Народы Узбекистана: Дунгане
Распространенное в русской литературе название народности хуэй, живущей в Северо-Западном Китае; среднеазиатская народность, живущая в странах Средней Азии и Казахстана (самоназвание: лаохуэйхуэй, двуньян жын). Язык: дунганский синотибетской семьи. Верующие мусульмане-сунниты.
Дунгане в Узбекистане:
1926 г. 132
1979 г. 1 106
1989 г. 1 353
Дунганские переселенцы появились в Андижане в 1880-1883 гг. после поражения дунганского восстания 1862-1878 г. на северо-западе Китая.
Всего их, включая поселившихся в Ошской области, насчитывалось 343 чел.
В Ташкенте дунганские торговцы поселились в конце XIX начале ХХ в.
Вплоть до 1917 г. продолжались переезды в Ташкент небольших групп дунган из Семиречья. В предреволюционные годы здесь их уже насчитывалось несколько десятков.
Основная масса дунган, больше частью потомки выходцев из Шэньси, переселилась в Ташкентскую область в 1930 г., где 1935-1936 гг. образовали колхозы Лунмин Гунхо и Стахановский рисороб. Ныне дунгане живут в основном: в Ташкенте, Ташкентской области, Андижане и других городах Ферганской долины.
В 1939 г., в связи с ужесточением режима перехода советско-китайской границы, в Узбекистане осталось на жительство небольшое количество дунган - торговцев и студентов, составивших впоследствие их наиболее образованную часть.
В конце 50-х - начале 60-х гг. в Узбекистан прибыла последняя группа переселенцев-беженцев из КНР. Ныне они составляют около 10% дунганского населения г. Ташкента и Ташкентской области. Среди них 3540 чел. (5-6 семей) по происхождению салары (тюркоязычный народ на северо-западе Китая). Процесс слияния части саларов с дунганами имеет место и в Китае. В 1979 г. и 1989 г. в Узбекистане насчитывалось соответственно 1106 и 1353 дунганина, т. е. их численность за десятилетие выросла на 22%.
Помимо естественного прироста, в последние годы в Узбекистан переселилось несколько десятков дунган из Казахстана и Кыргызстана. В настоящее время, по оценочным данным, здесь проживает около 2 тыс. дунган.
Из них более 600 чел. (103 хоз-ва) в Дунган-махалле хозяйства Карасув Уртачирчикского района Ташкентской области (бывший колхоз Стахановский рисороб). Отметим, что в 1936 г., в год переселения, здесь насчитывалось 149 чел. (42 хоз-ва).
В своем большинстве дунгане говорят на шэньсийском диалекте китайского языка, значительно меньше на ганьсуйском диалекте.
Дунгане исповедуют ислам суннитского толка и, в основном, принадлежат к ханифитам. Дунгане-шэньсийцы делятся на две религиозные группы яхши и яман, различающиеся по ряду религиозных обрядов, в основном похоронно-поминального цикла. В Узбекистане они проводятся по обычаям группы яман, наиболеее здесь многочисленной. Есть среди них представители секты джахирия, большей частью из дунган-ганьсуйцев. В быту дунган, наряду с исламом, сохранились пережитки домусульманских верований, а также элементы распространенных в Китае: даосизма, конфуцианства и буддизма.
О происхождении этого народа среди ученых до сих пор нет единого мнения. Среди самих дунган бытует легенда об арабском происхождении.
Императору эпохи Тан (618-907) приснился сон, в котором его от чудовища спасает юноша в зеленой одежде. Мудрецы объяснили императору, что чудовище его враги-кочевники, а юноша в зеленом (символ ислама) цвет появившейся на западе новой религии, которая спасет империю. По совету мудрецов, император посылает в Аравию послов с приглашением Пророка Мухаммеда. Последний послал в помощь императору три тысячи арабских воинов. В борьбе с кочевниками арабы одержали победу. Чтобы как-то удержать их у себя, император дал им в жены китаянок. Дети от их браков и есть дунгане.
Дунгановеды констатируют, что основным пластом в формировании дунган-хуэй были местные народы Северо-Западного Китая, с участием разных тюркских, иранских, арабских компонентов, на основе китайского языка и мусульманской религии. Последняя сыграла решающую роль в формировании дунганской народности.
Дунгане исконные земледельцы, огородники и рисоводы. Традиция разведения огородных культур у дунган продолжается и в наши дни. Они сажают традиционные овощи, пряные культуры, горький и сладкий перец, баклажаны, редьку, морковь, лук, чеснок, помидоры, крупную красную редиску (сохраняющую свои вкусовые качества целую неделю), кольраби, различные сорта бобовых и фасоли, в том числе денду-вигна (стручки которой достигают 5060 см), дюцай дунганскую черемшу, сунзы сычуанскую капусту, бицой листовую капусту и др.
Развитие и углубление повседневных контактов с другими народами края обусловили взаимодействие и сглаживание этнических различий в сферах традиционной культуры. Более всего интегрирующая тенденция прослеживается в жилище и одежде дунган. Сохранились лишь отдельные традиционные элементы. В жилище это кан теплая лежанка в одной из комнат, отапливаемая посредством дымохода, отдельное расположение кухни, отдельные выходы во двор для женатых сыновей и др. Из женской одежды штаны с завязками на щиколотках; свадебный наряд невесты, состоящий из цветных вышитых туфель (хуа хе) и носков (хуа вазы), штанов с серебряными завязками и колокольчиками, налобного серебряного украшения (изюнпэ); национальные прически (пынту) и др. У мужчин сохранились лишь свадебные перевязки из красной и зеленой материи.
Стойко сохраняются традиции национальной кухни, которая исключительно разнообразна по составу употребляемых продуктов, блюд и способов приготовления. Среди специфических продуктов, помимо традиционных овощей, это еще и крахмал, многочисленные специи и приправы. Оригинален и набор блюд щи, состоящие из 9, 13, 18, 26 компонентов. Широкое распространение среди местного населения получили популярные дунганские блюда: лагман, манпар, фынтезы, а также овощи: дюцай, денду, сунзы (восун). В последние годы в Узбекистане появилось много пунктов общественного питания (кафе и столовые), где готовят дунганские блюда.
Дунганская семья по-прежнему играет основную роль в трансляции этнокультурных ценностей, передавая новым поколениям накопленные веками традиционные знания, навыки. Преобладающей формой в структуре семьи дунган является малая семья из двух или трех поколений. Вместе с тем есть и неразделенные семьи, когда родители живут с одним или несколькими сыновьями. Бытует и другая форма неразделенной семьи, когда старики живут с одним сыном, другие живут отдельно, но бюджет для всех общий.
Для семейно-родственных отношений дунган характерны тесные связи, подкрепляющиеся строго регламентированными взаимоотношениями, взаимными обязательствами, определяемыми степенью родства.
Продолжают бытовать и многие элементы семейной обрядности: из детской десятый день после рождения ребенка (ширмян), сороковой день (маньюэ), годовщина (суйсур); из свадебной сватовство (шемый), полвека (сун ли), свадебные наряды жениха и невесты, их поклоны родителям и гостям, шутки над родственниками жениха в день свадьбы, шутки над молодыми вечером перед брачной ночью (фа-фон), послесвадебное угощение жениха (чин нющи) и др.
Во многом традиционными остаются и внутрисемейные отношения уважение к старшим, внимание к детям. Несмотря на определенные изменения, во многом прежним остается громоздкий поминальный цикл с обильным угощением на 3, 5, 7, 12, 30, 40, 100-й день и годовщину, что требует не только больших материальных затрат, но и занимает массу времени.
Большая часть дунган говорит на родном языке. В то же время некоторая часть, проживающая в Ферганской долине и в старогородской части Ташкента, перешла на узбекский язык. Они отошли от традиционной культуры и в других сферах, за исключением пищи. Утрата этнических особенностей отразилась на их этническом самосознании. В результате многие из них, чаще всего в Ферганской долине, ныне осознают себя узбеками.
Для большинства дунган характерно владение несколькими языками помимо родного, еще и узбекским, русским, а в некоторых случаях казахским, корейским и др.
Дунгане Ташкентской области и Ташкента сохраняют родственные и брачные связи с соплеменниками из Кыргызстана и Казахстана, где крупными массивами, по оценочным данным, проживают соответственно 65 и 50 тыс. чел. На протяжении последних трех десятилетий около 35% всех браков заключены между ними, что в значительной степени способствовало сохранению традиционной культуры и языка. С обретением Узбекистаном независимости появилась возможность общения и взаимного посещения родственников из КНР.
До 1917 г. грамотных среди дунган почти не было, но уже через 20 лет, к 1937 г., 45% из них умели читать и писать. В дальнейшем уровень образованности еще более вырос.
В 1932 г. в Алма-Ате был открыт дунганский педагогический техникум. Педагогические кадры готовились также в педтехникуме г. Фрунзе, где имелось дунганское отделение. Уже в 1937 г. около 20 дунган обучались в высших учебных заведениях Ленинграда и Москвы. В настоящее время в дунганской диаспоре Узбекистана имеются врачи, агрономы, научные работники, учителя.
По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана"
В Ташкенте по адресу: Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Бабура, 4 действует Дунганский национальный культурный центр.