Улицы ташкентские… Аброр Хидоятов
04.08.2015
Во времена не столь уж далекие довелось мне учиться у профессора Гоги Аброровича Хидоятова. Уже тогда мне, начинающему историку, хотелось задать учителю вопрос: « - Профессор, почему Ваше имя как-то не сочетается с Вашей фамилией? Откуда она у Вас?»
Естественно, подобный вопрос никогда не задавался нашему преподавателю. Но любопытство было настолько сильным, что я сам решил узнать, почему у нашего знаменитого преподавателя столь звучная и известная фамилия? К тому же в городе уже достаточно давно существовала улица, имя которой говорило само за себя – Аброра Хидоятова. Кто он был, кем приходился нашему учителю? За какие заслуги его имя носила улица?
Так кто же он, Аброр Хидоятов?
В 1900-м году, 31 декабря, в Ташкенте, в махалле Дегрез (Дероз), что находилась за современным национальным академическим драматическим театром, в небогатой семье Хидоятходжи родился мальчик, названный Аброром. Его родители как будто бы знали, что именно здесь когда-то будет построено роскошное здание театра, в котором их сыну суждено будет прославить свое имя на весь мир.
Уже в раннем возрасте он стал напевать где-то услышанные им мелодии. К десяти годам он научился играть на дутаре, а в двенадцать, получив в подарок дутар от соседа Мурада - ака, пристрастился к музыке так, что вскоре стал одним из самых лучших дутаристов махалли. Чуть позже, когда у него перестал «ломаться» голос, юный Аброр стал петь под аккомпанемент дутара, исполняя песни из репертуара классика узбекского вокального искусства Муллы Тойчи. Его красивый голос был известен не только в родной махалле, и на импровизированные вечерние концерты в махаллинской чайхане приходили жители из махаллей соседних.
И надо же такому случиться, что именно в те годы начинающий режиссер Маннон Маджидов искал артистов для своей театральной труппы. Ташкент - как тогда, так и сейчас – город маленький, и, естественно, до Уйгура (под этим псевдонимом мы знаем Мастера), дошли слухи о молодом певце. Вот он и решил вместе со своим другом Чулпаном заглянуть в чайхану, послушать молодого певца, и, возможно, пригласить его к себе в театр. Несмотря на собственную молодость, Уйгур, только услышав мощь и красоту голоса певца, сразу же сказал себе: «- Это тот, кто мне нужен!» Юноша достаточно высокого роста, стройного телосложения, практически сразу согласился на предложение Уйгура работать в его труппе.
И с 1918 года, с момента создания первого театрального коллектива, начались дружба и сотрудничество трех единомышленников, оставивших огромный, незабываемый след в истории театрального искусства нашей страны. Уйгур, Чулпан и Аброр Хидоятов пронесли эту дружбу через всю жизнь. К великому сожалению, одному из них, а именно Чулпану, пришлось испытать всю горечь мрачного 1937-го года…
Полноценная работа труппы началась в середине 1918-го года. Ее концерты вначале проходили в помещении театра, известного в Ташкенте под названием «Колизей». Ныне это сильно перестроенное здание фондовой биржи в центре города. Ставились пьесы самых разных писателей. И молодому Аброру Хидоятову приходилось достаточно часто выходить на сцену, играя даже женские роли – артисток в труппе еще не было.
Уйгур поставил себе сложную задачу – создать коллектив, уникальный в своем роде. Отбор в группу был жесточайшим – требовалось отличное знание узбекского языка в ташкентском диалекте. Отбирал будущих артистов сам Чулпан. И только после его персонального одобрения кандидат мог рассчитывать на дальнейшие «вступительные экзамены».
Театральная труппа стала той самой школой развития литературного языка. И Уйгун, и Чулпан делали все, чтобы очистить родной язык от всяческих арабизмов и следов фарси, несвойственных ему. В то время многие театралы рассказывали, что они ходили в театр учить узбекский язык.
В 1924-м году труппу направили на учебу в Москву, где актеры должны были получить высшее артистическое образование. В коллективе уже работали и девушки, одна из которых – Сара Ишантураева, в будущем станет спутницей жизни замечательного артиста.
График занятий был напряженным. Тут и необходимая сценическая речь, и музыка, пение, спортивная гимнастика, и даже фехтование. Каждое занятие позволяло отточить очередную грань мастерства молодых артистов.
И только в 1927- году труппа вернулась в Узбекистан, в Самарканд, бывший тогда столицей нашей республики. С этого года Аброр Хидоятов становится ведущим актером театра имени Хамзы.
Именно здесь, в национальном театре, в полную силу расцветает талант нашего земляка. Коллектив театра под руководством Уйгуна ставит пьесы, направленные на расширение кругозора узбекского народа, на повышение уровня его культуры, на познание нового в театральном искусстве. И естественно, Аброру Хидоятову достаются главные роли почти во всех спектаклях театра. Среди его ролей такие, как Гафур в пьесе Хамзы «Бай и батрак», Муканна в одноименной пьесе Хамида Алимжана, Алишера Навои в пьесе, авторами которой являлись Уйгун и Иззат Султан, и многие другие.
Каждая новая роль требовала своего подхода, осмысления правильности игры того или иного персонажа. Это новое испытание для артиста. КАК он сыграет эту роль? КАК ее воспримут зрители? Аброр Хидоятов отдавал всего себя, играя на сцене так, что после окончания спектакля зрители провожали актеров шквалом оваций.
1935-й год. Постановка тяжелейшей, но и интереснейшей пьесы Шекспира – «Гамлет». В переводе друга и соратника – Чулпана, она стала еще одним ручейком, обогатившим узбекский язык.
Успех этой постановки был грандиозен! Билеты раскупались практически мгновенно за несколько дней до очередного спектакля. Очереди за ними выстраивались, без преувеличения, почти на километр. На спектакль приезжали из других городов, областей, приходили махаллями и предприятиями!
Аброр Хидоятов, сыгравший к тому времени немало ролей, не стал слепо копировать манеру игры данной роли своими коллегами, в том числе и зарубежными. Он нашел «своего» Гамлета. Он не отошел от этой классической роли, но он сыграл его по-своему. «Его» Гамлету были свойственны отсутствие истерики, заламывания рук и других, ненужных, по мнению артиста, внешних эффектов.
Гамлет Хидоятова был рассудительным, спокойным, умным и благородным, ведущим свою борьбу за справедливость и благородство. Он стал любимым героем узбекского народа. А знаменитый монолог Гамлета - быть или не быть – лучше него не мог прочитать в то время любой другой артист узбекского театра. Публика была в восторге. В таком, что Хидоятову пришлось играть эту роль семнадцать дней подряд. Несмотря на то, что врачи настаивали хотя бы на недельном отдыхе, Акмаль Икрамов, посетивший театр, подвел Хидоятова после очередного спектакля к окну, за которым стояла огромная толпа народа. «- Аброр, ты видишь этот народ, спросил он, они все ждут спектакля. Сегодня в окнах поставят громкоговорители, чтобы слышали все».
Актер не смог отказаться, и это привело к трагедии. На двадцать седьмой день случился нервный срыв - Аброр Хидоятов падает на сцене и теряет сознание. Таким сильным было нервное напряжение. Прибывший немедленно профессор Детингофф только и сказал: « - Вы погубили великого артиста. У него механическая эпилепсия от удара головой».
После длительного лечения он все равно возвращается на сцену и продолжает искать, играть, творить…
Вскоре коллектив театра приступил к постановке еще одного произведения Вильяма Шекспира – трагедии «Отелло». Именно в ней наиболее полно раскрылся его актерский талант при исполнении главной роли. Она всегда считалась вершиной трагической роли. Более пятисот раз Аброр Хидоятов сыграл эту роль.
И каждый раз – как в первый раз. Многие зрители специально приходили на спектакль многократно, чтобы еще и еще раз увидеть и услышать Отелло в исполнении знаменитого артиста.
Члены парламентской делегации Англии, побывавшие в театре в феврале 1945 года, оставили в книге отзывов следующую запись: «Никогда, нигде, даже в Лондоне мы не видели лучшей постановки этой пьесы. Нам особенно понравились артисты, исполнявшие роли Отелло, Яго и Дездемоны. Мы были ими восхищены».
К слову сказать, в этом спектакле, как и во многих других, вместе с мужем заглавные роли играла его, к тому времени уже супруга, Сара Ишантураева.
За долголетнюю и безупречную службу в театре артист был неоднократно награжден самыми разными наградами. В 1949-м году ему была присвоена Государственная Премия – одна из самых высших наград страны. Несколько ранее – в 1945 –м году он стал Народным артистом. А ведь эта награда – самая главная, самая желанная для любого актера. Аброр Хидоятов был удостоен ее по праву.
Но время не властно над нами, и 3 октября 1958 года сердце актера и человека Аброра Хидоятова биться перестало…
Его хоронил весь город, вся республика…
По указанию правительства во время похорон по радио на всю республику передавали в записи весь спектакль Отелло. Как будто по некоему сценарию, гроб с телом актера опускали в могилу под его последние слова: "Прощайте, мои пернатые солдаты. Альвидо, альвидо, альвидо!" Похоронили его на кладбище Чагатай, которое находится по улице Фараби. На могиле установлена мраморная плита с эпитафией, написанной известным поэтом Максудом Шейх-заде:
Бу ерда ухлаган, Буюк санъаткор
Дилларга бахш этди мардликни хар он,
Шу ерда утканда, сен таъзим ила,
Бу улмас симога, салом бер инсон.
(Здесь в вечном покое спит великий актер
Чувства добрые он в нас пробуждал,
Проходя здесь рядом, эй человек,
Не забудь ему поклониться)
Прохожий, не забудь ему поклониться.
Прошло много лет. Сменилась эпоха. Узбекистан стал независимым государством. Но даже по прошествии многих лет, страна нашла возможность еще раз отметить своего сына. И в 2000 г. Указом президента Республики Узбекистан Аброр Хидоятов был награжден орденом "Буюк хизматлар учун" (3а великие заслуги) посмертно.
26 августа 2000 года, после объявления указа Президента страны, у театра, носящего его имя, и где долгие годы сверкал талант артиста, собрался фактически стихийный, никем не объявленный митинг, на котором выступил мой учитель, доктор исторических наук, профессор, Гоги Аброрович Хидоятов. Он сказал: « - Большое счастье прожить жизнь во имя народа, но не меньшее счастье, когда народ ценит тебя после ухода из жизни, помнит и любит. Тысячу раз спасибо президенту Исламу Абдуганиевичу Каримову, за то, что он обратил скромный труд моего отца в великие заслуги».
До недавнего времени в Олмазорском районе столицы была улица, названная именем великого актера. Но, к сожалению, по неизвестным мне причинам она получила другое название. Видимо, кто-то решил, что присвоение имени актера Национальному театру будет достаточно для воздаяния почестей памяти выдающегося артиста. Возможно, это просто ошибка. И, наверное, стоит ее исправить…
Станислав Балашкин
Ссылка на статью »» |
|
Просмотров: 6477
Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;
в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.
© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.