоже нужно было где-то питаться, а потому сей базар возник, как частенько в нашем крае бывает, стихийно.
Местные торговцы приносили свои товары, а кто-то и привозил, как они говорили – к алаям. «Алай» в переводе с одного из тюркских диалектов – воин, солдат. Так и возник сей веселый топоним, доживший до сегодняшнего дня. По крайней мере, на топографических картах – съемках города 1914-15 годов эта торговая точка уже имеется.
Судя по карте 1932-го года, стихийный базарчик возник на улочке, сегодня уже ушедшей от нас – Алайской. А проходила она, сравнивая карту тридцатых годов и современную, прямо перед нынешним «золотым» павильоном, соединяя собой проезд Олой бозори и 1-й проезд А. Тимура.
Естественно, где торгуют продуктами, там торгуют и всем остальным. Даже я помню тот, старый Алайский, буквально посередине которого стояло здание с книжным магазином, а в глубине слева были маленькие домишки, в которых что-то лязгало, визжало, раздавался непрестанный грохот и. бывало, валил дым. Здесь располагались махонькие мастерские, где изготавливались и печные дверцы, и оконные решетки, и много чего еще нужного и полезного.
Отвлекаясь от темы, скажу, что в тот самый книжный магазин, здание которого было явно построено в 1936-м году, в 1990-м году группу студентов водил наш Учитель – Гога Аброрович Хидоятов. Ну не было еще хороших учебников, а потому студенты под руководством профессора покупали там его замечательную книгу – «Моя родная история». Есть она и у меня…
Чуть севернее слободы и базарчика был возведен известный в городе «тюремный замок» и церковь при нем (о них мы уже рассказывали). Самое интересное, что обитатели сего мрачного «замка» занимались общественно полезным трудом, и плоды этого труда частенько появлялись не только на новом базаре, но и были представлены на выставке 1890-го года (о ней – как – нибудь, в другой раз).
Сам базар «по-крупному» реконструировался два раза – в 1936-м и 1970-м, когда его территория была расширена, снесены старые жилые «кибитки» и возведены новые здания. Я не говорю о современных реконструкциях.
Но мы отвлеклись, и вернемся к Кашгарке.
Она продолжала разрастаться, менялся ее «народный состав» - кто-то из переселенцев занимал более высокое положение в городской иерархии и переезжал в центральную часть города, а кто-то и вовсе перебирался в другие города долины Турана.
Их дома доставались другим, тем, кто не мог позволить себе покупку или аренду дома в древней части города. То есть, фактически сложился «плавильный котел», где жили, работали, ругались и веселились представители самых разных национальностей, те, кого и поныне называют просто – ташкентцы.
Шли годы, одна историческая эпоха сменила другую, а Кашгарка продолжала жить своей сумасбродной, немного фривольной, немного особенной жизнью.
Тридцатые годы прошлого столетия внесли свои изменения – неурожай на Украине привел к новой волне переселенцев – они знали, что Ташкент – город хлебный, «и совсем небедный», и потянулись в наш благословенный край.
Среди них были и евреи, количество которых резко увеличилось в начале Великой Отечественной войны. Они привнесли свой, неповторимый местечковый колорит, и древнюю Кашгарку иногда величали уже по – иному – Хаимштрассе.
Лично мне приходилось сталкиваться с несколькими одесскими евреями, и, не обращая внимания на их род занятий, меня всегда удивляла особенность их «русского» языка с применением слова «таки»: - Я таки пошел на работу! И тому подобные вариации на тему и без нее. В общем, в Ташкенте появилось нечто вроде небольшого Житомира, и чуть-чуть Бердичева.
Нелишним будет сказать, что в памяти старожилов Кашгарка осталась не только скопищем одноэтажных домиков, но и тем, что из нее вышли такие знаменитости, как сам Батыр Закиров, о котором, я думаю, знают многие.
Не оставлю в стороне и таких людей, как очаровательная, но мстительная и коварная миледи, которую сыграла Маргарита Терехова в знаменитом фильме «Три мушкетера». Да и знаменитый кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссер тех самых «Мушкетеров», наверняка неоднократно посещал тенистые и узкие улицы Кашгарки.
А как можно забыть Мюллера из сериала «17 мгновений весны» в исполнении Леонида Броневого, отдавшего Кашгарке не один год своей жизни.
Роман Карцев, приезжавший на гастроли несколько лет назад, в своем интервью сказал, что именно наш город помог ему стать тем, кем он стал сейчас.
Вспомним и Татьяну Сергеевну Есенину, дочь поэта, долгие годы жившую здесь же.
Думаю, перечислять всех знаменитостей можно довольно долго – это и артисты, и медики, и строители – имя им легион, кто был воспитан в древней махалле. Другое дело – многие уехали в поисках лучшей доли в другие страны, а кого-то уже нет среди нас. И все равно – все они – кашгарцы – уроженцы той самой махалли.
26 апреля 1966 года, 5 часов 22 минуты 53 секунды …
Именно этот миг стал последним мигом жизни старого квартала и его окрестностей. Этот миг разделил жизнь нашего города на ДО и ПОСЛЕ. Даже мы, появившиеся на свет через три года после землетрясения, говоря о каких-то событиях, известных нам со слов родителей, частенько утверждаем: - это было - ДО, а это - после…
Именно под этим древним кварталом находился эпицентр подземной стихии, и она нанесла свой коварный удар ранним утром, когда многие еще спали.
Кашгарки в один миг не стало…
Нет, какие – то постройки уцелели, и, по идее, некоторые из них даже можно было восстановить. Хотя, что там было восстанавливать – 8 баллов по шкале Рихтера, да с малой глубины, «уговорят» кого угодно…
И правительство республики решило по-иному – снести то, что уже не украшает город, построить новый, современный жилой массив, а люди – кого на Чиланзар, а тем, кто решил все-таки дождаться окончания строительства – предоставить квартиры там же, на этом же месте.
Так случилось в семье одной моей знакомой – ее деду, ветерану Войны, подполковнику, бравшему Берлин, предоставили отличную квартиру буквально на том же самом месте, где до землетрясения стоял некогда купленный им дом.
А Кашгарка – она канула в Лету, оставшись всего-навсего древним, знакомым только знатокам города, топонимом. Даже в учебнике истории нет о ней ни единого упоминания, а жаль…
Нынешняя молодежь даже и не догадывается, что был такой жилой массив, что была там и музыкальная школа, и даже пожарная часть там располагалась. Ее здание и по сию пору стоит на своем месте, только исполняет другую роль – подстанции скорой помощи.
Нам же остается помнить все, что связано с историей седого Шаша, столицы древнего Турана, города, который так и остался звездой Востока!
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 3726
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.