mg.uz
 
Print

Чач, ты кто?


Обращаясь к истории на­шего города, многие из нас сталкиваются с топонимами «Чач», «Шаш» и т.п. Но практически ни в одном ис­точнике не обошлось без туманных пояснений на этот счет. Поэтому се­годня мы постараемся разобраться, откуда пошло название «Чач», что за ним скрывалось...                                                                        Топоним «Чач» впервые упомина­ется в 262-й надписи в знаменитой «Ка­абе Зороастра» времен Сасанидского Ирана. В наших согдийских текстах он упоминается в четвертом веке, а в седь­мом - на афросиабской надписи, пове­ствующей о посылке послов в одну из областей Согда - Чач. Географы  древ­ности и современности ограничивают эту область Келесской степью, крепос­тной стеной от гор Сайлыка, Сырдарьей, горами Тянь-Шаня и областью Илак. Первая столица находилась на берегах Яксарта (Сырдарьи) и отожде­ствляется с городищем Канка непода­леку от Чиназа. За всю свою историю Чач входил в состав самых различных государств - Кангюй (Кангха), Западно - Тюркский, Восточно-Тюркский каганат и др. И, естественно, желания пра­вителей так или иначе отражались на его жизни. Поселки превращались в города или исчезали с лица земли, но жизнь продолжалась...

Всего в состав мадины Чача вхо­дило более тридцати городов, таких, как Джабгукет (город правителя Ябгу), Худайнкет (город госпожи). Были из­вестны храмовые центры и торговые пункты на караванных дорогах. Население округи делилось на так называемые сословия: знатные люди - дихканство, свободные общинники - азаты. Слои населения исповедовали самые разные виды религии - зороаст­ризм, буддизм, а тюрки вообще были больше язычниками - фетишистами, по­клоняясь силам природы, принося им в жертву животных. Жители области были свободолюбивыми, что подтвер­ждается летописными свидетельствами их участия в восстаниях Муканны (Хакима ибн Хашима) в 758 - 773 гг. и Рафи ибн Лейса в 804 - 810 гг., направленных против арабов.                                                                                         

Арабские халифы назначали в Чач своих наместников, но они даже при поддержке хорошо обученных и воору­женных отрядов с трудом поддержива­ли во вверенном им крае «надлежащий» порядок. Эти сведения сохранились как в арабских, так и согдийских источни­ках. В результате захватчики вынужде­ны были идти на какие-либо уступки по типу снижения таких налогов, как харадж, закят или джизья. В восьмом веке по распоряжению од­ного из наместников на севере Чача, от гор до Сырдарьи, возводится оборони­тельная стена, руины которой сохрани­лись до наших дней под названием Кампырдувал - ведьмина стена. С приходом к власти эмиров дома Самана Чач вхо­дит в их владения, а столичные функции переходят к Бинкету (см. ЭКО за 2003 г.). На границах владения начинают возво­дить так называемые рабады - поселе­ния для «газиев» - борцов «за веру». Эти сооружения известны с 819 г., когда к власти приходит Яхъя, а впоследствии его заменяют Ахмед и его сын Якуб.

В 9 - 10-м веках начинается куль­турный и экономический расцвет ма­дины аш - Шаш, что позволило Чачу стать основным районом торгового транзита из Бухары и Самарканда.  Эти же караванные пути соединя­ли столицу Чача и область Илак, из­давна являвшуюся главным районом торгового транзита из Бухары и Са­марканда. Эти же караванные пути соединяли столицу Чача и область Илак, издавна являющуюся главным районом золото - и серебродобычи в Средней Азии. Именно из наших мес­тных драгоценных металлов, добывав­шихся в районах современных Алма­лыка и Ахангарана, чеканили монету большинство правителей всех госу­дарств, жизнь которых прошла на зем­ле Туркестана. Чач был экспортером (одним из  крупнейших) различных товаров.                        

По свидетельству географа Макдиси, жив­шего в 10-м веке, из мадины вывози­лись седла, колчаны, луки, палатки, драгоценные изделия и др. Менялись века, и Чач попадает во владение Караханидов, весьма ценив­ших этот район. Воины Махмуда Газневидского штурмом берут Самарканд, его владетель Али-ибн-ал-Хасан-ал-Тегин отступает в Келесские степи и даже получает подкрепление (правда, в небольшом количестве) от намест­ника Чача. С падением династии Черных ханов мадина попадает во владение Хорезмшахов – Ануштегенидов. И если пер­вые наследники Анушахана оставили в Чаче все, как было до них, то после­дний – незадачливый Мухаммед Ала – ад - дин в начале 8-го века приказывает разрушить столицу округи, рассчитывая тем самым остановить войска найманов под руководством хана Кучлука и орды  монголов Денгиз (Ченгиз) -хана. Увы, этого не произошло.      Жители прак­тически всех городов и поселков Чача оказали яростное сопротивление ново­явленным пришельцам, что, естествен­но, повлекло за собой уничтожение большинства поселений округи. После падения Золотой орды ок­руга Чача практически полностью те­ряет свои позиции, и в ней выделя­ется лишь Бинкет - город, вокруг кото­рого и сложилось новое городское поселение. Сама столица имела небольшие размеры, не блистала дворцами или древними памятниками. Но именно Шаш (как называли его по старой па­мяти) становится одним из любимых мест отдыха Сахибкирана эмира Темура Тарагая. И до, и после него самые разные правители различных государств пре­тендовали на владение благодатным краем. И практически все они стал­кивались со свободолюбием местного населения. Не избежали этого и цар­ские власти. Такова вкратце история города, во все века являвшегося одним из самых больших «изумрудов» в ожерелье го­родов долины древнего Турана. Именно Шашу было суждено стать одним из красивейших городов мира и столицей нашего государства - Рес­публики Узбекистан.

Print  Полная версия статьи