mg.uz
 
Print

Драматический Театр им. Аброра Хидоятова


Театр открыт в 1968 году спектаклем «Дийдор». За это время было сыграно более 300 спектаклей.
Театр своеобразен в своем роде, каждый посетивший его сможет ощутить подъем душевных и физических сил.

Аброру не исполнилось ещё и шестнадцати лет, когда он стал одним из первых актёров театра. Было это в 1916 году, а в двадцатом Аброр – уже известный артист. Зрители называют его имя с почтением, а рецензенты, восхищённые удивительной одарённостью юноши, пишут, что игра Хидоятова так правдива, что кажется, будто за рампой не спектакль, а сама жизнь. И далее, в течение всех сорока лет творчества артиста, зрители, среди которых было немало крупнейших представителей культуры мира, не переставали восхищаться правдивым, глубоким, чистым и благородным искусством Хидоятова.


Аброр Хидоятов виртуозно владел всем арсеналом средств артистического мастерства, благодаря этому, каждая из пятидесяти ролей ничем не напоминала ни одну другую. Родился Аброр в семье ремесленника Хидоята Рахматуллаева, вырос и воспитался на улицах махалли Дегрез, одного из районов Ташкента, где жили в основном литейщики. Аброр с детства помогал отцу.
Мать Аброра – Пашахон Ходжиханова была грамотной женщиной и пользовалась уважением в махалле. Но ни работа, ни учёба не были в жизни Аброра главным. Главным были песни. Каждый вечер отец, захватив сына, отправлялся в чайхону, где собирались жители квартала поделиться новостями, выпить чаю, посоревноваться в острословии и послушать песни.

В десять лет Аброр научился играть на дутаре и вскоре стал певцом. Впоследствии, будучи артистом драматического театра, Хидоятов с огромным успехом исполнял на концертах народные песни и выступал в музыкальных драмах и комедиях. Из всего многообразия узбекских жанров Хидоятов избрал лирический жанр и наиболее сложную манеру пения - хиргои. Хиргои – это тихое пение, переходящее в регитатив. Хидоятов пел, будто прислушиваясь к тому, как бьётся собственное сердце, пел о любви, страдании и счастье.


Театральный коллектив «Туран», куда вступил Аброр, показывает первые представления, и молодой артист играет женские роли. Ему пришлось специализироваться в этой области, и он исполнял роли женщин самозабвенно. В последующие годы репертуар Хидоятова (1921 – 1924 гг.) включает в себя разные образы. Это безвольный юноша Негмат в «Халиме» Г.Зафари, жизнерадостный Аскер в музыкальной комедии У.Гаджибекова «Аршин мал алан», фантастический сатана в пьесе Х.Джавада, Ахмад – батыр в «Яркин-ой» Чулпана. Чуть позднее он играет Меджнуна в музыкальной драме У.Гаджибекова «Лейли и Меджнун» и Вурма в трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь». Актёр был потрясающе убедительным в этих ролях. В 1924 г. Хидоятов уезжает в Москву учиться в театральной студии актёрскому искусству. В студии он в течение трёх лет создаёт пять разных образов. Педагоги пытались выявить все потенциальные силы его большого дарования.


Он работает над образом Гарпангона в комедии Мольера «Скупой», принца Калафа в сказке Гоцци «Принцесса Турандот», городничего в комедии Гоголя «Ревизор», Боба в драме «Эхо», Насреддина в пьесе Юсуф – Кызыка «Ещё раз женюсь». Каждая из этих ролей была мастерски сделана Хидоятовым.

Работа в студии отшлифовала талант Хидоятова, определила пути дальнейшего творчества. Возвратившись в свой театр, он начинает играть роль за ролью. Хидоятов - артист- романтик. Его герои несут то, о чём мечтает человек, то есть извечное стремление к идеалу. В сотнях отзывов об игре Хидоятова всегда отмечалась редкая по выразительности и красоте пластика тела и голос артиста. Каждая роль имела свою партитуру, не менее разработанную, чем оперная партия.


Творческий путь Хидоятова можно разделить на два этапа, которые приходятся на первое и второе двадцатилетие его артистической деятельности. Второй этап его жизни в искусстве, можно условно, назвать с того дня когда он впервые сыграл трагедию Шекспира «Гамлет» в 1935 году. За последующие двадцать три года Хидоятов создал восемь образов, жизнь которых за исключением Отелло, Алишера Навои и Гафура, была непродолжительной. Однако, именно в эти годы артист становится всемирно известным, а популярность его в Узбекистане – ни с кем не сравнимой. В этих ролях Хидоятов показал себя великолепным артистом, владеющим мастерством.

Начиная с 1941 года, семнадцать лет подряд Хидоятов вдохновенно играет Отелло в трагедии Шеспира. Как было сказано выше, в 1935 году театр осуществил постановку «Гамлета» Шекспира. Вот что писали об этом иностранные гости: «такая постановка «Гамлета» могла бы с успехом соперничать с постановкой лучших театров Европы». Спектакль шёл двадцать один день подряд, а поток желающих посмотреть «Гамлета» всё не прекращался. Успех спектакля был поистине невероятным.

Но всё-таки вершиной творчества Хидоятова был Отелло в трагедии Шекспира «Отелло». Хидоятов сумел открыть не только невероятные по силе переживания Отелло, но сумел показать душу прекрасного человека: простого и безыскусственного. «Мне хотелось, чтобы зритель увидел в Отелло, - писал Аброр Хидоятов, не свирепого мавра, но человека любящего, искреннего, честного и доверчивого».Таким он его и показал, только не просто любящего, а живущего любовью, не просто искреннего, а предельно открытого душой, не просто доверчевого, а не верящего, что на земле существует ложь. И в этом был смысл трагедии. Отелло – Хидоятов был удивительно красив, мужественной, яркой, благородной красотой. Высокий, статный, с гордой посадкой головы, с бронзовым лицом, одетый в снежно-белые одежды.Отелло - Хидоятов вызывал восхищение .Каждое движение его ловкого, сильного тела эластично, энергично-грациозно, каждая интонация грудного,редкой красоты голоса, звучали, как музыка. Причём движения тела и звуки голоса сливались в единую гармонию.


Те, кто, видели Хидоятова в роли Отелло, навсегда, запомнили то потрясение, которое они испытали на спектакле. Следующая работа Хидоятова роль Навои в пьесе Уйгуна и И.Султанова «Алишер Навои», и Гафур в «Бае батраке». Эти роли были новым всплеском в творчестве великого артиста. Каждая из них является выдающимся творением неподражаемого художника. Сила перевоплощения артиста в образ была такой, будто на сцене был не актёр, а человек, решивший поделиться затаёнными мыслями, раскрыть самые сокровенные переживания. В этом причина возникновения легенды, что Хидоятов не работал над ролями, а гениальная одарённость делала своё дело.Но это только легенда. На самом деле природная одарённость сочеталась у Хидоятова с колоссальной трудоспособностью, каждая мысль автора заставляла артиста часами, сутками мучительно думать, искать, спорить. Это было по-настоящему творческая личность. Аброр Хидоятов умер в октябре 1958 года с пьесой «Юлий Цезарь» на руках. Хидоятов ушёл из жизни, не успев сказать всего, что мог бы сказать этот выдающийся артист.

Источник

Print  Полная версия статьи