mg.uz
 
Print

Ташкент – век восемнадцатый…


Вспомним не только праздничные, но и трагические, печальные страницы истории  нашего города. Пролистаем страницы древних фолиантов…

Как известно, к началу 1723 года Ташкент был захвачен джунгарскими племенами. Правитель огромной державы назначает в город своего наместника. Проведенная перепись домовладений, притеснения со стороны захватчиков вызвали недовольство местного населения и даже побеги горожан в пределы соседних государств.

            Освобождение пришло неожиданно – в 1758 году государство джунгар было разгромлено Китаем – мощной средневековой державой. Ташкент становится фактически самостоятельным городом. Но среди горожан не нашлось признанного лидера, что привело к приглашению на пост правителя одного из казахских ханов. Он выполнял военно-полицейские функции, а созданный городской магистрат (мы сказали бы – хокимиат), ведал хозяйственными делами. Но такое деление просуществовало недолго.

            Еще до нашествия джунгар город разделился на четыре района – даха – Шейхантаур, Беш – Егоч, Кукча и Сибзар. В каждой из них был избран хоким, а он, в свою очередь, выдвигал на все административные посты представителей наиболее зажиточных слоев населения. После обретения независимости деление города на четыре даха сохранилось.

            В конце концов между хокимами  разворачивается  вооруженная борьба за верховную власть в городе. Естественно, у каждого претендента нашлись сторонники, втянувшие в междоусобицу все население ташкентских даха.   

            Начались схватки между сторонниками того или иного хокима, перераставшие из обычных кулачных потасовок в мощные боестолкновения с применением огнестрельного оружия. Бои происходили около городского базара, на пустыре, где впоследствии возникла махалля Джангох – ныне это квартал Ц-15 (ныне массив Жангох) и детский парк в Старом городе (перестройка которого так и не завершена).

            То было тяжелое время…Город становится объектом грабительских нападений кочевников не только из дальних мест, но и из собственной округи.

            В результате даже ближайшие загородные участки приходят в запустение. Болота, поросшие камышом, подошли к самым городским стенам, что грозило не только неурожаями, но и эпидемией малярии.

            Городская жизнь клонилась к упадку, что привело наиболее передовых представителей знати и ремесленничества к мысли об объединении городских районов под властью одного правителя.

            Им стал сын покойного хокима даха Шейхантаур Юнус – ходжа. При поддержке дружины, состоявшей наполовину из казахов, наполовину из горожан, в 1784 году он заявил претензию на место хокима города. Старейшины, выслушав его требования, сочли возможным удовлетворить их.

            Бывшие хокимы пытались было сопротивляться, но успевший завоевать доверие Юнус – Ходжа изгнал своих противников из города, став его полновластным правителем.

            Можно сделать вывод, что город принял нового правителя на княжение, устав от многочисленных схваток, смертей близких, упадка хозяйства и самодурства чиновников каждого из четырех хокимов.

            Новый правитель, использовав благоприятно сложившуюся для него обстановку, принимает самые решительные меры по восстановлению обороноспособности города. В срочном порядке были восстановлены городские стены: делалось это методом хашара, в котором участвовало все мужское население Ташкента. Стена на всем своем протяжении была поделена на 150 участков по числу городских махалля того времени. За работами следили специально назначенные лица, знакомые с военно – инженерным делом.

            По верху стены были устроены орудийные площадки. Несколько городских ворот были не только заперты, но и для большей надежности с внутренней стороны города засыпаны землей. Это было сделано из-за отсутствия постоянного войска и расчета только на собственные силы в случае нападения.

            Юнус – Ходжа показал себя не только руководителем с твердой волей, но и отличным полководцем – подчиняясь мольбам жителей, он совершает несколько походов против приташкентских кочевников и «приводит их в чувство».

            К концу 18 века Ташкент восстанавливает свое значение в долине Чирчика, вновь подчиняет кочевые племена между Келесом и Чирчиком.

            Правитель возобновляет чеканку собственной монеты, которая имела надпись: «Мухаммед  Юнус Ходжа Умари» и «Бисмилло…»

            Выпуск монеты играл немаловажное значение. Именно этот факт был показателем относительной независимости существования города, становившегося к тому времени центром будущего Ташкентского государства.

            Во время правления Юнус – Ходжи это государственное образование занимало территорию Чирчикского оазиса, долину  Ангрена и обширные пространства к северо-западу от них, практически до города Сайрам, что рядом с современным Чимкентом.

            В описываемый отрезок времени Ташкент развивает и укрепляет внешнеторговые связи, особенно с Россией. Это диктовалось военно – политической обстановкой вокруг него.

            Дело в том, что самым сильным государством того времени в Азии оставался Китай, обладавший мощной армией и претендовавший на богатые земли Туркестана. Потенциальный союзник  - Бухарский эмират – был разгромлен войсками иранского шаха Нодира. В Ферганской долине шли междоусобные столкновения, и лишь казахи ничем не угрожали Ташкенту.

            Таким образом, правительство государства надеялось на помощь северного соседа в случае нападения.

            Завершая наше путешествие, скажу, что ташкентские купцы обладали большими льготами при проезде через просторы России и частенько продавали свои товары даже в странах Западной Европы, что происходило, конечно же, не без помощи русского правительства. События, происшедшие веком позже, были вынужденными, но, тем не менее, они не привели к вражде выходцев из разных стран, ведь недаром Ташкент известен как город мира и дружбы.

 С Вами был

Станислав Балашкин.

Print  Полная версия статьи