Прогулка по «кипящему золоту»
19.04.2018
Сегодня мы с вами гуляем совсем рядом с базаром, на котором убеленные сединами аксакалы советуют покупать мясо. Это древний и все-таки такой молодой базар Чорсу. Многие тайны хранят старый базар и его окрестности, и сегодня мы лишь попытаемся слегка приоткрыть всего лишь парочку таких старинных секретов.
Итак, от одной из древнейших площадей Старого города, от площади Хадра, что в переводе означает – «конец дороги», мы спускаемся по уже тихой и безмятежной улочке, носящей интересное имя – Заркайнар – «Кипящее золото»…
Чем так знаменита эта почти полностью проезжая улочка, ведущая сразу к двум замечательным учреждениям культуры?
Начнем с того примечательного факта, что начинается она от одного из самых известных памятников исламской культуры – комплекса Хазрати Имам, в народе более называемого как Хаст Имам.
Здесь находится гробница – мавзолей Абу Бакра ибн Исмаила аль-Каффал аш-Шоши, годы жизни которого датируются следующими датами – год рождения - 903-й, год ухода из жизни – 975-й. При жизни, взрослой, конечно же, он был не только прекрасным ученым – исламоведом, но и увлекался изготовлением… замков. Именно это ремесло и позволило ему получить несколько ироничное, но правдивое прозвище - «Каффаль» - «Замочник».
А откуда у нее такое название, с чем именно оно связано?
«Ноги» у этого топонима «растут» из древней легенды, связанной с именем еще одного, правда, в те времена, еще только будущего и очень почитаемого по сию пору святого – Зайнуддина – бобо. Его мавзолей находится несколько подалее от места сегодняшней прогулки, на кладбище, в современной махалле «Кукча».
Так вот, Зайнуддин – бобо часто приходил в мавзолей на Хаст – Имаме, чтобы вознести молитву в честь очень почитаемого им святого Каффаля аш-Шоши. Возвращаясь с молитвы, Зайнуддин – бобо шел спиной вперед, не в силах отвести взгляд от священной гробницы.
Во все времена, во всех махаллях города всегда находились сорванцы – шалопаи, старавшиеся показать свою «удаль», забывая о древней и достойной традиции – молодые люди должны и обязаны уважать людей старшего поколения. В один из таких дней несколько таких «героев» выкопали яму на пути Зайнуддина – бобо, рассчитывая на то, что он, идя спиной вперед, попросту свалится в нее.
Но не тут-то было – глаза у таких людей бывают не только на лице, но и на затылке, и еще одному, будущему ташкентскому святому удалось без проблем обойти яму. Естественно, он рассердился, и проклял эту махаллю. В тот же миг содержимое выгребных ям стало подниматься на поверхность, а потому на улице показались аксакалы жилого квартала.
Увидев святого, они поняли, что именно он покарал их махаллю за неуважение к старшим, и стали просить его снять проклятье. Шейх, после недолгих уговоров согласился вернуть все в первозданный вид, но предупредил, что на веки вечные эта улица останется наименованной, как ЗАРкайнар, имея в виду, что ЗАР – это совсем не золото…
Такая вот, может быть, придуманная история, которой, скорее всего, стоит верить. Может быть, эта легенда не столь правдива, потому что, по одной из версий, название улицы можно перевести на современный лад, буквально, как «знание - сила». То есть, в принципе могло случиться какое-либо досадное происшествие где-нибудь, в махалле Эски – Джува, и именно оно «просветило» жителей жилого квартала, сделало их умнее и благоразумнее. То есть, прежде чем что-либо сделать, нужно просто «поработать» мозгами.
Но сегодня нас интересует не только история происхождения упомянутого топонима, но и что же было, что же находилось в этой местности некоторое время назад?
Еще совсем недавно, лет этак четырнадцать, пятнадцать назад, в этом районе возвышалось здание так называемого «старого» узбекского ТЮЗа, которое стояло почти напротив современного «дома – улитки», в котором ныне располагается галерея дома моделей.
Здание, ушедшее от нас, простояло практически сто лет, и принадлежало, по сведениям А.Зияева, мануфактурной конторе туркестанского некоронованного «мануфактурного короля» Туркестана Эмиля Цинделя. Его возвели на месте древнего караван-сарая, располагавшегося здесь, по-видимому, не одно столетие.
Как оказалось, в этом районе было целых два здания, принадлежавших этой фирме. В одном из них располагалось банковское учреждение, и стояло оно до недавних времен примерно там, где сегодня на карте города отмечены автопарковки. Здесь же находился «многоступенчатый» вход в детский парк, ныне получивший имя известного писателя Абдуллы Кадыри.
Именно здесь «задерживался» на приличное время рейсовый автобус №111, на котором мы с детьми возвращались домой, на Юнусабад, побывав в гостях у бабушки с дедушкой.
Во втором из них располагался сам офис знаменитой фирмы, правда, арендатором там была и контора купца Захара Морозова. Помнится, располагалось оно до прошлого года чуть левее медресе Кукельдаш, и до последнего времени его существования там размещался один из факультетов УзГУМЯ.
У местного населения этот дом получил своеобразное название – «Синдельдом». Он дожил до 2017-го года, когда и завершил свое существование. А жаль…
Но было в этой местности, называемой во времена не столь давние – Эски – Джува, еще пара интереснейших зданий – памятников, ушедших от нас столетий.
Эта местность в те далекие времена именовалась Беклярбек, по имени одного из центральных медресе Старого города. Оно было как бы «главным» объектом среди окружавших его зданий, и выходило своей фасадной частью на канувшую в Лету площадь Регистан и торговые ряды, примыкавшие к границе даха Сибзар.
Буквально рядом пролегала маленькая, почти незаметная улочка Тахтапуль, уводившая путников к одноименным воротам. А своей боковой частью на нее выходила еще одна, очень интересная в своем архитектурном исполнении мечеть, именовавшаяся Хатун, иначе называемой Хотинмасжид. Она считалась одной из древнейших мечетей города после мечети Ходжи Ахрара.
Находилась эта постройка там, где сегодня лихо несутся железные «кони», построенные как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Этот точка пересечения двух воображаемых прямых, расположенная прямо на проезжей части той самой улицы Заркайнар.
Чем же примечательно это духовное учреждение?
Во – первых, время ее сооружения не удалось определить даже такому маститому ученому, как М.Е. Массон. Именитый археолог, проведя обследование сооружения, пришел к выводу, что постройка уникальна, и должна быть сохранена, несмотря ни на что.
Во - вторых, ей, как оказалось, выпала интересная судьба – при расширении улицы Тахтапуль, в 1932 году, (ныне это часть улицы Заркайнар), стали решать, как быть со старинной мечетью. И пришли к решению, что целесообразнее – перенести ее на пока еще свободное место в некрополе шейха Хавенди ат-Тахура.
Самое примечательное в том, что после завершения столь трудоемкой «операции» удалось сохранить все особенности ее образа в почти первозданном виде.
Увы, несмотря на то, что с 1948-го года мечеть была взята под охрану государства, ее использовали и как чайхану, и как шахматный клуб, и даже библиотеку. А несколько позже, в 1967-м году, она была попросту разобрана при реконструкции проспекта Навои.
Почему же ее называли Хотинмасжид? - спросит любопытный читатель.
Согласно свидетельству ташкентского историка позапрошлого века Мухаммада Салиха, во времена давние мечеть была возведена пожилой женщиной. Я бы уточнил – скорее всего, здание возводили на средства, пожертвованные некоей женщиной, которая, таким образом, хотела сделать богоугодное дело, и, может быть, оставить о себе некую память.
Так или нет – мы уже не узнаем никогда…
Что же касается упомянутого медресе Беклярбека, то оно не пережило соседнюю мечеть. После 1917-го года в тыльной части медресе разобрали стену и поставили памятник Владимиру Ленину – своей вытянутой рукой он показывал на восток.
А затем, на волне с так называемым «мракобесием», а точнее, с верой людей в Бога, медресе Беклярбек было скоренько так разобрано. Правда, совсем скоро после столь печального события ударными темпами было отремонтировано полуразрушенное медресе Кукельдаш. По предположению многих наших достойных ташкентских краеведов, это было сделано в виде некоей компенсации вполне себе хорошо выглядевшего медресе Беклярбек.
И там же, на улочке Заркайнар, можно и сегодня видеть хорошо сохранившееся здание, принадлежащее театру имени Аброра Хидоятова. Кстати, оно находится практически рядом с местом рождения нашего знаменитого актера.
По нескольким версиям, в этом здании ранее располагались и так называемый Народный театр, и некоторое время – даже ТЮЗ, затем – театр «Еш Гвардия», и лишь двадцать семь лет назад это театральное здание получило имя великого актера нашей республики.
В наши дни в местности Беклярбек практически все перестроено до неузнаваемости. Нет уже улочки и махалли с очаровательным названием - Гульбазар, как нет и старинных медресе и мечетей.
Улица Заркайнар, одной своей стороной выходившая на площадь Хадра, стала тупиковой и пешеходной – это слева от цирка.
Сохранилось лишь старинное название улочки, получившее свое имя по названию древней профессии - мастеров по изготовлению обуви – Махсидузлик.
Стерлись границы между двумя частями города – Старой и Новой. Но все равно, любой коренной ташкентец, ведя разговор достопримечательностях нашей столицы, или просто отвечая на вопрос, обязательно скажет: - А мясо надо покупать в Старом городе, на Чорсу – базаре…
На карте ташкента "Мой город" размещены многие достопримечательности Ташкента, как современные, так и исторические. Можно найти многие улицы по их устаревшим наименованиям. Скачать карту Ташкента можно как на компьютер, так и на мобильный телефон системы Android.
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 3552
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.