Грязные реки – мусорные берега

10.04.2015

Каждый, кто трепетно относится к вопросам экологии, понимает, насколько важна чистота воды, которую мы пьем. Совершив длительный круговорот, в итоге она попадает в наш водопровод. В 2013 году Кабинет Министров Узбекистана принял постановление «О мерах по улучшению санитарного состояния и благоустройства каналов на территории города Ташкента».

Основная цель – совершенствование организации и управления работами по содержанию и эксплуатации каналов на территории столицы, а также улучшение благоустройства их устья и прилегающих территорий. В том числе реконструкция городских участков водных артерий путем бетонирования их русел, формирования вдоль набережных рекреационных зон с применением современной ландшафтной архитектуры. Результатом принятия данного решения стала реконструкция набережной Анхора, которая изменила его до неузнаваемости. Русло было очищено и забетонировано, берега укреплены и приведены в надлежащий вид, установлена новая ограда, вдоль берега проложена брусчатка для прогулок, проведены работы по озеленению. А вот о других каналах почему-то незаслуженно забыли, хотя и они могли бы стать прекрасным местом отдыха горожан и гостей столицы.

В их числе канал Салар, который на протяжении столетий был одной из крупнейших водных артерий, питавших город, а в наши дни представляющий собой жалкое зрелище. Он несет свои мутные воды через центральные районы города, местами исчезая в трубах, скрытых под землей и неожиданно появляясь вновь. Скопления мусора, «украшающие» берега, грязь и нечистоты под мостами, перекинутыми через канал, уже не говоря о том, что на дне обмелевшего Салара что только не торчит из воды: и старые бачки от унитазов, и проржавевшие детали автомобилей, и различный строительный мусор. А ведь в 60-х годах ХIХ века, когда появилась идея обустройства в городе водопровода, воду для него планировалось брать из Салара.

Потом, правда, от этой идеи отказались, но все-таки через пару десятилетий начался забор воды из канала для нужд железнодорожного вокзала.

Когда-то местные жители брали воду из него для своих бытовых нужд, а рыбаки ловили рыбу. Сегодня в это верится с трудом – это одна из самых грязных водных артерий столицы. Со временем он превратился в свалку для отходов, задыхаясь от бытового мусора и токсичных выбросов производств, сливающих в него технические воды. Рыбу ловить в реке уже никто не пытается, правда, попадаются отдельные любители посидеть с удочкой, гораздо более выгодным стала добыча хлама из воды – маргинальные личности вылавливают пластиковые бутылки и металлолом, который потом сдают в пункты приема.

Находясь в непосредственной близости от канала, ощущаешь его зловонное дыхание и не то что купаться, а подходить близко к воде желания не возникает.

Там, где Салар вплотную прилегает к Ташкентской медицинской академии (бывшее ТашМИ), прямо у воды организовалась свалка медицинского мусора. По всей вероятности, младший медперсонал посчитал очень удобным выкидывать шприцы, вату, флаконы из-под лекарств и прочий ненужный хлам не в специализированные контейнеры, а в канал, думая, что течение скроет их безалаберность.

А прямо напротив собора Святейшего Сердца Иисуса, более известного как польский костел, участок берега под мостом, вопреки всем санитарно-гигиеническим нормам и правилам приличия превращен в отхожее место. Нет необходимости говорить, что нечистоты попадают в воду. Когда вблизи храма протекает канал со сточными водами, то это не только антисанитария, но и надругательство над святым местом. Трудно представить, чтобы хоть в одной европейской стране была открытая канализация, которая проходила бы через памятник культуры. А ведь аксакалы еще помнят те времена, когда не то что из каналов, из арыков брали воду для приготовления пищи. В нашем засушливом регионе, где к воде традиционно относились бережно, арыки и каналы очищались, что называется, «всем миром» на хашарах, и никому в голову не приходило выбрасывать в них ненужный хлам. Видимо в те времена и родилась крылатая, но очень меткая фраза: «Вода – это жизнь». Но не прошло и века, благо, дарованное нам природой, мы губим своими руками, нисколько не заботясь о том, что от наших деяний достанется нашим потомкам.

К большому сожалению, наши современники не отличаются чистоплотностью и аккуратностью. Если пройти от моста вниз по течению, натыкаешься на островки из пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и прочих бытовых отходов.

Такие скопления мусора тянутся вплоть до того места, где Салар скрывается в трубе. Вообще его берега в этом месте больше похожи на закрытую зону, мало кому придет в голову прогуляться здесь, посидеть на травке и полюбоваться видом протекающей мимо воды. Берега лишь частично «закованы» в бетон, местами он растрескался и обвалился, зарос бурьяном, а местами и вовсе отсутствует. Прохожие обходят канал стороной, и лишь огромная крыса испуганно укрылась в расщелине, образовавшейся между бетонными плитами, да нутрия, плывшая вдоль противоположного берега, скрылась за небольшим скоплением мусора, запутавшемся в водорослях. Вот уж кого точно не ожидаешь увидеть в Саларе, так это какую-нибудь живность. Остается только догадываться, каким образом бедный зверек заплыл в обмелевший и отравленный миазмами канал. Вынырнув, нутрия, как ни в чем не бывало, поплыла по своим делам, и, сверкнув облезлой спиной, скрылась в трубе, в которую стремительно уходили мутные воды Салара.

Вновь он выбирается наружу недалеко от центрального вокзала столицы. Прямо напротив Музея паровозов, что по улице Амира Темура, перекинут мост. Спустившись в этом месте к воде, первое, что бросается в глаза опять-таки неухоженный, заросший травой и кустарником берег, пробраться на него удается с трудом: то и дело натыкаешься на битое стекло, обломки арматуры и бетона. В этом месте, как и возле каждого моста, берег Салара облицован бетоном, из которого торчат трубы, из них в канал сбрасывают сточные воды. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что течет по этим трубам: цвет и запах говорят красноречивее любых слов и лабораторных анализов.

Неподалеку от Миробадского рынка, около кафе «Бухара», в Салар впадают воды подземного канала Чаули, в который поступают сбросы столичного метрополитена. Вдоль автомобильной трассы за забором расположен частный сектор. Местные жители, вопреки здравому смыслу, держат водоплавающих птиц, которых днем выгоняют пастись на берег канала. Как рассказал один из старожилов – выращивание гусей приносит стабильный доход их семье на протяжении последних нескольких лет. Только невдомек тем, кто любит побаловать себя блюдами из гусиного мяса, где и в каких условиях выращивали эту птицу. Но те, кто долгие годы живет по берегам Салара, не видят в этом ничего особенного, более того, в жаркие дни детвора с близлежащих окрестностей с присущей ей беззаботностью плещется в водах канала, вобравших в себя всю таблицу Менделеева.

К сожалению, процесс загрязнения каналов не обошел стороной и другие водные артерии Ташкента. Канал Буржар, получивший название из-за крутых берегов и обитавших здесь когда-то волков, мог бы считаться одним из самых живописных в Ташкенте, если бы на его обрывистых берегах не были повсеместно развернуты несанкционированные свалки строительного и бытового мусора. Время от времени оползни, состоящие из куч мусора, попадают в воду. Часть уносится бурным потоком, а часть остается лежать мертвым грузом. В зимний период на дне обмелевшего канала отчетливо видны затонувшие скопления всевозможного хлама.

Жители частного сектора, чьи дома находятся в непосредственной близости от воды, занимаются разведением домашнего скота, продукты жизнедеятельности которого выводят на берег. Не редки случаи, когда канализационные трубы выводят непосредственно к воде. Также для Буржара продолжает оставаться актуальной проблема разрушения берегов, которую можно решить, если укрепить их бетонными плитами или лесопосадками, но в силу массовости застройки это не везде возможно.

Сброс мусора и нечистот в канал Бозсу активно осуществляется около рынка стройматериалов, расположенных по улице Изза, что в Учтепинском районе столицы. Участок канала, протекающий под мостом, загажен в прямом и переносном смысле этого слова. И такие примеры можно приводить до бесконечности.

Многочисленные столичные каналы ничуть не меньше Анхора нуждаются в реконструкции. Их можно и нужно очистить. Остается надеяться, что поток отходов остановится, прежде чем будет нанесен непоправимый вред окружающей среде, а жители столицы и городские власти все же начнут воспринимать дарованное природой как ценность, а не как данность.

Автор: Вероника Синягина, фото автора, «Новый век»

Комментарий специалиста

Как сообщил «Новому Веку» заместитель председателя Ташкентского городского комитета по охране природы Артур Мустафин, – основным источником загрязнения (более 90%) столичных каналов являются канализационные очистные сооружения ГУП «Сувсоз», которые не обеспечивают должный уровень очистки своих стоков. Также свою лепту вносят и такие предприятия, как ОАО «RAF», ОАО «4-Автобус саройи» и ОАО «18-Автобус саройи». Всего же сбрасывают свои производственные сточные воды в каналы 23 предприятия города, 7 из которых не обеспечивают необходимой очистки промышленных вод.

Имеющиеся сооружения механической очистки на предприятиях ООО «RAF», ОАО «Автобусный парк № 1», ОАО «Автобусный парк № 18», ООО «TORA SOBIR» не отвечают современным требованиям, их средняя эффективность очистки составляет 38-40%.

По итогам I квартала 2015 г. было выявлено, что уровень загрязнения водотоков города по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. существенно не изменился и относится ко II и III классу чистых и умеренно загрязненных вод. Специализированной инспекцией аналитического контроля Ташгоркомприроды обнаружено превышение предельно-допустимых норм концентрации азотосодержащих веществ, органических веществ и нитритов. Тяжелые металлы обнаруживаются в малом количестве и не превышают предельно-допустимых концентраций.

– Существующее положение дел требует активного внедрения на предприятиях и организациях города новейших систем очистки, а также не допущения размещения в водоохранных зонах объектов, оказывающих негативное влияние на водный бассейн города, – считает Мустафин.

Источник

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Каналы и реки Ташкента, Экология в Узбекистане

Еще по теме:

Просмотров: 3516

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.