Конная династия (окончание)

25.03.2016

Автор:

Это действительно династия, основу которой составили Карим и Мубаракхон Зариповы.

Их дело продолжили дети и внуки. И сегодня наш рассказ – о наследниках известных артистов. Одна из них – Карима Фахритдиновна Зарипова, директор Республиканского эстрадно – циркового колледжа. Заслуженная артистка Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик»

Здесь она не только полноправная хозяйка. Прежде всего – она учитель и наставник. Учитель и наставник – каких мало.

Она родилась на седьмой день после ухода из жизни деда – Карима Зарипова. Родители назвали ее в честь прославленного предка, на которого она похожа и внешне, и характером. И, видимо, на генетическом уровне Кариме передались способности деда – его смелость, дисциплина, упрямство (в хорошем смысле).

Карима Фахритдиновна всегда с улыбкой  говорит, что «родилась в опилках», не усматривая в этом ничего оскорбительного. Именно на цирковом манеже дети артистов цирка делают свои первые шаги. Здесь же они начинают свою первую, еще детскую, карьеру циркачей. Не избежала этой участи и маленькая Карима. Уже с четырех лет она принимала участие в новогодних представлениях, играя роли то Гномика, то Снежинки.

Правда, отец маленькой артистки был категорически против того, чтобы дочь связала свою жизнь с  цирком – сам цирковой артист, он хорошо знал, насколько тяжел этот труд, особенно его конный жанр. Но Карима с детства дружила с лошадьми, не боялась их, к тому, же ее мечту втайне от отца поддержала мама – Холида Каримовна.

И после окончания театрального института Кариме находят наставника, а мама покупает лошадь. Естественно, через какое-то время Фахритдин Рахимбердиевич узнал о поступке дочери и долгое время не разговаривал с ней. Но на гастролях нашей труппы в Караганде он был первым, кто поздравил любимую дочь  с успешным выступлением, подчеркнув при этом, что она - «Зариповской породы».

Карима – опа работала в номерах «Высшая школа верховой езды» и «Акробаты на роликах», радуя зрителей самых разных городов мира. Двадцать пять  лет вместе со своим, действительно другом и партнером,  жеребцом Небосклоном она была звездой своего номера. Перед каждым выступлением ей приходилось прямо – таки готовить себя и своего Небосклона к выходу на арену.

И это не преувеличение – лошадь тоже живое существо, и нуждается не только в уходе и кормежке. Наездник должен и обязан чувствовать как «локоть» каждого напарника в номере, так и своего близкого «друга» – того, кто везет его на арене, того, кто, кто понимает его  с малейшего движения рук.

Бывали случаи, когда Карима Фахритдиновна  буквально чувствовала, что лошадь не может работать, или у нее «плохое» настроение, равно как и у самой наездницы. И тогда выступление откладывалось. Просто потому, что если нет единства всадника и коня, то сам номер может оказаться неудачным.

Однажды ее спросили: - «Для чего вы сидите верхом на лошади, ведь она же сама танцует?» По словам Каримы Фахритдиновны, это была  для нее самая высшая награда – значит, зрители просто не замечали, как она работает, как управляет своей лошадью.

Мы с папой неоднократно посещали наш цирк. И много раз я видел выступления конной группы нашего цирка. Наверное, видел и героиню нашего рассказа. Это были феерические выступления. Феерические  с большой буквы, когда зал буквально взрывался овациями после окончания выступления группы джигитов.

Случилось так, что Небосклона не стало. Переживания от утраты  были такими, что Карима попала  в больницу. После выздоровления ей предлагали вернуться в номер, взяв другую лошадь. Но Карима решила, что такой поступок будет предательством и отказалась.

Она ушла с манежа. Но не ушла из профессии. К тому времени Карима Фахритдиновна уже руководила детской цирковой студией «Карима», где и сама вела занятия. Естественно, затем дети перешли   в эстрадно – цирковой колледж, где и продолжили обучение тайнам циркового искусства.

Сам колледж  существует с 1978 года, когда он носил наименование  студии эстрадно- циркового искусства, начало которой было положено еще Каримом Зариповым. Десять лет назад студия получила статус Республиканского колледжа.

Старинное здание буквально недавно пережило капитальный ремонт – переоборудованы учебные аудитории, спортивный зал стал достаточно высоким, актовый – превратился буквально в театральный. Подтверждаю своим словом, так как сам часто бываю в данном учебном заведении по роду моей работы.

Поступить в колледж достаточно сложно. И дело не только в том, что мало мест. Дело в том, что отбор достаточно жесткий, и начинается он уже на этапе сдачи документов.

Вступительный экзамен проводится в три тура. На первом жюри оценивает актерское мастерство и физические данные претендента. Второй тур позволяет понять, правильно ли выбрал абитуриент свою будущую специальность. Ну а третий – это своеобразное «домашнее задание», в ходе которого ребята представляют свои хореографические постановки, собственные авторские песни или музыкальные произведения.

Карима Фахритдиновна сама возглавляет приемную комиссию (своеобразное жюри) на каждом этапе экзамена. И часто бывает так, что абитуриенту рекомендуют слегка изменить свой выбор. То есть, человек легко садится в шпагат, но при этом очень хочет научиться петь, но голоса не имеет.

Тогда и подсказывают, что претендент может быть принят на цирковое отделение, а не на вокал, или наоборот. Здесь очень ценят талантливых ребят и очень стараются не упустить именно тех, кто в будущем станет продолжателем традиций Зариповых и Ташкенбаевых.

Этим и воспользовалась дочь Каримы Фахритдиновны – Камилла. Втайне от мамы она подготовилась к поступлению, уговорила кого-то из приемной комиссии не говорить ей о том, что она сдала документы для поступления. И каково же было удивление директора, когда на вызов – «Следующий» в аудиторию вошла ее собственная дочь. Сказать, что это было удивление – это значит, ничего не сказать.

Но Карима Фахритдиновна поступила просто – она «гоняла» на экзамене Камиллу так, чтобы «другим неповадно было». Но будущая актриса не сдалась и прошла все три тура «на ура». Тогда директор строго – настрого предупредила весь педагогический коллектив – никаких поблажек моей дочери. Она моя дочь – но только дома. А здесь она, как и все – просто студентка.

То же самое повторилось после поступления Камиллы в институт культуры. Воспользовавшись своими «связями», Карима Фахритдиновна передала своеобразный запрет и в ВУЗ. Ведь она всего добилась сама, своим трудом, настойчивостью и упрямством,  любовью к своей работе. А потому не хочет, чтобы ее дети шли по жизни, пользуясь известностью своей мамы.

Это и не удивительно. Насколько мне известно, в семьях Зариповых  и  Ташкенбаевых  никогда не было «зазвездившихся». Все они добивались аплодисментов, званий, наград и известности собственным тяжелым цирковым трудом.

Сын директора колледжа, Шерзод, как и его мама, изъездил полмира на гастролях со своими родителями. Естественно, что в нем тоже родилась тяга к цирковому искусству. Потому он четырнадцать лет отработал в номере «Акробаты на роликах». Он неплохой жонглер и акробат. Но сейчас  Шерзод сменил профессию, хотя, если бы ему предложили цирковой номер, он, скорее всего, согласился бы вернуться обратно.

Сегодня директор колледжа не знает покоя. Заканчивается учебный год, за ним – выпускные экзамены, затем приемные. И так каждый год. А потому хочу пожелать лично Кариме Фахритдиновне здоровья, терпения и удачи в ее нелегком педагогическом труде.

Надеюсь, что  наше цирковое искусство будет жить и здравствовать  долгие годы. А династии  Ташкенбаевых и  Зариповых (и не только они) всегда будут на арене цирка.

Фото – сайт www.circuscollege.uz

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Цирк Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 4072

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.