mg.uz
 
Print

Будущее – за цифровым образованием


Будущее – за цифровым образованием  Как образование может измениться в самом ближайшем будущем и зачем создавать универсальные школьные программы. Об этом и многом другом рассказал в своем интервью Комил Алламжонов, руководитель группы разработчиков инновационных учебников для системы образования.

 — Почему вы решили заняться цифровыми учебниками?

— Вся наша жизнь связана с техникой и технологиями: начиная с будильника или планирования своего дня и заканчивая образованием. Мы хотели создавать возможность использования технологии во благо, для развития и повышения качества образования. Когда планшет становится элементом обучения, дети погружаются в процесс с большим интересом. Это все равно, что объединить игру и классическое образование. Как следствие, улучшится процесс обучения, повысится успеваемость, уровень образования и подготовки кадров. Образованное поколение, профессиональные кадры — это уже залог развития общества в глобальном масштабе. 

 — Как выглядят такие учебники?

— Перед тем как начать проект, мы организовали фокус-группы, провели исследования о наиболее эффективных способах восприятия информации. Также мы привлекли психологов и медиков, чтобы проанализировать влияние технологий на здоровье. В результате учебные программы, которые мы разрабатываем, направлены на то, чтобы сделать процесс познания максимально интересным, легким, запоминающимся и безвредным. Для этого мы задействуем практически все органы чувств и все методы восприятия информации. На одной странице могут быть одновременно представлены: текст, аудиопояснение, видеоролик, 3D-анимация, которая реагирует на прикосновения. Там, где необходимо, музыкальное сопровождение или звуковые элементы, например, сердцебиение и прочее. То есть учебник практически можно разобрать, собрать, услышать и почувствовать.

  — Какие предметы уже можно изучать по цифровым учебникам?

— Наша команда работает над учебниками по физике и анатомии. По результатам фокус-групп, участники запоминают 80% информации благодаря визуальности, мультиформатности и интерактивности наших учебников. В будущем мы планируем создать полноценную электронную библиотеку. Это будет вся программа от 1 до 4 класса для начальной школы и старших классов — от 5 до 9-го.

  — Какая гарантия, что ребенок будет на этом планшете учиться, а не играть?

— Есть программное обеспечение для контроля успеваемости, посещаемости и дисциплины в образовательном процессе. Родителям дается доступ в персональный кабинет ребенка. Можно отслеживать, когда ребенок скачал новую тему, когда начал ее просматривать, сколько времени изучал, какие темы и на какие вопросы отвечал. Доступ к этим данным есть у родителей и учителей. Цифровые учебники построены так, что, не освоив одну тему, не дается доступ к следующей теме. Это прозрачная и безошибочная система контроля. 

  — На какую учебную программу вы опираетесь? На стандарты Узбекистана? На каких языках?

— Конечно, в первую очередь, наша аудитория — Узбекистан. Но не только. Законы Ньютона или система кровообращения универсальны в любой стране. Мы берем набор базовых тем и готовим учебник на английском, узбекском и русском языках. Готовый продукт можно адаптировать под потребности любой страны и любой образовательной программы.

 — Вы участвовали с презентацией этого проекта на Всемирной выставке инноваций в сфере образования GESS в Объединенных Арабских Эмиратах. Какова была реакция?

— Да, мы представили свое видение системы образования на выставке GESS в начале 2015 года. Нашей презентацией серьезно заинтересовался министр образования ОАЭ и предложил обсудить возможности сотрудничества. Детали сотрудничества еще в процессе переговоров, но факт в том, что в ОАЭ уже принята государственная программа о переходе на цифровые учебники. Удерживать внимание арабских детей бумажными учебниками становится все сложнее.

— И каково Ваше видение будущего? Что оно дает государству помимо дополнительных расходов?

— Здесь я позволю с вами не согласиться. В долгосрочной перспективе инвестиции в e-learning — это не просто дань тренду технологичности, но и возможность сэкономить бюджетные средства. Вы себе представляете, сколько тратят государства на издание и обновление фонда бумажных учебников во всем мире ежегодно? В США, например, это около 7 миллиардов долларов в год. Инвестировав в электронное оборудование единожды, дальше государство будет экономить. Оборудование не нужно покупать ежегодно. Будет меняться только контент. Более того, если в будущем с помощью «облачных» технологий создать единую электронную библиотеку, государство может получать проценты с продаж цифровых учебников.

— Что для этого надо?

— Наши учебники создаются в универсальном формате. Никаких ограничений, что для их использования нужна исключительно техника Apple или Samsung, или еще какого-нибудь производителя, нет. В сотрудничестве с национальным производителем можно встраивать всю учебную программу в планшеты Artel, например. Для школы будут закупаться определенное количество планшетов, сервера и остальное необходимое оборудование. Ученик, заходя на урок, будет скачивать темы и задания по инструкции учителя. Учителям тоже удобнее вести урок по легко осваиваемым визуальным материалам. Это масштабный проект, выгодный для всех сторон. Для производителя электроники — это масштабные заказы. Для государства — это упрощение и повышение эффективности системы образования, плюс экономия на печати. Для разработчиков — это возможность создавать новые программы и совершенствовать продукты. Для конечных потребителей — учеников — обучение станет легкоусвояемым и интересным.

— Недавно в Ташкенте создали smart-класс в одной из школ. Значит, цифровое будущее уже рядом?

— Да, в Узбекистане становится больше прогрессивных школ, где используются интерактивные доски, планшеты и другая техника. Распространение информационных технологий неизбежно. Тут важно еще другое — создавать контент для всех этих технологий. И чтобы контент был не написанный специалистами из Сан-Франциско или Гонконга, а наш, собственный национальный продукт. Образование имеет важную идеологическую составляющую. Любая нация будет вкладывать в него свои интересы. Поэтому в этом смысле контент системы образования будущего — это еще и вопрос информационной безопасности и идеологического иммунитета.

— Какой Вы видите идеальную школу для своих детей?

— Школа, полностью оборудованная современными ИКТ, цифровыми учебниками и, конечно же, которая гордится своими высокопрофессиональными преподавателями. Школа, в которой ИКТ позволят сделать образование интересным, прогрессивным и доступным. Образование определяет будущее каждого человека. Если мы сможем решить вопрос качества образования, это неизбежно повлечет прогресс, повышение культуры, увеличение профессиональных кадров, необходимых нашему государству.

Источник

Print  Полная версия статьи