В Узбекистане определен новый порядок присуждения докторской степени
Постановлением Президиума Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров (зарегистрировано МЮ 25.03.2013 г. № 2441) утверждено Положение о порядке присуждения ученой степени доктора наук. Ранее действовавшее Положение о порядке присуждения ученых степеней (рег. № 261 от 10.07.1996 г.), а также внесенные в него изменения и дополнения признаны утратившими силу.
Согласно новому Положению на получение ученой степени доктора наук могут претендовать лица, имеющие:
степень магистра или диплом о высшем образовании, полученный до введения степени магистра;
диплом о высшем военном образовании;
ученую степень кандидата наук, доктора философии (Ph.D), присужденную в иностранных государствах и приравненные к ней иные ученые степени;
степень бакалавра, диплом военного специалиста с высшим образованием или диплом специалиста с высшим образованием, стаж практической работы не менее 5 лет, обладающие склонностью к научным изысканиям и имеющие определенные научные достижения (патенты на изобретения, научные публикации, участие в научно-технологических разработках и др.), а также ведущие научную или научно-педагогическую деятельность.
Документом закреплено, что претендент может оформить и защитить диссертацию на узбекском, русском, каракалпакском и английском языках или на другом языке по согласованию с Высшей аттестационной комиссией (далее - ВАК). Ранее было установлено, что диссертация оформляется и защищается на узбекском, русском или английском языках, а на каракалпакском - диссертации по каракалпакскому литературоведению и языковедению. Теперь диссертация должна состоять не менее чем из 4 глав, а ее объем не должен превышать 200 страниц (ранее - не менее 3 глав и 250 страниц).
Диссертант по основным научным результатам диссертации обязан опубликовать не менее 15 научных работ, минимум 10 из которых должны быть опубликованы в научных журналах согласно перечню ВАК (ранее - не менее 20 научных работ в научных изданиях согласно перечню ВАК). Также как минимум 2 статьи необходимо опубликовать в специализированных научных журналах зарубежных стран, определяемых ВАК, 2 - в материалах международных научно-практических конференций, при этом одна конференция должна проходить за рубежом. (Ранее требовалась публикация не менее двух статей, а по медицинским наукам - не менее четырех статей, половина из них в научных журналах стран Европы, США, Канады, Японии, Китая и Южной Кореи).
Также уточнено, что охранные документы на объекты интеллектуальной собственности по теме диссертации приравниваются к статьям, опубликованным в специализированных научных журналах зарубежных стран. Монографии также приравниваются к статьям, опубликованным в специализированном научном журнале республики. А изданные учебники, учебные пособия и другие учебно-методические работы не признаются научными работами.
Положением установлено, что диссертант представляет Научному совету по присуждению ученой степени доктора наук (далее - Научный совет) документы, подтверждающие, что результаты диссертации внедрены в науку, практику или приняты организациями для внедрения. Эти документы должны быть рассмотрены, одобрены научно-техническими советами и утверждены руководителями организаций (ранее - специально разработанные рекомендации по внедрению результатов диссертации в практику утверждались на Научном совете).
Сроки проведения предварительной экспертизы диссертации организацией, в которой она выполнена, и ее окончательной экспертизы Научным семинаром при Научном совете и дачи ими заключений сокращены с 3 до 2 месяцев.
Положением также регламентирован порядок проведения заседания Научного семинара, на котором проводится предварительная защита диссертации.
Согласно названному Положению, Научный совет в течение 1 месяца со дня получения положительного заключения Научного семинара принимает решение о приеме диссертации на защиту, о чем извещается ВАК для опубликования данной информации на сайте ВАК и в журнале «Бюллетень ВАК».
Затем, минимум за 1 месяц до дня защиты, автореферат диссертации в количестве не менее 50 экземпляров (ранее количество экземпляров автореферата определялось Научным советом) направляется в организации, согласно обязательной рассылке, а также по дополнительному перечню Научного совета.
Научный совет назначает трех официальных оппонентов - докторов наук или профессоров, двое из которых могут быть избраны из числа членов Научного совета (ранее из членов Научного совета избирался один доктор наук, двое - только в исключительных случаях). Как и ранее все оппоненты должны представлять разные организации. Также Научный совет назначает в качестве ведущей наиболее авторитетную организацию в соответствующей сфере науки или отрасли экономики. По-прежнему рецензии официальных оппонентов и ведущей организации должны представляться диссертанту не менее чем за 10 дней до дня защиты. При этом уточнено, что если официальные оппоненты и ведущая организация своевременно не представили рецензии, дата защиты переносится.
После защиты (в течение 1 месяца) Научный совет направляет ВАК первый экземпляр диссертации и аттестационное дело диссертанта, а также их электронные варианты. Как правило, срок их рассмотрения не должен превышать 3 месяцев, а в необходимых случаях он может быть продлен еще на 2 месяца (ранее - срок рассмотрения составлял 6 месяцев с возможностью продления).
Решение ВАК об утверждении решения Научного совета о присуждении ученой степени доктора наук вступает в силу с момента его принятия и в течение 20 дней (ранее - в течение 1 месяца) оформляется диплом доктора наук.
В новом Положении прописаны основания и порядок лишения ученой степени, порядок ее восстановления, а также рассмотрения апелляций по решениям Научного совета о присуждении или отказе в присуждении, по вопросам признания и нострификации документов о присуждении ученой степени, выданных за рубежом. Как и ранее апелляции могут поданы в течение 2 месяцев со дня принятия соответствующего решения. Однако уточнено, что апелляции рассматриваются в сроки, установленные Законом «Об обращениях граждан»*, и окончательное решение по апелляции направляется заинтересованным лицам в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Если претендент желает защитить диссертацию, подготовленную на основе выполненных в Республике Узбекистан научно-исследовательских работ, в иностранном государстве, то ему необходимо получить разрешение и направление ВАК, сказано в документе. Вместе с тем установлено, что документы о присуждении ученой степени, выданные гражданам Республики Узбекистан, а также постоянно проживающим и работающим в Республике Узбекистан иностранным гражданам высшими аттестационными органами зарубежных стран, нострифицируются ВАК в соответствии с Положением о порядке признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об ученых степенях, выданных в зарубежных странах (приложение № 3 к Постановлению Кабинета Министров от 25.07.2000 г. № 283).
Положение утверждено на государственном языке.
Авторский перевод документа на русский язык будет размещен в информационно-поисковой системе «Norma. Законодательство Республики Узбекистан».
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан № 13 от 1 апреля 2013 года.
-------------------------
*Согласно статье 18 Закона «Об обращениях граждан» заявления или жалобы рассматриваются в срок до 1 месяца со дня их поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В тех случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Сардор Джумашов
эксперт-юрист
Источник