Навруз – древний и молодой
В эти дни, дни празднования Навруза, мы еще раз обращаемся к истории древнего, светлого праздника, возвращаясь к нашим истокам, обычаям и традициям народов, населяющих долину Согда.
Каждый народ стремится сделать свою жизнь красочной, насыщенной не только трудовыми буднями, в которых проявляется любовь людей к созиданию, но и наполненной различными праздниками, ритуалами, что делает жизнь интересной, наполненной смыслом человеческого бытия, желанием познания нового.
Таким всенародным праздником и стал для нашей Родины весенний Навруз, пришедший к нам из глубины веков. Его история насчитывает около трех тысяч лет. Этот день, приходящийся на момент весеннего равноденствия, символизирует отношение человека к объективному космическому циклу. И это понятно: человек - дитя природы и живет по ее законам. Видимо, поэтому все народные праздники приходятся на различные времена года: Навруз - на весну, праздник сбора урожая - на осень.
Народы, населяющие землю древней Согдианы, отмеряли свою жизнь по солнечному календарю. Именно
связь со светом помогала нашим предкам точно определять, когда наступает тот период, приход которого отмечается с выдумкой, любовью и радостью с тех дальних времен, когда в Средней Азии только зародилась цивилизация.
Тогда же люди сознательно выбирали для строительства своих поселений берега древнейших Окса и Яксарта, сильно напоминавших в известном отношении долины Нила, Инда Ганга, Тигра и Евфрата, которые своим плодородием привлекали многочисленное и трудолюбивое население.
К тому же Средняя Азия издавна служила мостом между Востоком и Западом - ведь именно здесь впоследствии прошел Великий шелковый путь, начинавшийся у берегов Тихого океана и заканчивавшийся в городах Западной Европы.
Самые первые праздники возникли у предков современных дехкан в связи с заключением брачных союзов, рождением детей, возвеличиванием сил природы. У земледельческих народов Согда возник культ бога Солнца - Митры и его земной формы - огня, считавшегося священным.
Культ земли запечатлелся у людей образе богини плодородия Ардвисуры - Анахиты. Со времен Заратустры возводились храмы, святилища, стены которых украшались изображениями пылающего огня, восходящего солнца огромной красивой птицы Хумо. Огнепоклонники часто называли ее Семург, а в Европе она более известна под названием Феникс. С полетом птицы счастья связывались большие надежды народа на лучшую жизнь.
В честь высших символов древней веры стали проводить обрядовые мероприятия, связанные с прославлением добрых духов - слуг высших божеств, покровительствовавших развитию земледелия - основного источника жизни людей того времени.
Саки, массагеты, согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, населявшие долину Двуречья, ревностно поклонялись Солнцу и во все времена приносили в жертву Митре самое ценное, что имели, - лошадей.
Один из древнейших письменных источников - "Авеста" - содержит упоминание о проведении празднества и даже указывается точный день, когда это следует делать. Именно отсюда мы узнали, что за основу был взят цикл обращения Земли вокруг Солнца, что давало возможность вычислить день "передачи прав" от зимы к весне, а именно - 21 марта.
Вот как описывает кратковременный, но самый почитаемый праздник древнегреческий летописец Страбон: "В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья (Двуречья) собираются в этот день в Храм Огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".
Именно представители одной из древнейших религий мира - зороастрийцы - положили начало весеннему Новому году, а точнее - "Новому дню" - так звучит правильный перевод слова "Навруз" с согдийского языка, ведь наступление нового дня знаменует переход к новому году, к новой части жизни.
Уходили и приходили века, тысячелетия, менялись правители племен и государств, происходили великие переселения, одна религия сменяла другую, а этот день оставался неизменным.
Уже пришли времена Кутейбы, после чего древняя культура зороастризма сменилась новой, более жизнестойкой - культурной исламского времени.
Исчезли с лица земли храмы огня и солнца, вступил в свои права арабский язык, а древний праздник оставался таким же, как и ранее, несмотря на использование уже лунного календаря.
Новая религия оказалась более гуманной, нежели некоторые правители, - она органично приняла в свои объятья одну из древнейших традиций мира, оставила праздник для потомков.
Навруз как бы вселял в души людей уверенность в том, что природа создала человека, как своего гения, для торжества жизни, а не для жалкого прозябания. И своим мудрым чутьем люди это чувствовали. Во все времена, кто бы над ними ни стоял, народ стремился жить весело и радостно.
К празднику готовились задолго и отмечали не один день. Порой народные гуляния затягивались на неделю и более. Все зависело от той исторической обстановки, в которой жили народы Двуречья в данное время.
Внук Темура, великий ученый Мирзо Улугбек, продолжая давние традиции, старался в этот день найти пути примирения со своими научными и другими противниками, сообщая об этом через глашатаев на центральных площадях городов Мовароуннахра.
И какие бы ни были времена, праздник жил и здравствовал. Свидетельством тому слова, написанные знаменитым нашим соотечественником, человеком, за пятьсот лет до Коперника высказавшим догадку о вращении Земли вокруг Солнца и измерившим окружность ее, создавшим глобус.
Имя его известно и авторитетно во всем мире и в наши дни - это гениальный ученый, один из предшественников Улугбека - Абу Райхан ал Беруни. Вот какие слова он посвятил седому и вечно юному Наврузу: "В день противостояния люди выходят на улицу, веселятся, едят кушанье, приготовленное из просяной муки, масла и сахара. Никто в этот день не работает, а если кто посадит дерево, то оно будет давать червивые плоды. В этот день природа буйствует, происходит прилив морей и прибавление подземных сил". Это свидетельство было написано через тысячу лет после Страбона.
Так в чем же жизненная сила древнего праздника? Видимо, в том, что этот день, когда "созвездие Тельца пребывает на середине Вселенной", то есть когда люди простились со старым годом, унесшим с собой все доброе и злое, что он дал людям, в то же время вселял в них веру в самое лучшее в новом году.
Древние маги перед приходом дня весеннего равноденствия говорили: "Кто вкусит яблоко утром этого дня перед тем, как сказать слово, и понюхает нарцисс, тот проживет весь год во благе и изобилии". Наверное, это поверье имело свою магическую силу.
О древности праздника говорит еще одно зороастрийское поверье: если пример с яблоком делает счастливым одного человека, то примета, говорящая о встрече накануне Нового года со священным быком, предвещала удачный или неудачный год всей семье.
Поэтому люди, испытывая горячее желание узнать, чего им ждать, накануне вечером, перед заходом солнца, выходили целыми селениями на холмы или в поля и ждали появления священного животного.
Согласно преданию, оно было создано из космического света, с серебряными ногами и золотыми рогами.
Этот бык вез за собой колесницу, "загруженную" Луной. Но сам секрет заключался в том, что нужно было точно угадать миг ночного времени, в который появляется и тут же исчезает бык.
Тот, кто увидел священное животное, дождется исполнения того, о чем молился в тот момент, когда смотрел на быка. При этом важно было услышать, сколько раз взревет бык: если два - год будет урожайным, если один - то нет.
Но даже если и не видел, все равно наутро каждый будет взахлеб рассказывать соседу и первому встречному о своей удаче. Ведь мечта ничего не стоит, но она придает силы. Лишь бы людям никто не мешал мечтать. И тогда они будут действительно счастливы, веря в чудодейственную силу своей мечты. Возможно, символом этой самой мечты и является проросшая пшеница, из которой готовят сумаляк.
Наша давняя история знает немало примеров, когда запрещали мечтать о радости и счастье. Было это и во времена халифата, и при Хорезмшахах, и несколько позже.
Даже в недавние годы вполне цивилизованные люди, занимавшиеся "воспитанием" народа, объявляли многовековой праздник "пережитком прошлого", и приходилось вспоминать о нем, лишь находясь дома.
Но ничто не помогло, ничто не способно стереть память народа - истина всегда восторжествует. А она, истина, в данном случае такова: раз Навруз, несмотря ни на что, живет около тридцати веков, значит, он нужен народу как источник веры человека в незыблемость и благоразумие природы, как признак свободы человека от посягательства на его мечту.
И, кажется, что многовековая мечта нашего народа действительно сбылась: 21 марта теперь является государственным праздником.
Да будет над нашей страной распростерта тень птицы счастья Хумо!