Три «Ташкента»
05.11.2018
Семьдесят три года назад закончилась самая кровопролитная, самая страшная война, унесшая с собой миллионы человеческих жизней, искалечившая огромное количество судеб…
В ходе войны было все – мужество и отвага, трусость и предательство, доблесть и верность долгу. О войне написано большое количество книг, сняты кинофильмы. Одни из них каждый год показывает телевидение. Другие можно найти только в видеотеках любителей кино. Один из таких фильмов («Следую своим курсом» прим. ред.) есть и у меня…
Сегодня я расскажу о трех «Ташкентах». Да именно так. Дело в том, что в истории нашего флота были три корабля, носивших доброе имя нашего города на своих бортах.
Первый из них - простенький речной буксирный пароход №7, ходивший по Волге, получивший по желанию нового экипажа имя нашего города, вооруженный всего двумя полевыми пушками (на колесах) геройски погиб в бою 5 сентября 1918 года.
В те времена на огромной 1/6 части суши разгорелась малопонятная война, о которой историки спорят до сих пор. Кто был прав, кто виноват – сегодня выяснять не будем. Главное - одно – на чьей бы стороне не воевал маленький кораблик, он погиб достойно, как и полагается кораблю военно-морского флота.
О втором известно намного больше.
Этот корабль, заказанный к постройке за границей, представлял собой новый класс кораблей – лидеров. Их основными задачами были вывод в торпедную атаку эскадренных миноносцев (эсминцев) на корабли противника и прикрытие их артиллерийским огнем при выходе из нее.
Он был спущен на воду в канун 1938-го года в бассейне судостроительного завода в городе Ливорно, что в Италии. При его проектировании и строительстве применялись некоторые новые методы сооружения корабля, что впоследствии позволили лидеру, получившему наименование «Ташкент», стать лучшим «ходоком» не только отечественного флота, но и вообще в мире.
На испытаниях новый корабль достиг скорости свыше 44-х узлов – почти восемьдесят километров в час. С такой скоростью и в те времена за ним не мог бы угнаться ни один корабль потенциального противника.
Итальянцы, хорошо зная, что именно они построили, всячески пытались затормозить передачу корабля заказчику, видимо, рассчитывая оставить корабль себе. Не получилось…
Изначально новый лидер предназначался для перевода на Балтику. Но сложная международная обстановка не позволяла провести корабль через Гибралтарский пролив и далее, через Ла-Манш и датские проливы в состав Балтийского флота.
Потому и было принято решение передать «Ташкент» в состав Черноморского флота – и идти несколько ближе, и безопаснее. А потому в Ливорно прибыл постоянный экипаж, набранный из состава отечественного флота, между рубками натянули специально привезенные брезенты, на которых заранее нарисовали иллюминаторы, двери и прочее.
Дело в том, что «хозяйка» черноморских проливов - Дарданеллы и Босфор – Турция, могла не пропустить через свои воды боевой корабль. Потому и пришлось маскировать его под обычный пассажирский теплоход, а при проходе Босфора экипажу запретили передвигаться по верхней палубе.
Из Босфора лидер направился прямиком в Одессу. Заканчивая основные испытания, он совершает несколько выходов в море именно из этого порта, который некоторое время спустя ему придется защищать. Затем его переводят в город кораблестроителей – Николаев, где он получает свое первое вооружение. Готовый «к бою и походу» лидер с обновленным экипажем не задерживается подолгу в одном и том же порту.
До войны флотский новичок сумел побывать практически во всех портах черноморского побережья, встречаемый всюду восхищенными взглядами и улыбками. Дело не только в его скоростных качествах. Еще и в том, что наши корабли окрашивались в так называемый «шаровый» - серый маскировочный, цвет.
Итальянцы же красили свои корабли в «шарово-голубой» цвет, отчего «Ташкент» получил ласковое прозвище – «Голубой крейсер». Он не сменил свою окраску даже с началом войны.
Буквально перед войной лидер модернизируют. Он получает усиленное вооружение – орудия главного и зенитного калибров новых типов. Они отлично послужили при выполнении боевых заданий командования.
Также на корабле появился новый командир. Им стал капитан 3-го ранга Василий Николаевич Ерошенко. Молодой командир к тому времени прошел все ступеньки офицерской службы и по праву занял должность командира новейшего корабля.
Принимать корабль ему пришлось не в самую лучшую пору. Каждый думающий командир понимал, что рано или поздно что-то должно произойти. А потому В.Н. Ерошенко не просто принял должность, но и лично залезал в самые дальние «шхеры» лидера, изучая его устройство.
И не зря. На одном из контрольных выходов в море механики обнаружили нечто неладное в работе оборудования машинного отделения. По возвращении в док завода, вскрыв один из механизмов, обнаружили внутри простой лист картона, который в реальном бою мог легко обездвижить корабль, сделав его отличной мишенью.
В начале войны лидер «Ташкент» находится в гавани города Николаев, где совместно с другими кораблями флота окончательно дооборудуется, пока еще в спокойной обстановке. А в июле сорок первого лидер совершает межбазовый переход в Главную Базу флота – Севастополь.
Именно отсюда начинается его боевой путь. Сюда он придет, поврежденный пикировщиками противника после боя под Одессой, где он совместно с другими кораблями эскадры громил части противника своими орудиями.
Здесь, в течение всего – навсего тридцати пяти дней поистине героическими усилиями рабочих Севморзавода и личного состава корабля тяжелые повреждения лидера будут исправлены, и он снова продолжит свою боевую работу.
Конвоирование транспортов с грузами и пополнением в блокированную Одессу, ночные и дневные обстрелы позиций противника, сопровождение грузовых кораблей с эвакуированными, больными и ранеными, охранение ледокола «Микоян» и танкеров "Сахалин", "Варлаам Аванесов" и "Туапсе" до Босфора. (Эти корабли, абсолютно не вооруженные, самостоятельно добрались до портов Дальнего Востока).
Отражение торпедных и авиационных атак – всего этого, и немного больше, досталось быстроходному красавцу.
Читаешь воспоминания старых моряков, и невольно закладывается мысль – может быть, нацисты специально охотились за «голубым крейсером»? Зачем же так настойчиво нужно было бомбить корабль, увозивший из осажденного Севастополя мирных жителей, раненых и детей?
76 лет назад…
26 июня 1942 года. За три часа до выхода лидера, в море ушел эсминец «Безупречный». Курсом на Севастополь. Именно на нем его и подкараулили бомбардировщики противника. Как ни маневрировал командир, как не отстреливались зенитчики, произошло непоправимое… Прямые попадания, и корабль ушел на дно моря…
Следовавший за ним «Ташкент» видел последнюю фазу боя. Но, когда лидер подошел к месту гибели товарища, моряки услышали крики матросов, находившихся в воде: - Уходите! Воздух!
Приближалась еще одна группа воздушных пиратов, и лидер, сбросив на воду все, что могло помочь морякам держаться на воде, набрал скорость и, отстреливаясь, ушел в Севастополь…
Лидер «Ташкент» стал последним боевым кораблем, прорвавшийся в Главную Базу флота. Последним – ушедшим из нее. На его борту находилось более двух тысяч эвакуируемых граждан, и безценное сокровище – более семидесяти рулонов знаменитой панорамы Феликса Рубо «Оборона Севастополя 1853-56 г.г». Ее, рискуя жизнями, под бомбами и обстрелом, вынесли из здания «Панорамы» матросы и пехотинцы и доставили в Камышевую бухту, где грузился лидер.
Это был последний, наитяжелейший поход корабля, уже представленного к гвардейскому званию. В течение четырех часов с момента обнаружения, нацисты бомбили лидер, идущий из-за перегрузки медленнее, чем обычно. На него сбросили более трехсот авиабомб разного калибра. Тяжелые повреждения, пробоины, затопление отсеков. Нос лидера уже стал зарываться в воду, когда пришла помощь…
С трудом, на буксире, лидер дошел до Новороссийска. Необходимый легкий ремонт должен был помочь кораблю дойти до рембазы в Поти.
2 июля 1942 года «охотники» добились своего… В базе Новороссийска «Ташкент» получил несколько прямых попаданий бомб приличного калибра и затонул у причала. Там до сих пор есть памятная табличка.
Годом позже, когда гитлеровцев выбили из предгорий Кавказа, на флот пришла телеграмма: «Товарищи матросы, старшины и офицеры! Честь и слава дороже потерянной крови. Поднять «Ташкент»!»
Приказ был выполнен. Но повреждения корабля были настолько тяжелы, что его восстановление было бы и слишком дорогим, и где-то даже безсмысленным. А потому корпус славного лидера был отбуксирован в Николаев для разделки на металл…
Шли годы. И через тридцать лет после подъема предшественника на заводе в Николаеве 22 ноября 1974 года был заложен красавец БПК (большой противолодочный корабль), получивший имя своего предтечи.
31 декабря 1977 года новый корабль был введен в строй Черноморского флота на временной основе, так как предназначался к перебазированию в бригаду противолодочных кораблей Тихоокеанского флота, куда и начал переход 24 февраля 1979 года, уже 3 июля того же года прибыв в Главную Базу – город Владивосток.
Самое примечательное в том, что многим нашим согражданам, жителям Ташкента, удалось послужить на «Ташкенте». В его экипаж, как правило, отправлялись лучшие из лучших выпускников ташкентской морской школы.
Корабль побывал с дружественными и деловыми визитами в самых разных портах мира. Его экипажи отрабатывали самые разные учебно-боевые задачи. Корабль несколько раз был объявлен «Лучшим кораблем флота». Но…
С 1989-го года он стоял в Николаеве в ожидании капитального ремонта и модернизации. Увы, на эту задачу не было денег. И чья – то адмиральская рука, не дрогнувши, подписала приказ о выводе корабля из состава флота. 10 августа 1994 года БПК «Ташкент», вместе с БПК «Николаев», был уведен на буксире в Индию, будучи купленным частной фирмой для разделки на металл… Он прослужил только семнадцать лет…
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 2773
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.