mg.uz
 
Print

Под куполом цирка


Всем здравствуйте, уважаемые ташкентцы и гости столицы!
Снова я с Вами, и новая прогулка в историю. Но опять сегодня мы не просто гуляем по Ташкенту. Сегодня мы с Вами познакомимся с  одной из самых знаменитых цирковых династий нашей страны.

Их знают все и не знает никто. Они не выставляют свою известность напоказ, но огромное количество зрителей самых именитых цирков мира аплодировали им стоя. Они – скромные люди, имеющие огромное количество наград, премий и званий.

Принять их к себе в труппу мечтают самые известные цирковые коллективы планеты. И этот краткий рассказ – НЕ попытка еще раз «прославить» известную семью. Это  - дань уважения любви к искусству, мужеству и мастерству Артистов.

Имя им – Ташкенбаевы!

Нет нужды, да и времени, перечислять всех представителей славной цирковой династии. Их более пятидесяти человек. Расскажу подробно только о двоих  из них – основателе цирковой семьи и его сыне.

Юный подросток – Эгамберды, работал в нонвойхоне – лепешечной. Многие люди заходили сюда за ароматным свежеиспеченным хлебом.

Однажды пришли хорошо  одетые люди, в разговоре которых Эгамберды услышал название священного города – Мекка.

Парнишка, давно мечтавший увидеть мир, осмелился подойти к посетителям, и, узнав, что они направляются в Хадж, напросился в попутчики, точнее, в помощники, обещав пригодиться в дороге.             Долог был путь в город пророка. Шесть лет путники шли к своей цели и ни разу не пожалели о том, что взяли с собой незнакомого парнишку. Эгамберды старался во всем помогать своим спутникам, и те относились к нему с уважением.

Но вот однажды, в самом центре Аравийской пустыни, заболел Эгамберды. Но не был брошен своими попутчиками, а оставлен на попечение смотрителю караван – сарая со строжайшим  наказом     - присматривать за парнем, пока тот не выздоровеет.

В этом самом караван – сарае увидел во сне Эгамберды аксакала, который сказал ему: «- Вернешься в родную Асаку, найдешь большую чинару. Привяжи к ней     канат и учись…»

Вернувшись из хаджа, уже Эгамберды – ходжа, действительно нашел очень высокую чинару, росшую      в указанном аксакалом месте. Построил подобие дора – устройство, на котором выступают дорбозы, и начал тренироваться.

И вот 1866 год. Выступление на большом празднике. Присутствует огромное количество зрителей, в том числе и русские военные.

Проходя по канату, Эгамберды – ходжа сорвался с него, но в падении уцепился за конец натяжного троса и спустился на землю.

Генерал, находившийся здесь же, подозвал дорбоза и спросил – что это было – трюк или падение? Услышав, что это трюк, спросил  -  возможно ли повторение?

- Да! -  ответил канатоходец, и уже намеренно повторил падение.  Генерал оказался большим любителем цирка и приказал хорошо заплатить дорбозу.

На эти деньги дорбоз  купил четырехколесную арбу, двух коней, что и стало прообразом,  основой передвижного цирка.

С тех пор слава о ходже – дорбозе птицей летела по долине Турана.

Видимо, Эгамберды – ходжа родился под счастливой звездой, так как практически всегда удача была рядом с ним. Ведь и в личной жизни повезло ему. Решив жениться, канатоходец подыскивал себе невесту. Но по неизвестным нам с Вами причинам местные девушки не особо ему нравились. И вдруг он узнает, что из Китая  приехала довольно богатая семья, где было семь дочерей, одна красивее другой.

На самой красивой из них, по имени Кора – соч (Черновласка), и женился к тому времени довольно известный дорбоз.

Прошло время, и жена подарила супругу сына, названного Ташкенбаем. Когда мальчику исполнилось пять  лет, он впервые ступил на канат вместе с отцом.

К сожалению, рано ушел из жизни Эгамберды - ходжи. Его сын напросился  работать в одну из известных цирковых трупп того времени – к Мадалиевым, где отточил мастерство хождения по канату до совершенства.

Труппа работала не только в Фергане. Их знали в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и других городах Туркестана.

Обычно дор устанавливался на базаре, где, окруженные большим количеством зрителей, канатоходцы исполняли свои, подчас рискованные, номера.

Не обошел циркачей своим вниманием и властитель Бухары – эмир Сейид – Алим – хан.

Однажды к Ташкенбаю подъехал посланец правителя с просьбой (фактически, приказом) выступить перед эмиром.

В Бухаре все знали о крутом нраве властного правителя, так что согласие или отказ от выступления могли обернуться для коллектива крупными неприятностями. Но все обошлось…

Находясь уже на канате, Ташкенбай почувствовал себя абсолютно спокойно. Также уверенно выступили и его сыновья – Кадыр, Шакир и Абид.

Выступление прошло блестяще.

Эмир, как выяснилось, был завзятым любителем цирка, и, пораженный мастерством канатоходцев,   аплодировать начал первым. А затем приказал наградить дорбозов. Им были вручены знаменитые златотканые бухарские халаты и большая золотая медаль.

А в 30-х годах прошлого века о семье Ташкенбаевых узнали и в европейской части страны.

Известная в те годы артистка Елена Домбровская, снимаясь в фильме «Вторая жена», вместе со съемочной группой побывала на цирковом представлении. А затем, как водится, рассказала о своих впечатлениях мужу, который в то время был одним из руководителей «Союзгосцирка».

Дорбозов пригласили в Москву, где в «Зеленом театре» они продемонстрировали свое мастерство.

Буквально через три месяца был организован аттракцион «Узбекские канатоходцы». Артисты побывали с гастролями в самых разных городах и весях страны, показывая свои невиданные номера.

Ташкенбай – ата последний раз выступал перед зрителями в возрасте восьмидесятиодного года в столице Киргизии, и до девяноста лет был художественным руководителем цирка.

Судьба отмерила ему долгую жизнь – 97 лет. Многое в жизни повидал прославленный артист, многому обучил детей и внуков. И сегодня традиции, заложенные славными узбекскими дорбозами, продолжают их правнуки и праправнуки.

Всего же, за историю цирковой династии, все ее представители совершили буквально кругосветное путешествие, пройдя по канату (суммарно), 40 000 километров – всю протяженность земного экватора.

А общий цирковой стаж всей семьи насчитывает 1100 лет – по 30 лет на каждого канатоходца.

И под занавес отмечу, что артисты практически всегда работают без страховочных устройств. Наверное, именно поэтому наши канатоходцы, выступая  в 2001 году в Льеже на Фестивале европейских цирков, были награждены призом «За мастерство и мужество».

Print  Полная версия статьи