Народы Узбекистана: Калмыки
Самоназвание: хальмг. Народ, основное население Калмыкии. Язык: калмыцкий западной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Верующие: буддисты, есть православные.
Калмыки в Узбекистане:
1926 г. 18 Сарты-калмаки 233
1979 г. 221
1989 г. 517
Время первого появления калмыков (ойратов, или западных монголов) в Узбекистане определить трудно. Известно, что уже в начале XVII в. они проникали в Туркестан с завоевательными целями.
В 1620-1630-х гг. калмыки-торгоуты захватили значительные пространства Западного Казахстана. В 1635 г. Батур Хунтайджи совершил поход в Семиречье.
Но были и другие мотивы перекочевок. После того как Кашгар завоевали китайцы, а калмыцкое государство Джунгария (1658-1760) было разгромлено и разорено, часть калмыков-кочевников двинулась на запад, и в целях выживания вынуждена была вторгнуться в Ферганскую долину.
Имели место случаи и свободного переселения небольших групп калмыков в Туркестан на незанятые земли. Есть основания полагать, что в конце XVII в. они достигли Андижана. Сохранилось довольно много письменных и устных свидетельств о пребывании калмыков на территории современного Узбекистана. В XVIII в. они неоднократно нападали на Ташкент. Известно, что в 1743 г. калмыцкие войска в количестве четырех тысяч воинов и под командованием Агацака 40 дней осаждали город. Пленные калмыки входили в состав войска Ташкентского государства в XVIII - первой половине XIX в.
Среди сохранившихся групп калмыцкого населения Узбекистана особый интерес вызывает группа калмаков (сарт-калмаков, кара-калмаков). В Узбекистане, как и в Южной Сибири, были также тюркоязычные телеуты, которых называли ак-калмаки, или белые калмыки. Время их появления в этом регионе относят к 1864 г., однако, вероятно, они появились здесь еще раньше.
Анализируя этноним сарт-калмак, ученые обратили внимание на его составной характер, и рассматривают наличие в нем компонента сарт как бесспорное свидетельство начавшегося еще в Джунгарии процесса этнического смешения монголо- и тюркоязычных калмыков с тюркоязычными сартами.
Поселившись в Туркестане, сарт-калмаки консолидировались как самостоятельная этническая единица - национальное меньшинство. Они сохранили свое самосознание, свой язык (в 1920-х гг. некоторое время калмыцкий язык даже преподавался в школах), традиционную народную культуру и т.д. Вместе с тем в процессе контактов с инонациональным населением сарт-калмаки многое у него заимствовали. Под влиянием узбеков и дунган земледелие стало одним из главных их занятий. Принципиально изменился тип поселения, жилища, хозяйственных построек. Принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу, религиозная общность определяли тенденцию их наибольшего сближения с кыргызами в Ферганской долине, в том числе через смешанные браки. Этот факт способствовал развитию у сарт-калмаков калмыцко-кыргызского двуязычия и даже утрате родного языка. Однако представляется, что в настоящее время правильнее говорить о продолжающемся процессе интенсивного сближения этих двух народов, а отнюдь не о его завершении.
Вероятно, калмаки выделяли себя из среды ойратов еще и по признаку религиозной принадлежности. Вступив в контакты с сартами оседлым земледельческим, в том числе городским, населением, они смешивались не только этнически, но и переходили в их веру ислам. Таким образом сложилась в ойратской (олетской) этнической общности этноконфессиональная группа сарт-калмаков.
В первом десятилетии XX в. в Туркестане действовала Сарканская миссия, образованная как противоязыческая с целью крещения калмыков, что ею было частично осуществлено. В 1909 г. она была преобразована в противомагометанскую с целью ограничения совращения калмыков в магометанство.
В годы второй мировой войны в Узбекистан среди других народов были депортированы и калмыки. В марте 1956 г. ограничения в их передвижении были сняты. Но местные власти обязаны были закрепить калмыков в Среднеазиатском регионе, исключив возможность их массового отъезда.
Известных людей калмыцкого происхождения в Узбекистане немного. Генерал Ока Иванович Городовиков (1879-1960), калмык по национальности, избирался в состав правительства Узбекистана. В довоенный период он являлся главнокомандующим Среднеазиатского военного округа.
В 1962 г. архитектурный факультет Ташкентского политехнического института закончил калмык Георгий Дорджин.
В Республиканском институте усовершенствования врачей долгое время работала калмычка Бета Додоновна. Многие калмыки работали шоферами, техниками, разнорабочими в Ташкентском метрострое и т.д. Примечательно, что многие из них, по рассказам сослуживцев, при возможности с гордостью подчеркивали свое калмыцкое происхождение. В середине прошлого века поэтесса М. Земская посетила лепрозорий в Каракалпакии, где познакомилась с Павлом Батмаевым, работавшим в этом учреждении бухгалтером. И опубликовала свои записи об этой встрече: Павел Батмаев калмык, по-русски говорит медленно. Выражение лица опережает его речь Судьба его сложилась необычно: был он журналистом, захотел написать статью про эту болезнь, поехал на место знакомиться с материалом, да так и остался.
По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".