Владимир Спиваков: «Чудо есть!»

27.04.2017

В ташкентском Дворце международных форумов «Узбекистан» с триумфальным успехом прошёл концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
 

Не чудо ли - концерт состоялся 26 апреля. В этот день в Ташкенте вспоминают о событиях далекого 1966 года, когда город был разрушен подземной стихией и, познав цену дружбы русского и других народов единой в то время страны, во многом был отстроен заново. Спустя 31 год в столице независимого Узбекистана раздавался, к счастью, не гул подземной стихии – нет! На сей раз жителей потряс гром аплодисментов в лучшем из концертных залов Узбекистана.  

Перед концертом в конференц-зале Дворца «Узбекистан» состоялась беседа Владимира Спивакова с журналистами. Знаменитый маэстро выразил удовлетворение новой встречей с республикой, где бывал не раз, и надежду на успешное сотрудничество Узбекистана и Российской Федерации. Представил артистов, которые в этот вечер выступят в концертной программе с Национальным филармоническим оркестром России. Это солисты ведущих оперных театров Москвы: сопрано Анна Аглатова – самая юная из певиц, когда-либо принятых в оперную труппу Большого театра; баритон Василий Ладюк – замечательный певец, занятый в спектаклях Большого театра и Новой оперы, - он, как говорится, нарасхват.

Специальным гостем программы стал народный артист Узбекистана Рамиз Усманов, в адрес которого маэстро высказал весьма лестные похвалы. И они оказались более чем заслужены, как убедились зрители на концерте.

Владимир Спиваков вспомнил о Тамерлане и его внуке – просвещённом правителе Улугбеке, о славном прошлом нашего древнего края, учёные, поэты и философы которого поражали своими достижениями весь мир. И выразил мнение, что народ, имевший столь достойных предков, должен и в настоящем, и в будущем оправдывать заложенные ими традиции в развитии наук и искусств. Высказал немало добрых слов и в адрес организаторов концерта. Решение о его проведении, рассказал он, было принято после первого государственного визита главы Узбекистана Ш.М. Мирзиёева в Москву. Приезд одного из лучших российских оркестров в Ташкент стал возможен благодаря Программе сотрудничества между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации в культурно- гуманитарной сфере и в целях широкого освещения и ознакомления зрителя с театральным искусством ведущих российских театров. Поездка состоялась при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан и Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Владимир Теодорович привёл несколькими выразительных примеров помощи Алишера Бурхановича в организации общественно значимых мероприятий в области искусства, культуры и спорта, научно-образовательных и социальных проектов, а порою и очень неожиданных подарках, которыми бизнесмен и меценат удивляет не привыкшую к такой щедрой поддержке культуры современную отечественную публику. То это выкупленная и возвращенная лауреату Нобелевской премии медаль, то преподнесённый молодому узбекскому скрипачу Нодиру Хашимову старинный инструмент… Поддержка музеев, спортивных мероприятий, музыкальных коллективов, в том числе оркестра, которым руководит сам Спиваков.

Трудно найти человека, который не знает имени маэстро и названия первого из его коллективов – «Виртуозы Москвы», вместе с которым, начиная с 1979 года, он перевернул сознание публики, не приученной к свободной, раскованной и радостной исполнительской манере, свойственной Спивакову и его оркестрам.

Свой талант молодой скрипач отшлифовал, пройдя скрипичную школу Юрия Янкелевича. Сольное исполнительство принесло Спивакову лауреатские звания в престижных конкурсах в Париже, Генуе, Монреале и Москве. Он играл со знаменитыми дирижёрами, разве только с Гербертом фон Караяном не довелось встретиться на сцене, но музыкант привёл Караяну пианиста-виртуоза Евгения Кисина.

Маэстро со скрипкой в руках покорил своим и искусством созданного им ансамбля «Виртуозов…» не один зал. Казалось бы, что еще нужно артисту кроме успеха и любви публики? Но его влекло к дирижированию симфонических произведений. Последовало обучение мастерству у выдающихся дирижёров Израиля Гусмана, Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля, затем выступление с ведущими оркестрами на крупнейших концертных площадках. Пришли слава и признание. В 1989 году Владимиру Спивакову предложили возглавить Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). Спустя 11 лет он сам организовал фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…». Фестиваль поначалу не выходил за рамки Москвы, но с 2010 года обрёл международный размах. Международный статус и у благотворительного Фонда Владимира Спивакова (1994). Национальный филармонический оркестр России (2003) и вклад в музыкальную культуру принесли ему звание народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации. Дирижёр награждён орденами «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степени), двумя высшими наградами Франции – орденом Искусств и Литературы и орденом Почетного Легиона, орденом Звезда Италии и другими наградами и званиями.

Но главной наградой для него по-прежнему является служение музыке, поддержка юных талантов и любовь публики. Не один десяток юных узбекских музыкантов обрели известность благодаря поддержке Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Среди них и питомцы школы молодых дирижёров профессора Владимира Борисовича Неймера, выступавшие с прославленными коллективами Спивакова на фестивалях, ежегодно организуемых в Москве: Азиз Шохакимов, Эдуард Юденич и другие. Традицию продолжает 10-летний Асадбек Аюбджанов. На днях он получил приглашение на XIV фестиваль «Москва встречает друзей» и выступит на открытии, дирижируя «Танец Анитры» Эдварда Грига, исполняемый оркестром «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков вспомнил имена и других музыкантов из Узбекистана, которые получили в своё время поддержку его фонда, говоря, что пришло время собирать родине свои таланты, приглашать с концертами тех, кто сейчас блистает на европейских сценах, выступает в залах других стран – их должна слушать и узбекистанская публика. Я же при этом полумала, что пока непросто решать даже вопросы гастролей того же Асадбека Аюбджанова на родной земле, в Узбекистане. Профессор Неймер предложил включить его в гастрольный тур по областным центрам, который в мае предстоит совершить Национальному симфоническому оркестру Узбекистана и пока не получил ответа на это весьма выигрышное для концертных выступлений предложение. Взрослая публика, я уверена, была бы в восторге, юные таланты могли бы получить стимул к достижению успеха, а 10-летний дирижёр расширил концертный опыт, который очень пригодится ему и в Москве, и в Париже, куда, возможно, он поедет вместе со своим педагогом этим летом.

 На концерт Национального филармонического оркестра России во Дворце Узбекистан Асадбек пришел вместе со своим наставником профессором Неймером и ещё одним из учеников его дирижёрской школы, который в марте успешно выступил на международном конкурсе в Алматы в номинации «Дирижирование». Для юного и молодого дирижёра концерт – бесценный мастер-класс. В зале видела также музыкантов отечественных симфонических оркестров, вокалистов. Не так много, как хотелось бы, но дирекция Объединения оркестров Узбекистана сделала всё от неё зависящее, чтобы музыканты могли послушать едва ли не лучший в Москве коллектив – им с него бы и делать свою музыкальную жизнь.

Программа концерта включала, в основном, шедевры итальянской оперной классики – арии из опер Россини, Пуччини, Верди, Доницетти, а также сочинения Бизе, Легара, Фальво, неаполитанские песни. Свободное, раскрепощенное владение голосом, яркая выразительность отличают исполнителскую манеру Анны Аглатовой и Василия Ладюка, восторженно встреченных ташкентской публикой.

Особый успех выпал на долю Рамиза Усманова – дома, всё же, и стены помогают: узбекский оперный певец, участник проекта «Большая опера» показал высшую степень своего мастерства и одним своим появлением вызывал бурные аплодисменты зала.

В 2000 году, окончив музыкальное училище, он поступил в Государственную консерваторию Узбекистана по специальности "Академический вокал" и в том же году был принят в стажёрскую группу Государственного Академического Большого театра им. А. Навои. С 2005 года он солист оперной труппы, обладатель I премии на региональном конкурсе "Романсиада - 2008" в Казахстане, II премии на "Романсиаде - 2008" в России, "Лучший тенор" на Международном конкурсе вокалистов имени Бюль-Бюля в Азербайджане (2010), обладатель Гран-При на конкурсе Б. Тулегеновой в Казахстане. В 2013 году певец завоевал 2-е место на Международном конкурсе Competizione dell Opera в Австрии, а в 2016 году стал восьмым победителем Большой оперы - российском телепроекте .
Образец истинно восточного человека, он внешне всегда спокоен и выдержан даже в самых страстных партиях, и это заставляет зрителя верить в глубину и искренность переживаний его героев - в его исполнении нет наигранности. «Не представляю своей жизни без оперы!» - говорит Рамиз. А нам, зрителям, трудно представить отечественный оперный театр без этого прославленного артиста, который посвящает свое творчество землякам и классической музыке.

Огромное впечатление произвели на публику своим мастерством московские солисты.

Анна Аглатова училась у Рузанны Лисициан – старшее поколение хорошо помнит эту певицу. Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, Анна лауреат Всероссийских конкурсов вокалистов Bella voce в Москве и имени Н.А. Обуховой в Липецке, Международного конкурса оперных певцов «Новые голоса» (Neue Stimmen) в Германии, молодежной премии «Триумф» (2009). В 2014 году она удостоена Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры. Изумительный голос и выразительное исполнение оперных партий, молодость и красота Анны приносят ей успех на любой сцене, будь это Линкольн-центр в Нью-Йорке или концертный зал Плейель в Париже, Сеульский центр искусств или зал Мегарон в Афинах. Она выступала в Германии, Бельгии, Швейцарии, Голландии, Италии, Латвии, Эстонии, Греции, а теперь её гастрольный список пополнился Узбекистаном.

Василий Ладюк также впервые выступает в Ташкенте. Ведущий солист Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова и приглашённый солист Большого театра России, он окончил Московское хоровое училище имени А.В. Свешникова и Академию хорового искусства имени В.С. Попова, прошел там же аспирантуру, оттачивая профессиональное искусство на мастер-классах. Победитель престижных конкурсов, Василий Ладюк блистал на сценах Мариинского театра, Парижской оперы, Метрополитен-опера, Ла Скала, Лондонской Королевской оперы, Хьюстонской Большой оперы, Норвежской Королевской оперы, театра Ла Фениче в Венеции и других. В 2014 году Василий Ладюк стал учредителем Музыкального фестиваля «Опера Live», он же является главой этого нового фестиваля. За свои достижения солист удостоен молодежной премии «Триумф» и Премии Олега Янковского в номинации «Творческое открытие» и считает, что талантливого артиста невозможно убедить делать то, что ему не нравится. На вопрос, что думает о современной опере, горячо отстаивал право режиссёров на новаторство и отметил: на оперных спектаклях в зале становится всё больше молодежи, которая не только люстры фотографирует на айфоны, но и слушает оперы, получая удовольствие от музыки и постановки.

Впечатлил публику своим искусством и Национальный филармонический оркестр России. В январе 2018 года коллектив отметит пятнадцатилетие. Владимир Спиваков собрал в нём, как говорят, оркестровую элиту и одарённых молодых музыкантов. Оркестр обладатель гранта Президента Российской Федерации. Коллектив записал на компакт-диски произведения русских и зарубежных композиторов, и кто-то из счастливчиков получил в Ташкенте в подарок альбом с записями произведений, в ряду которых "Колокола" Рахманинова в исполнении Василия Ладюка. Вдохновляющая, полётная манера дирижирования, свойственная Спивакову, со вкусом подобранный репертуар – всё это приносит публике непередаваемое состояние счастливого воспарения, которое способно дарить искусство.

Оркестр под управлением Спивакова гастролирует по всему свету, с ним выступают известные дирижеры мира и выдающиеся солисты современности - Джесси Норман, Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина, Хуан Диего Флорес, Маттиас Гёрне, Вальтрауд Майер, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Рено Капюсон, Гидон Кремер, Готье Капюсон, Аркадий Володось, Борис Березовский, Джон Лилл, Денис Мацуев, а теперь и народный артист Узбекистана Рамиз Усманов, который 30 апреля, кстати, даст сольный концерт в ГАБТе имени Навои.

Концерт состоялся – в апреле он не первый из необыкновенных и, надеюсь, далеко не последний в будущем.
Бонусом к концерту стал мастер-класс с участием солистов Национального филармонического оркестра России, проведённый музыкантами оркестра наутро после выступления во Дворце "Узбекистан".

Вот так они и случаются – чудеса. Для них всего-то и нужно – добрая воля способных сотворить чудо людей. И они, как видим, на свете есть.

Источник

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Концерты в Ташкенте

Еще по теме:

Просмотров: 2519

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.