Крылатая мощь Узбекистана отмечает 18-летний юбилей
Национальная авиакомпания Республики Узбекистан Uzbekistan Airways (НАК «Узбекистон хаво йуллари») была образована по указу президента страны И.А.Каримова 28 января 1992 года. Своими корнями история авиации в стране уходит к началу прошлого века, когда первые полеты на фанерных «этажерках» проводились еще в 1910-11 годах.В 1923 году началась подготовка воздушных линий в Туркестане и Узбекистане и 12 мая 1924 года по маршруту Ташкент -Пишпек- Алма-Ата был выполнен первый пассажирский рейс.
Сегодня Uzbekistan Airways является современной и динамично развивающейся авиакомпанией, воздушный флот которой состоит их современных авиалайнеров Boeing 767-300ER, 757-200, аэробусов А-310 и др.
Авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» летает более чем в 40 городов мира, расположенных в Европе, Азии, Америке, а также выполняет регулярные рейсы в Японию.
Кризис как мощный импульс
Значимую роль для авиакомпании сыграло своевременное "решение руководителя страны осокращении себестоимости продукции предприятий на 20 процентов. Это дало мощный импульс для поиска новых решений. К их осуществлению Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» готовилась очень тщательно, на основании заранее составленных планов и при постоянной поддержке правительства Республики Узбекистан, опираясь на сильный и высокопрофессиональный коллектив, способный решать задачи любой сложности.
С конца 2008 года из-за последствий мирового финансового кризиса объемы авиаперевозок в мире стали снижаться. Однако на внутреннем рынке спрос на качественные и доступные авиаперевозки остался достаточно высоким. Авиакомпания проследила эту тенденцию, скорректировала стратегию и решила приступить к приоритетному развитию внутриреспубликанских маршрутов, в том числе за счет грузовых авиаперевозок. В 2009 году по Республике Узбекистан выполнено 10 668 рейсов, что на 820 рейсов или на 7,7 % больше, чем за 12 месяцев 2008 г. Перевезено 430,7 тыс. пассажиров, с ростом, по сравнению с 2008 годом, на 1008 пассажиров. Грузов (включая платный багаж) перевезено 352 тонны, что на 26 тонн или 8,1 % больше, чем за 12 месяцев 2.008 г. Почты перевезено 1000 тонн, рост составил 22%.
Всего за 12 месяцев 2009 г. воздушные суда НАК «Узбекистон хаво йуллари» выполнили 24108 рейсов и перевезли 1 млн. 885 тыс. пассажиров (в 2008 году перевезено 2 млн.52 тыс. пассажиров).
В соответствии с решениями правительства Республики Узбекистан были продолжены работы по созданию международного интермодального центра логистики на базе аэропорта «Навои». С 27 мая 2009 года началась регулярная эксплуатация двух грузовых самолетов A3 00-600, выполняющих грузовые рейсы из Навои в Бангкок, Дели, Бомбей.
С началом эксплуатации грузовых самолетов А300-600 в 2009 г. увеличились по сравнению с 2008 г и международные грузовые перевозки. Было перевезено 26,7 тыс. тонн, что на 35,8 % или на 7 тыс. тонн больше. Рост перевозки почты составил 23,4 %.
Успешное оперирование парком широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов требует особой ответственности и большой трудоемкости производственных процессов. Однако «Узбекистон хаво йуллари» сумела на практике доказать, сколь эффективной может быть эксплуатация такого флота. «Узбекистон хаво йуллари» продолжает пополнение и обновление парка воздушных судов в первую очередь за счет самолетов новой генерации.
В 2009 году Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.Чкалова осуществило поставку национальному перевозчику двух модифицированных воздушных судов Ил-114-100.
Как подтверждение постоянного внимания государства к авиационной отрасли - контракты «Узбекистон хаво йуллари», заключенные с крупнейшими компаниями-производителями воздушных судов «Boeing» и «Airbus». Общий портфель заказов авиакомпании включает в себя два самолета В-787 Dreamliner, четыре самолета В-767, десять самолетов А320, из которых шесть будут поставлены в 2010 году. Первый А320 прибудет уже в июле текущего года.
Первым делом безопасность
Безопасность полетов напрямую зависит от их технического состояния и грамотного обслуживания. Только экономически и финансово устойчивые авиакомпании могут выделять необходимые средства на поддержание безопасности полетов на должном уровне.
Продолжает наращивать производственные мощности авиапредприятие «Uzbekistan Airways Technics», которое в настоящее время выполняет все виды линейного и базового технического обслуживания парка воздушных судов не только НАК «Узбекистон хаво йуллари», но и самолетов иностранных авиакомпаний. Высокое качество выполнения технического обслуживания, высокий уровень квалификации персонала авиапредприятия и постоянное освоение новых видов услуг подтверждены соответствующими международными сертификатами.
Что касается стандартов обеспечения безопасности полетов, то они в «Узбекистон хаво йуллари» одни из самых строгих в гражданской авиации. Сейчас авиакомпания успешно решает задачу качественно нового уровня. Это - введение системы управления безопасностью полетов. В 2009 году «Узбекистон хаво йуллари» успешно прошла аудит IOSA, что стало заметным событием для отрасли. В процессе подготовки к аудиту «Узбекистон хаво йуллари» перестроила работу своих подразделений в соответствии со стандартами качества и безопасности полётов разработанными Международной ассоциацией воздушного транспорта. После проверки в IATA, НАК «Узбекистон хаво йуллари» была включена в официальный реестр операторов 1OSA, получив соответствующий Сертификат -свидетельство высокой оценки деятельности всего коллектива национальной авиакомпании Узбекистана.
Развитие партнерских отношений - стратегическая задача авиакомпании " Узбекистон хаво йуллари "
Продолжается активное сотрудничество с авиакомпанией «Korean Air» - членом альянса Sky Team. Именно она рекомендовала авиакомпанию «Узбекистон хаво йуллари» в качестве претендента в глобальное объединение. С начала 2009 года заключены интерлайн-соглашения с полноправными членами альянса Sky Team - авиакомпаниями «Alitalia», «Delta Air Lines», «Aeromexiko», а также соглашения в рамках МИТА (Multilateral Interline Traffic Agreement) с 12 зарубежными авиакомпаниями.
Введены в действие интерлайн-соглашения о взаимном признании электронных перевозочных документов с 16 авиакомпаниями, что создает благоприятные условия для привлечения пассажиропотока из стран ближнего и дальнего зарубежья, где авиаперевозки реализуются исключительно по электронным авиабилетам.
В рамках подготовки к вступлению в международный альянс авиаперевозчиков Sky Team, Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» завершила работу по определениюКомпании-поставщика услуг информационных систем (системы бронирования, выписки и обработки электронных билетов, регистрации пассажиров, бронирования через веб-сайт, управления доходами и др.). В самое ближайшее время авиакомпания приступит к поэтапному процессу перевода своей базыданныхв систему компании «AmadeusIT GROUP, S.A.».
Специалисты авиакомпании внимательно изучают все аспекты, связанные с решением о вступлении в альянс и убеждены, что это пойдет на пользу и «Узбекистан хаво йуллари», и пассажирам Национальной авиакомпании.
Новые проекты " Узбекистон хаво йуллари "
Дальнейшие планы Национальной авиакомпании Узбекистана связаны с упрочением ее позиций во всех сегментах рынка. В соответствии с задачами, поставленными правительством республики по дальнейшему развитию гражданской авиации, приоритетом для НАК на 2010 год являются обеспечение и повышение безопасности полетов, авиационной безопасности, совершенствование работы всех структур и производственных комплексов. Стабилизация коммерческой и финансовой
деятельности за счет повышение эффективности деятельности отрасли и достижение рентабельности работы Национальной авиакомпании в целом.
Н. Каримова по материалам РИА "Aviareklama"