Белые журавли прилетят в Узбекистан с мотодельтапланом
Специалист Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы (ВНИИ) по стерхам Анастасия Шилина рассказала, что двух птиц в прошлом году они увезли в Узбекистан. Там парочка отлично освоилась, доказав, что условия для зимовки вполне подходящие. В этом сезоне планируется организовать экспериментальный перелет стерхов с мотодельтапланом.
Российские ученые надеются получить в следующем году средства по областной программе «Сотрудничество» на проект дельтапланного сопровождения полученных в неволе птенцов из района ямальской реки Кунават к месту потенциальной зимовки в Узбекистане. По оценкам заведующего отделом биоразнообразия ВНИИ охраны природы Александра Сорокина, на это потребуется 200-250 тыс. долл.
Стерх гнездится только на севере Западной Сибири, где живут ханты, манси, якуты, эвены и другие коренные народы России. Обитатели этих мест, где живет эта прекрасная птица, с древних времен обожествляли ее. Веками они соседствовали с гнездовьями стерха, отлично знают его образ жизни. Для якута, например, убить журавля или разорить гнездо - тягчайший грех, чреватый трагическими последствиями. Для хантов и манси стерх - священная птица, часто родовой тотем, непременный ритуализированный персонаж и действующее лицо национальных праздников. Несмотря на такую почитаемость численность белого журавля невелика - их осталось около 3500. Журавль очень консервативная птица, привык жить, как жили его предки, поэтому не успевает приспосабливаться к быстро меняющемуся миру.
В Узбекистане осуществляется уникальный международный экологический проект по сохранению исчезающего вида стерха (белого журавля) под названием «Полет надежды». В рамках данного проекта из России в Экоцентр «Джейран» были доставлены два белых журавля - Стеша и Катюша, которые в этом году зимовали в Узбекистане. В рамках плана действий меморандума по сохранению стерха разработан проект «Полет надежды», смыслом которого является обучить птенцов стерха, выращенных в питомниках, безопасному перелету по маршруту миграции, как это делают в природе стерхи-родители. Очень важным для птенцов является обучение технике и тактике полета на дальние дистанции и освоение миграционных путей. За основу взят успешный опыт американских орнитологов, восстанавливающих американского белого журавля. В результате специальной подготовки выращенные в питомнике журавлята воспринимают мотодельтаплан как лидера стаи и следуют за ним до места зимовки, совершая остановки для отдыха в предварительно выбранных местах. При такой схеме более 90 процентов птенцов после зимовки самостоятельно возвращаются в родные места.
Одним из важных моментов спасения журавлей было определение альтернативного Индии места зимовки, чтобы путь не пролегал через опасные для них зоны - Афганистан и Пакистан. Рассматривались кандидатуры нескольких государств, которые могли бы принять этих редких птиц на зимовку, но выбран был Узбекистан. Стерхи делают остановку в южных районах близ Термеза в пойме Амударьи, однако это неохраняемая территория. Начался поиск места, которое гарантировало бы безопасность птицам и возможность постоянного наблюдения за ними специалистами. Экоцентр «Джейран» подошел по всем критериям. Теперь необходимо выяснить: смогут ли птицы адаптироваться на территории Узбекистана. Для этого из России привезли четырех журавлей. Два остались в Ташкентском зоопарке, два отправились в Экоцентр.
Журавли были предоставлены Окским заповедником Минприроды и экологии РФ при спонсорской помощи НГК «ИТЕРА». Со стороны Узбекистана проект осуществляется при участии Госбиоконтроля Госкомприроды и Экологического движения Узбекистана.
Для справки
В Окском заповеднике в 1979 году был организован специальный питомник. Молодых стерхов, выращенных в Рязанской области, стали выпускать на волю в местах гнездовий в Сибири. Но попытка увеличить таким образом популяцию оказалась малопродуктивной. Выращенные в вольерах птенцы были плохо приспособлены к жизни в дикой природе. Часто агрессивные по натуре собратья не принимали их вовсе, и тогда журавлят приходилось увозить обратно в заповедник.
Казалось - тупик. В отличие от гусей и уток, которые знают маршруты своих перелетов с рождения, журавлям показывают дорогу родители. Стерхам, чтобы добраться до мест традиционных зимовок, нужно преодолеть больше 5,5 тысячи километров.
Впервые использовать мотодельтапланы предложили американские орнитологи - осенью легкие самолеты вели за собой журавлей во Флориду, а весной они сами возвращались домой в Висконсин. Результат, говорили заокеанские коллеги, просто фантастический: после зимовки возвращаются до 90 процентов птиц.
У нас, как водится, сначала посмеивались, но недолго. Александр Сорокин - идеолог всех связанных со стерхами российских проектов, доктор наук, связался со знаменитым итальянским пилотом Анджело Д‘Арриго, который совершил целый ряд путешествий вместе с перелетными птицами. В 2002 году Анджело перелетел со стаей диких журавлей с полуострова Ямал через Сибирь, Казахстан и Каспий в Иран.
После полета итальянца с журавлями орнитологи обратились в Московский университет гражданской авиации, точнее - в его конструкторское бюро. Мотодельтапланы в КБ начали делать одними из первых в России - с 1982 года. И при этом собственной конструкции, которую, по единодушному мнению специалистов, отличают простота, надежность и высокая прочность. Для посадки и взлета эти машины могут использовать неподготовленные площадки, а потому их используют в сельском хозяйстве, МЧС и даже силовых структурах.
Период здорового скепсиса в КБ тоже продлился недолго - уж очень интересная идея, да и пример Д‘Арриго вызывал здоровый зуд. Довольно скоро построили мотодельтаплан оригинальной конструкции, адаптированный к особым условиям перелета.
- Для работы с журавлями применяется особый вариант мотодельтаплана, который может парить в восходящих термальных потоках, имитируя птичий полет, - рассказывает руководитель КБ доктор наук Игорь Никитин.
Сейчас для работы со стерхами создан международный проект “Полет надежды”. В нем участвуют Всероссийский НИИ охраны природы, Окский заповедник, американский Фонд защиты журавлей, Глобальный экологический фонд, МГТУ гражданской авиации и фонд “Стерх”, созданный под эгидой администрации Ямало-Ненецкого округа.
“Работа со стерхами” - это не совсем точно. Взаимоотношения журавлей, оставшихся без родителей, с машинами скорее родственные. Общаться с ними они начинают еще до своего рождения. Происходит это так. Яйца стерхов доставляют в Окский заповедник, где птенцам, находящимся внутри, постоянно крутят запись звука мотора. Когда журавленок вылупляется, то первое, что он видит, - это мотодельтаплан, издающий уже знакомый и родной звук.
Есть такое понятие - импринтинг. Оно означает врожденное свойство пернатых воспринимать первый увиденный после рождения движущийся предмет как свою маму, даже если предмет совершенно не похож на птицу. Кормят журавлят тоже с дельтаплана и обязательно с руки - люди в белых балахонах, в специальном “костюме”, имитирующем клюв взрослого стерха. Сначала птенцы просто бегают за мамой-дельтапланом, потом начинают за ним летать.
Когда птенцы встанут на крыло (обычно через три месяца), дельтаплан точно так же может повести их на зимовку. Оттуда они вернутся уже сами, навсегда запомнив не только маршрут, но и все места отдыха, куда садились вместе с дельтапланом.
Такова идея, продуктивность которой подтверждена не только американской, но уже и отечественной практикой. В 2006 году шесть человек на трех дельтапланах провели по участку маршрута четырех птиц - двух стерхов и двух серых журавлей. 1500 километров прошли за 10 дней. Обычно птицы летят со средней скоростью 60 километров в час, но при попутном ветре могут лететь в два раза быстрее. Трасса проходит над сибирским бездорожьем, реками и болотами, поэтому на время ночевок мотодельтапланы, оборудованные поплавками, садились на воду. Птицы отдыхали рядом на берегу, а после снова следовали за машинами.
Официальные лица Узбекистана отнеслись к идее с пониманием. Орнитологи проехали 11 тысяч километров, изучая трассу, а теперь есть мысль пересечь с этой же целью пустыню Кызыл-Кум. Маршрут, мягко говоря, непростой, но ведь ездят же по пустыне контрабандисты и браконьеры! Зато в случае удачи можно будет сократить журавлиную трассу еще километров на 800.
- Я привожу своим студентам такой пример, - говорит Александр Сорокин. - От остановки отходит автобус, а на асфальте остается отвалившийся от него винтик. Если машина сконструирована и собрана плохо, то ей и без этого винтика недолго работать. Если же хорошо - тогда его отсутствие рано или поздно, но скажется обязательно. Что-то непременно случится, хотя мы и не знаем, что именно. А ведь природа не автобус, она совершенна, в ней нет ничего лишнего. Лишившись самого мельчайшего ее “винтика”, мы теряем что-то невосполнимое. И очень нужное - прежде всего нам самим. Результат, если мы его достигнем, будет иметь и нравственное значение. Возвращая природе белых журавлей, мы становимся лучше. Как будто возвращаемся сами к себе.