Вам письмо! Откройте…

13.04.2018

Автор:

Почта! Как много в этом звуке
Для сердца нашего слилось…
(перефразировка - моя)

Сегодня мы начинаем самую, наверное, недолгую прогулку по части центра нашей столицы. Точнее, по одной – единственной, коротенькой  улочке Нового города, донесшей свою историю  до наших дней…

С тех дней прошло много лет, а как сейчас помню – прибываем в расположение подразделения,  и сразу же, наижаднейшим взглядом, смотрим на тумбочку дневального – есть ли письма?  Ага, есть!  И тут дневальный свободной смены берет всю пачку и начинает просматривать, выкрикивая фамилии счастливчиков.

Письмо из дома! Каким оно было дорогим подарком для каждого из нас! Вроде бы немудреный конверт, а сколько радости он доставлял матросу или старшине. А кто его доставил? Почтальон, обладавший  правом свободного выхода  из части. А если приходила посылка – так это был вообще фейерверк счастья!

Обратно же уходили простенькие, без марок, конверты, с грозным штампом – «Письмо военнослужащего, безплатно»…

Или, несколько ранее, в детстве – каждую осень почтальон, тетя Шура, приносила маме штук десять – пятнадцать извещений о доставке посылок. Да, да,  именно посылок. Мамина сестра, а моя тетя Тамара присылала десяток и более посылок с чудесной «российской» картошкой с собственного огорода (а он был немаленьким, как сейчас помню), с прекрасным смородиновым вареньем – ягода из собственного  палисадника (сам собирал, когда к тете ездили), и другими немудреными деревенскими гостинцами…

Итак, сегодня мы гуляем по улице Почтовой! Шагооооооом… марш!                                             

- Где такая, спросите вы. Да вот она, справа от почтамта, который  находится рядом с Алайским базаром.

- А почему  - «почтовая»? Да просто потому, что именно здесь находилась (возможно, и сейчас сохранилась в сильно перестроенном виде) контора Туркестанского почтово-телеграфного округа           I-го класса (есть здесь неприметное одноэтажное здание, занимаемое каким-то учреждением). Он открылся 23 апреля 1886 года, оказывая свои услуги по всему Туркестанскому краю. Но это уже достаточно продвинутая связь конца позапрошлого века.

А что же было раньше, каким образом в далекие времена передавали сообщения из города в город, из страны в страну?

Во все времена люди старались передать те или иные послания родственникам, друзьям и просто знакомым. И частенько пользовались услугами попутных караванов, отсылая  бумажные свитки или какие-то подарки в самые разные города и поселки.

Одним из видов государственной же почты, а именно – наисрочнейшей доставки сообщений, были дэвсувары – всадники – дьяволы, которых, как правило,  посылали правители городов (совр. - хокимы), своим властителям. Это был специально подготовленный воин, одетый в воинский костюм, с наличием копья, украшенного специальным бунчуком.

Этому всаднику никто и ни в чем не смел отказать – он имел право потребовать немедленно предоставить ему лошадь в любом попутном караване или даже у встреченного им всадника, и, оставив тому своего загнанного скакуна, быстро исчезал из поля зрения. За сутки такой всадник мог  преодолеть достаточно большое расстояние.

Придя к власти, хромой Тимур, он же Тамерлан, он же Сахибкиран, озаботился не только обустройством границ своего государства, возведением прекрасных зданий и сооружений,  но и устройством почтовой связи. Он не  то подсмотрел, не узнал через свои «глаза и уши» - купцов, не то сам догадался, как действует почта в других странах,  но именно в его правление на территории государства возникают так называемые «ямы».

Это небольшая по нашим меркам  жилая постройка, своеобразная скромная гостиница, или  даже целый караван – сарай,  в котором располагался управляющий, частенько со своей семьей. Здесь же наличествовали лошади, которые могли быть выданы почтальонам тех времен, на замену уставшим, при предъявлении особого документа, в России называвшегося – «подорожная». Уставших лошадей управитель принимал в свою конюшню, давая им «пищу и кров».

Примечательный факт – управляющие «ямами» имели право докладывать обо всем происходящем в его области проживания напрямую «Железному Хромцу», особенно, если правитель той самой области каким-либо образом нарушал те или иные законы. Ну, прямо прокуроры, да и только.

Как правило, рядом с «ямом» располагалась так называемая «сардоба» - своеобразный колодец, накрытый сводчатым куполом, вода в котором даже в жаркие дни оставалась прохладной.  О предназначении этого сооружения рассказывать, думаю, нет нужды.

Со смертью Тимура почтовое дело пришло в упадок, оказавшись никому не нужным, и снова вернулось на рубежи X-го – XI-го веков -  вновь стали  отправлять конных курьеров, если в этом возникала нужда.

И только во второй половине XIX-го века в нашем крае стала налаживаться практически новая для наших мест служба – почтово – телеграфная. Естественно, телеграфом в те времена могли пользоваться почти исключительно военные – для гражданских нужд использовались обычные почтовые (бумажные, как правило), сообщения.

Правда, с устройством почтовых трактов (дорог), стало куда как легче отправлять и получать корреспонденцию. Правда, скорость доставки не была равной скоростям современной DHL, но, тем не менее, работа почты стала налаживаться.

Как писал в своей книге А.И.Добросмыслов, «в 1865, 1866 и 1867 годах корреспонденция доставлялась  в Ташкент, в большинстве случаев, при оказии, а казенные деньги пересылались с офицерами, ехавшими  в Туркестанский край на службу. Иногда, таким образом, перевозились крупные суммы, и Господь Бог миловал, все обходилось благополучно».

К содержанию трактов привлекались и купцы Туркестанского края, такие, как известный предприниматель Николай Иванович Иванов, или же его предшественник в подобном бизнесе,  купец Иннокентий Владимирович Кузнецов.

Ему досталась почтовая дорога по направлению Ташкент – Терекли.

Пока он вкладывал в содержание почтового тракта свои капиталы, все было вроде бы благополучно. Но стоило Иннокентию Владимировичу покинуть сей бренный мир, как «за дело» взялась его сестра и жена «целого» полковника Софья Владимировна Клименко.

Не зря на флотах говорят – «женщина на корабле –  к несчастью». Так же произошло и в бизнесе – тракт, можно сказать, моментально пришел в такой упадок, чего не могли припомнить даже те «ездоки», которые проехали по этой дороге еще при арендаторах, местных киргизах, содержавших почту еще до И.В.Кузнецова.

А потому администрации края  в довольно срочном порядке пришлось «делать предложение» Николаю Ивановичу Иванову, от которого он не смог отказаться, и получил в свое распоряжение эту почтовую трассу. Свидетельствует  А.И.Добросмыслов: 

«И только с 25 августа 1883 года было восстановлено правильное прямое почтовое сообщение Ташкента с Оренбургом. Содержание тракта от Ташкента до Терекли было передано купцу Н.И.Иванову. <…> На многих станциях, находившихся в песчаных местностях, по контракту, вместо лошадей содержались верблюды, которые приучались к гоньбе со скоростью 8 верст в час. Н.И.Иванов содержал тракт до 1 января 1906 года, времени открытия ташкентской железной дороги».

Судя по некоторым фотографиям того времени, почта перевозилась в матерчатых мешках, хотя могу предположить, на дальние расстояния наверняка упаковывали в деревянные ящики. Для перевозки использовали наши местные телеги – арбы, влекомые осликами или верблюдами. Вот так, неспешно, и ехали посылки – письма тех времен до своих адресатов.

Естественно, для перевозки корреспонденции были использованы и суда амударьинской военной флотилии, так как торговые интересы предпринимателей и промышленников тех времен не ограничивались только границами Ташкента или его окрестностями.

Сама же улочка, некогда пересекавшая весь Алайский базар,  получила свое название, скорее всего, именно из-за вышеупомянутого мной здания (это мое предположение), но, как будто было ей на роду написано оставаться «Почтовой» даже после переименования в улицу «красного графа», как его называли  в Ташкенте – Алексея Толстого.

Дело в том, что в восьмидесятых годах практически рядом с ней было возведено новое здание Почтамта, он ранее находился на уже не существующей улице Крылова. Вообще-то некогда  он располагался  на Пушкинской, там, где осовремененное здание старой консерватории, только адрес ему дали по угловой маленькой улочке, что выходила на бывший Лагерный проспект. 

А потому современная улица Олой, несмотря на исторические перипетии и смену названий, все равно продолжает выполнять свои функции передачи информации, по крайней мере, из одного района столицы в другой, разделяя собой два района города.

Мы с вами уже начинаем забывать, как выглядит почтовый конверт, и как вообще написать сегодня письмо – есть же всемирная паутина, в которой любое электронное письмо будет доставлено со скоростью света.

Современная же  молодежь, «погрязшая по уши», в, даже не выговоришь, каких-то системах  связи на навороченных мобильных телефонах, попросту не догадывается, сколько простой человеческой радости может доставить небольшой лист бумаги, доставленный к вам в дом в скромном конверте, заботливыми руками местного почтальона…

Для справки: исторические названия улиц, упоминавшиеся в статье вы легко найдете на карте Ташкента "Мой город". Скачать карту Ташкента можно как на компьютер, так и на мобильный телефон системы Android. Во вкладке "Улицы" в поисковой строке можно задать любое из устаревших названий улиц, карта вам покажет современное название улицы и ее точное расположение в столице.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: История Ташкента, Почта Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 2506

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.