Большой Театр Оперы и Балета им. Алишера Навои
Государственный Академический Большой Театр (ГАБТ) имени Алишера Навои является единственным Большим театром на всей территории Центральной и Юго-Восточной Азии. Его достижения - это великое достояние узбекского народа, гордость нации.
Создан в 1939 г. на базе узбекского музыкального театра. Ведет начало от Государственного узбекского концертно-этнографического ансамбля (М. Кары-Якубова, 1926), в составе которого была Тамара Ханум. В 1928 г. ансамбль преобразован в музыкально-экспериментальный ансамбль, в 1929 г. - в Государственный узбекский музыкальный театр. В 1947 г. театр объединен с труппой русского оперного театра. В 1948 г. присвоено имя Алишера Навои.
Листая страницы истории его творческого становления и развития, убеждаемся в том, что наряду с выполнением своей важнейшей миссии приобщения масс к образцам мировой и национальной музыкальной культуры, театр стремится расширить горизонты своей значимости, занять достойное место в миовом культурном пространстве. Этому способствуют успешные гастроли театра за рубежом, участие наших солистов в международных фестивалях и конкурсах, осуществление интересных международных проектов. Только за последние три года театр принял на своей сцене гастролёров-дирижёров: Саима Акчиля, профессора Стамбульского университета музыки; трижды - Пьера Доминика Панелли из Германии; Лоуренса Голана из США, Паоло Лонго из Франции, Джованни Гверрьери из Италии. На нашей сцене с большим успехом выступили солисты оперы Кореи и Японии, солисты балета Японии, России, Украины, Франции и Великобритании.
Открылся широкий простор зарубежной деятельности и для наших специалистов. Большой симфонический оркестр театра записал в Малайзии свой первый лазерный диск, балетная труппа в течении пяти лет провела ряд обменных гастролей с труппой "Тойота-сити балет" (Япония), педагог-репетитор балета народная артистка Узбекистана В. Проскурина приглашена была на работу в "Тойота-сити балет", главный балетмейстер театра народный артист Узбекистана И. Юсупов приглашен на постановку спектакля "Щелкунчик" в Турцию, известная балерина, народная артистка Б. Кариева, неоднократно состояла членом жюри крупнейших конкурсов молодых солистов балета в Италии и США.
В творческом аспекте труппа театра постоянно находится в постоянном поиске, ежеквартально обновляет и дополняет свой репертуар. В поисках новых форм и путей реализации передовых идей оперного и балетного искусства узбекский театр уверенно идет по пути созидания.
Уникальное здание театра
В период своего создания и становления, как профессионального, коллектив Узбекского музыкального театра не имел своего театрального здания. Национальная архитектура не имела опыта строительства светских муниципальных зданий, тем более таких больших, в которых можно было бы разместить значительное число зрителей и давать представления. В единственном, построенном в начале XX века зрелищном учреждении - здании бывшего театра "Колизей" - работали в тридцатых годах две труппы русского и узбекского музыкальных театров. Представления давались через день. Несмотря на реконструкцию сцены и здания, зал все меньше отвечал требованиям постановок больших классических и национальных спектаклей. Правительством Республики Узбекистан было принято решение о строительстве театрального здания, соответствующего росту национального культурного подъема, который переживала Республика в тридцатые годы XX века.
Был объявлен Государственный конкурс на создание проекта театрального здания с условием публикации в прессе проектов и их широкого обсуждения и общественной оценки. По результатам конкурса победил проект академика архитектуры А.В. Щусева, который был признан наиболее отвечающий функциональным задачам и национальным традициям в архитектуре. В 1939 году началось строительство, которое было прервано в 1942 году ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году, после наметившегося перелома в ходе военных действий, стройка была расконсервирована, и строительство было продолжено. В ноябре 1945 года в Ташкент были депортированы японские военнопленные из Квантунской армии, и они приняли участие в завершающим этапе работ строительства. В отделочных работах проявили большое мастерство народные художники Узбекистана Уста Ширин Мурадов, А.Худайбергенов, Х.Болтаев и др.
По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6 - стало иметь характер архитектурного декора, присущий той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал. Например, для Бухарского зала мастера выбрали и выполнили такую уникальную технику декора, как резьба по ганчу, наложенная на зеркальную поверхность. Такой элемент украшения впервые был использован при строительстве дворца бухарского эмира. Хорезмский зал украшают резные панно из ганча, повторяющие замечательную резьбу по дереву, характерную для Хорезма. Залы и фойе театра украшает также настенная живопись на сюжеты из поэм А.Навои и изображающая пейзажи Узбекистана. Автором росписи является художник Узбекистана Ч.Ахмаров, А.Татевосян и др.
После окончания строительства театра по предложению академика А.В.Щусева был поставлен фонтан перед его порталом, что завершило создание архитектурного ансамбля, который стал замечательным украшением столицы.
В 2010 г. фонтан был реконструирован, были добавлены подсветка и музыкальное сопровождение, и теперь это - цветомузыкальный "танцующий" фонтан, собирающий вокруг себя ещё больше жителей и гостей нашего города для того, чтобы полюбоваться этим волшебным зрелищем!
Со дня открытия театра в ноябре 1947 года он является не только зданием, где шли замечательные спектакли, но и местом проведения торжественных событий в жизни Республики. Эта традиция продолжается и сегодня. Многие иностранные представительства также считают за честь проводить свои мероприятия на сцене ГАБТ им. А. Навои.