mg.uz
 
Print

Сергей Лавров: Ташкент по праву называют «Воротами Востока»


Министр иностранных дел России Сергей во время недавнего визита в Ташкент выступил с лекцией в Университете мировой экономики и дипломатии, ответил на вопросы его студентов. Даем стенограмму это встречи:

Уважаемые члены Ученого совета,

уважаемые студенты, друзья,

Искренне рад в очередной раз встретиться со студентами Университета мировой экономики и дипломатии. Ваш университет дает путевку в жизнь специалистам в области мировой экономики, дипломатии, юриспруденции - по сути, готовит будущую политическую элиту Республики Узбекистан.

Высоко ценю возможность вновь посетить Ташкент, который недавно отметил свое 2200-летие. Красота и самобытность вашей столицы гармонично сочетают национальный восточный колорит и современные архитектурные решения, а памятники культуры украшают сокровищницу мирового наследия. Ташкент по праву называют «Воротами Востока», перекрестком культур и цивилизаций.

В России дорожат дружественными, добрососедскими отношениями с Узбекистаном, высоко ценят взаимовыгодное сотрудничество с вашей страной в политической, экономической, гуманитарной и других областях. Наши страны эффективно взаимодействуют как в двустороннем формате, так и на различных международных площадках - в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ и других международных организаций и объединений, включая, конечно, ООН. Укрепление таких связей, основывающихся на принципах стратегического партнерства и союзничества, является последовательным курсом Российской Федерации.

Мир сегодня переживает переломный момент своего развития. На наших глазах стремительно трансформируются международные отношения - на смену переходному периоду, связанному с окончанием «холодной войны», приходит новый, полицентричный миропорядок. Многополярная реальность утверждается на всех уровнях - в политике, экономике, финансах. На первый план выходит необходимость солидарного поиска ответов на глобальные вызовы и угрозы, масштаб которых диктует объединительную повестку дня в международных делах, необходимость их гармонизации на основе сближения и взаимопроникновения различных экономик и культур.

Осознание всеми этих тенденций проявляется в растущей востребованности Организации Объединенных Наций, в деятельности «Группы двадцати», ставшей механизмом выработки совместных действий ведущих экономик по преодолению последствий глобального финансово-экономического кризиса.

Быстро эволюционирующая ситуация в мире вызывает серьезные изменения в методе ведения дел в международных отношениях. Это уже не иерархические конфигурации, апофеозом которых было разделение мира на два противостоящих блока, а многовекторная, сетевая дипломатия, предполагающая гибкие формы взаимодействия различных государств для обеспечения совпадающих интересов. Культурно-цивилизационное многообразие мира требует коллективной работы в широком, представительном кругу государств с целью поиска общего знаменателя как основы международного сотрудничества.

Россия готова к наращиванию такого взаимодействия на базе равноправия и уважения интересов друг друга со всеми, кто проявляет к этому взаимное стремление. Мы приветствуем признаки поворота к лучшему в отношениях с западными партнерами. Ускорение этому процессу придал приход к власти в США демократической администрации Президента Б.Обамы, который с трибуны Генассамблеи ООН заявил, что ни одно государство не может и не должно диктовать свою волю другим.

Стремлением преодолеть оставленное «холодной войной» наследие конфронтационной политики, обеспечить неделимость безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока обусловлена инициатива Президента Д.А.Медведева о заключении Договора о европейской безопасности, которая активно обсуждается на различных площадках. Международно-правовое оформление принципа неделимой и равной для всех стран и организаций безопасности на пространстве Евро-Атлантики и создание механизмов практической реализации вытекающих из него обязательств отвечает общим интересам. Рассчитываем, что распространенный нами недавно проект Договора придаст серьезный импульс продвижению нашей инициативы. Признательны за поддержку предложения России, которую выразили наши союзники по ОДКБ, выступив с коллективным заявлением по данному вопросу в начале декабря с.г.

Внешнюю политику России определяют долгосрочные цели комплексной модернизации страны, диверсификации экономики и ее перехода к инновационной модели развития. Именно из необходимости решения этих задач модернизации мы исходим, выстраивая наши отношения с партнерами на международной арене. Заинтересованы в притоке в страну зарубежных инвестиций, новейших технологий и передовых идей. Будем вместе с нашими партнерами по Таможенному союзу решать вопросы, связанные с вступлением во Всемирную торговую организацию, - разумеется, на честных, открытых, паритетных условиях. Убеждены - это и в интересах наших торговых партнеров.

Модернизационные императивы являются общими для всех стран, в том числе и на пространстве СНГ. Кризис по-своему уравнивает, ставя задачу выработки новой парадигмы роста, что акцентирует растущее значение принципа обеспечения безопасности через развитие. Уверен, что проведение в следующем году в рамках СНГ Года науки и инноваций в соответствии с решением глав государств позволит раскрыть и задействовать потенциал стран Содружества в этой ключевой сфере. Россия как страна-председатель в уставных органах СНГ будет всячески этому содействовать.

Актуальная для всех тема - глобальная энергетическая безопасность. Значение энергетики возрастает, она стала важнейшей составляющей экономической и в целом международной безопасности, реальной движущей силой социально-экономического прогресса, оказывающей самое непосредственное воздействие на жизнь людей. Вот почему Россия как мировой лидер в добыче нефти и газа сделала энергобезопасность одной из ключевых тем своего первого председательства в «Группе восьми» в 2006 году. На Санкт-Петербургском саммите «восьмерки» нам удалось согласовать документы, фактически представляющие собой стратегию устойчивого развития мировой энергетики и план ее реализации. Впервые затверждены принципы баланса интересов и равной ответственности поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов.

Теперь на первом плане - последовательная реализация этих договоренностей. Россия предложила подумать о том, чтобы с опорой на указанные принципы построить новую правовую основу международного сотрудничества в сфере энергетики. Работаем над конкретизацией нашей инициативы. Сегодня всем надо признать неделимость безопасности и процветания в современном мире. А энергетика имеет прямое отношение и к тому, и к другому.

Динамично развивающийся топливно-энергетический комплекс, транспортная и коммуникационная сети Узбекистана являются локомотивом экономического сотрудничества между нашими странами, углублению которого мы придаем приоритетное значение. Несмотря на последствия глобального кризиса и снижение цен на энергоносители, за первые десять месяцев нынешнего года объем взаимной торговли составил более 2 млрд. долл.

В Узбекистане действует около 800 российско-узбекских совместных предприятий. Объем инвестиций, вложенных российской стороной в формирование их уставного фонда, превышает 1 млрд. долл. Порядка 350 компаний с участием узбекского капитала работают в России. Это - хорошая основа для наращивания нашего сотрудничества на взаимовыгодной основе.

Особое значение для российско-узбекских отношений имеет доверительный диалог на высшем уровне. Главы наших государств - Президент России Д.А.Медведев и Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов - регулярно обсуждают ключевые темы двусторонней и международной повестки дня, находят взаимоприемлемые решения.

В январе нынешнего года состоялся государственный визит Президента Д.А.Медведева в Республику Узбекистан. Президенты встречались и на «полях» саммитов ШОС и ОДКБ, регулярно обменивались посланиями по актуальным вопросам российско-узбекского взаимодействия и ситуации в регионе. Могу сказать, что главной целью моего нынешнего визита в Узбекистан является обсуждение подготовки к дальнейшим встречам на высшем уровне.

Важной составной частью российско-узбекских отношений стало активное взаимодействие в сфере миграции - Узбекистан занимает первое место по количеству граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности. Мы будем делать все, чтобы они чувствовали себя комфортно и чтобы все наши отношения в этой сфере регулировались подписанными недавно соглашениями.

Мы высоко ценим отношение в Узбекистане к нашей совместной истории и русскому языку, который широко преподается в системе высшего и среднего образования, используется в печатных и электронных СМИ вашей страны. Признательны за созданную в Узбекистане атмосферу межконфессиональной толерантности, поддержку деятельности без каких-либо ограничений Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви.

Это, как говорится, дорогого стоит на фоне предпринимающихся в некоторых государствах, столетиями живших бок о бок, деливших и успех, и беды, каковой явилась Великая Отечественная война, попыток фальсифицировать историю - как советского периода, так и более далекого прошлого. Пытаются даже бросить тень на наше бесценное общее духовно-нравственное достояние - Великую Победу, 65-летие которой мы будем праздновать в будущем году. Наши отцы и деды не только отстояли нашу свободу, но и внесли решающий вклад в освобождение Европы от фашистского порабощения. Знаю, что в этом принципиальном вопросе мы - единомышленники. Вместе с союзниками по ОДКБ Россия и Узбекистан выступили соавторами решений, посвященных празднованию 65-летия Победы, которые были приняты в этом месяце на Генассамблее ООН и заседании СМИД ОБСЕ.

По нарастающей развивается наше сотрудничество в сфере высшего образования. В Ташкенте действуют три филиала ведущих российских вузов, в том числе Московского государственного университета. Успешно налаживаются связи вашей «альма матер» с российскими высшими школами - МГУ, МГИМО, Дипломатической академией МИД России. Российская дипломатия имеет многовековую историю и богатый опыт подготовки квалифицированных кадров. Мы готовы и впредь сотрудничать в этой сфере.

Уверен, что бережное отношение к нашему историческому и духовному наследию, экономическая взаимозависимость, прочные культурные и человеческие связи дают нашим странам ощутимые конкурентные преимущества на международной арене. Насколько потенциал этого взаимодействия будет использован, во многом зависит от молодых поколений граждан России и Узбекистана.

Наверняка кто-то из вас после окончания учебы станет работать в системе МИД Республики Узбекистан, будет участвовать в реализации ее внешней политики, включая основополагающие принципы российско-узбекского сотрудничества, закрепленные в договорах о стратегическом партнерстве и о союзнических отношениях. Это - обоюдовыгодный процесс, который отвечает национальным интересам наших народов.

Желаю всем студентам успешно освоить учебные программы, сдать приближающиеся экзамены на «отлично» и «хорошо». Пользуясь случаем, поздравляю всех присутствующих с наступающим Новым годом.

Благодарю за внимание и готов ответить на ваши вопросы.

Вопрос: Председательство в ШОС было передано на саммите в Екатеринбурге Узбекистану. Не могли бы Вы прокомментировать отношение России к предложениям по дальнейшему развитию ШОС, озвученным Узбекистаном?

С.В.Лавров: Россия и Узбекистан активно взаимодействуют и в Шанхайской организации сотрудничества. Россия передала председательские полномочия Узбекистану в ходе состоявшегося в июне с.г. саммита в Екатеринбурге. Сейчас мы вместе с нашими узбекскими коллегами активно работаем над подготовкой очередного саммита, который состоится в следующем году в Ташкенте.

Программа председательства Узбекистана нами поддерживается, она уже успешно реализуется, в частности на ГА ООН была принята резолюция о сотрудничестве между ООН и ШОС. Буквально утром обсуждали этот вопрос с моим коллегой В.И.Норовым. Сейчас готовится документ, который на основе принятой резолюции формализовал бы повседневное взаимодействие по интересующим обе организации вопросам между секретариатами ШОС и ООН.

Есть и другие планы, в т.ч. по развитию международных связей ШОС, которые мы поддерживаем, и будем способствовать их реализации.

Вопрос: У меня вопрос относительно нового метода, который Вы озвучили, - сетевой дипломатии. Насколько он перспективен, если мы будем применять его в решении афганского кризиса? Как Вы рассматриваете инициативу Узбекистана по созданию новой контактной группы в формате «шесть плюс три» под эгидой ООН?

С.В.Лавров: Это хороший вопрос, потому что метод сетевой дипломатии применим к Афганистану, может быть, больше, чем к какой-либо другой ситуации. По другим конфликтам и кризисам действуют различные форматы, которые являются общепризнанными. В отношении Афганистана таких форматов по сути дела не существует. Разумеется, в решении проблемы участвуют НАТО и другие страны, которые поставляют контингенты в состав Международных сил содействия безопасности. Разумеется, в решении проблем Афганистана участвует и ШОС. В марте с.г. в Москве состоялась конференция, на которой были приняты развернутые документы, касающиеся активизации борьбы с террористическими и наркотическими угрозами. ОДКБ регулярно проводит по внешней границе Афганистана антинаркотические операции «Канал», к участию в которых в качестве наблюдателей присоединяются все больше и больше стран, в том числе из Европы и Америки. Эти операции позволяют каждый год перехватывать все большее количество наркотиков, которые из Афганистана перенаправляются в Центральную Азию, Россию, Европу.

Конечно же, в Афганистане работает ООН, там есть миссия Организации, которая призвана координировать усилия всех тех, кто участвует в решении различных аспектов афганской ситуации. После того, как летом с.г. состоялись очередные президентские выборы, а все связанные с ними перипетии были урегулированы, и Президент Х.Карзай второй раз принес присягу на этом посту, стал формироваться консенсус вокруг необходимости более решительных усилий, которые позволили бы укрепить возможности самого Афганистана, афганского народа взять ответственность за свою страну в свои руки. Это в полной мере отвечает интересам соседей Афганистана, всего мирового сообщества. Сегодня такое понимание зафиксировали на переговорах в МИД Узбекистана. Чем скорее афганцы смогут обеспечивать функционирование своего государства, его безопасность, недопущение ситуации, когда с территории Афганистана исходили угрозы соседям, тем будет лучше для всех нас. В наших интересах оказать этому всяческое содействие. Все те, кто может повлиять на ускорение формирования таких условий, должны объединить усилия.

Формат «шесть плюс три» - это по сути формат «шесть плюс два», который применялся в 90-ые годы, когда в Афганистане не было международно признанного правительства, когда эта страна не была представлена в ООН. Тогда власть была захвачена талибами, которые готовили свои вредоносные замыслы. Задача состояла в том, чтобы объединить потенциал соседей Афганистана, подключить к этому процессу США, Россию и постараться повлиять на обстановку, прежде всего за счет укрепления и поддержки антиталибских сил в самом Афганистане. Эта работа завершена. Сейчас и соседи Афганистана, и США, и Россия должны объединять усилия для решения уже новой задачи - превращения Афганистана в состоятельное государство.

Но игроков стало больше. Во-первых, мы никуда не уйдем от ООН, за которой все признают координирующую функцию. Во-вторых, стало больше участников проводимых в Афганистане и за его пределами операций, в том числе антинаркотических и антитеррористических. Я думаю, что инициатива «шесть плюс три» является частью поиска в контексте сетевой дипломатии оптимальных форм, в которых мы все наиболее эффективно можем помочь афганскому народу.

В конце января 2010 года предстоит международная конференция по Афганистану, куда приглашены все соседи, где будет участвовать и Российская Федерация. Мы хотели бы, чтобы там была представлена и ШОС как структура, которую в этот период возглавляет Узбекистан. Так что сетевой метод в том и заключается, что позволяет через свое применение нащупать оптимальные формы, которые в данный конкретный исторический момент наиболее эффективны и достигают наилучшего результата.

Вопрос: Какова политика России в отношении рационального использования водно-энергетических ресурсов именно в Центральной Азии?

С.В.Лавров: В Центральной Азии, как и в любом другом районе мира наша политика последовательна. Мы исходим из того, что решение вопросов, связанных с использованием водно-энергетических ресурсов, должно осуществляться на обоюдно приемлемой основе, которая не приведет к нарушению хрупкого экологического баланса, существующего в том или ином регионе, а в Центральной Азии это особенно актуально. Именно так мы и выстраиваем наши действия в контактах со всеми государствами Центральной Азии, заинтересованными в том, чтобы были найдены решения, которые устраивают всех.

Уже не один год проводилась работа по согласованию концепции развития водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии. К сожалению, эта работа так до конца и не доведена из-за сохраняющихся различий в позициях непосредственно заинтересованных сторон. Но в любом случае, в рамках ли общей концепции или каких-то других рамках нужно искать решения, которые будут приемлемы для всех.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать вопрос современной внешней политики Ирана?

С.В.Лавров: Наш подход применим к современной внешней политике любой другой страны. Мы уважаем суверенное право каждого государства на разработку своей внешней политики. Разумеется, в нашем мире, который глобализируется, становится взаимозависимым, где все проблемы переплетены, где угрозы и риски обретают трансграничный характер, необходимо помимо реализации своего суверенного права на выработку внешней политики учитывать и в полной мере выполнять обязательства, принятые в рамках международно-правовых документов, которых немало.

Что касается Ирана, то он является участником ООН и должен выполнять все, что предусмотрено ее Уставом, как и любое другое государство-член этой всемирной организации. Иран является участником целого ряда других глобальных и универсальных конвенций и договоров, включая ДНЯО.

Эти параметры и определяют наше отношение к заданному вопросу. Именно в этих параметрах должна осуществляться политика любого государства: обладать суверенным правом определять свою внешнюю политику и одновременно выполнять все свои международные обязательства.

Возникшая проблема вокруг иранской ядерной программы должна решаться именно в этом контексте. Как и все мировое сообщество в целом, как и СБ ООН, мы признаем право Ирана на мирное использование ядерной энергии. Но это право сопровождается обязанностью выполнять требования, содержащиеся в ДНЯО, в соответствующих документах МАГАТЭ. Если мы на такой основе будем вести дело, то я думаю, что вопросы иранской ядерной программы будут урегулированы. Абсолютно ясно, что урегулировать их можно исключительно политико-дипломатическим методом, и любые другие сценарии, а тем более силовые, абсолютно неприемлемы.

Но иранская внешняя политика не ограничивается темой развития ИЯП, она весьма активна. У Ирана есть серьезные позиции в регионе Среднего и Ближнего Востока. Наша общая задача, и Россия за это последовательно выступает, вовлекать Иран в равноправное, конструктивное сотрудничество по решению самых разных проблем этого большого и взрывоопасного региона. Это касается и ситуации вокруг Ирака, и ситуации вокруг Афганистана, и палестинской проблемы, и Сирии, и в целом БВУ.

Думаю, комплексный подход к Ирану, предполагающий всесторонний и всеобъемлющий диалог, включающий и окончательное урегулирование ИЯП, и конструктивное, равноправное вовлечение этой страны в сотрудничество по решению проблем региона при понимании, что весь этот процесс будет сопряжен с прекращением санкций, является магистральным направлением, которое должно всех нас ориентировать на то, как достигать конкретных результатов. Именно вовлечение, а не изоляция какой-либо стороны, является ключом к успеху.

Вопрос: Каково видение России развития СНГ в 2010 году?

С.В.Лавров: Россия будет председательствовать в СНГ в будущем году. Мы распространили концепцию нашего председательства и программу ее реализации. Эти документы, как я понимаю, поддержаны другими участниками Содружества. Центральными вопросами на будущий год станут проведение Года науки и инноваций - это будет главной темой работы уставных органов СНГ-, а также вопросы, связанные с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне. Главы государств СНГ на саммите в Кишиневе приняли обращение к народам государств Содружества и мировой общественности в связи с 65-летием Победы над фашизмом. Принято решение, которое направлено на поддержку ветеранов ВОВ. Это наш общий святой долг, и я уверен, что мы достойно отметим предстоящий юбилей.

СНГ будет работать и по другим направлениям. Активно проходит реформа секторальных отраслевых органов Содружества. Они становятся более эффективными. СНГ отказывается от ненужных структур, которые доказали свою невостребованность, и концентрирует ресурсы и усилия на поддержке эффективно работающих механизмов в экономической сфере, в области правопорядка и др. Особо выделю мощно развивающееся в последние два-три года гуманитарное направление развития Содружества. Действует Совет по гуманитарному сотрудничеству, создан Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, который проводит каждый год серию важных мероприятий, объединяющих интеллигенцию наших стран, финансирует и организует целый ряд проектов в сфере науки, культуры, образования, спорта, контактов между людьми, особенно между молодежью. Полагаю, что ваш коллектив мог бы подключиться к тем или иным проектам в рамках программ гуманитарного сотрудничества в СНГ по линии указанного Фонда.

Вопрос: Довольны ли Вы тем, как проходит «перезагрузка» отношений между Россией и США?

С.В.Лавров: Я уже не раз говорил, что нам с российской стороны ничего «перезагружать» не понадобилось. Перезагружалась американская сторона. Администрация США сделала очень важные выводы из того негативного опыта, который накопился в двусторонних отношениях в период правления администрации Дж.Буша, и продекларировала готовность вести дела с Россией на равноправной основе, на основе уважения интересов друг друга, на основе взаимного доверия. Такой поворот позволил нам достаточно быстро установить новую атмосферу в российско-американских отношениях. Уже в апреле с.г. состоялась первая встреча Президентов России и США, затем в июле с.г. прошел Московский саммит. На всех этих встречах были приняты важные документы, прежде всего по основам наших взаимоотношений, по структурированию наших контактов, была создана президентская двусторонняя комиссия.

В качестве центральной темы мы занимались проблемами ограничения стратегических наступательных вооружений. Работали над новым договором, который должен заменить истекший пару недель назад старый Договор CНВ-1. Эта работа была проведена в рекордно короткие сроки. Старый договор готовили годы. А здесь буквально 3-4 месяца потребовалось делегациям, чтобы достичь согласия по большинству принципиальных моментов. Остающиеся вопросы, как зафиксировали на своей недавней встрече в Копенгагене Президенты Д.А.Медведев и Б.Обама, делегации доурегулируют после новогоднего перерыва. Все вопросы важны, но этот договор принципиально нового качества. Он будет абсолютно равноправным, будет предусматривать симметричные меры, основанные и на взаимном доверии, и на определенных мерах контроля на паритетных началах. Самое существенное, что договор будет предусматривать радикальные, небывалые сокращения СНВ.

Так что я с оптимизмом смотрю в будущее российско-американских отношений. Это не значит, что они абсолютно безоблачны. По многим вопросам международной повестки дня мы тесно сотрудничаем. Не всегда у нас абсолютно идентичные подходы. Но с обеих сторон есть настрой на то, чтобы искать такие решения, которые будут обоюдно приемлемыми, отвечать интересам не только России и США, но и всего международного сообщества или конкретного региона, о котором идет речь. Именно так мы подходим к контактам с США, когда обсуждаем вопросы БВУ, Афганистана, Центральной Азии и в целом вопросы взаимодействия на постсоветском пространстве. Самое главное, в любом регионе и тем более на постсоветском пространстве избегать шагов, которые не будут учитывать интересы самих государств региона. Все остальное может быть направлено во благо взаимовыгодного сотрудничества в самых разных форматах.

Вопрос: Как Вы относитесь к идее Президента США по движению к миру без ядерного оружия? Насколько эффективна сегодня концепция ядерного сдерживания по отношению к негосударственным субъектам?

С.В.Лавров: Безусловно, концепция ядерного сдерживания, хотя и сохраняет свое значение, но она видоизменяется и будет видоизменяться и дальше. Мир глобализируется, становится взаимозависимым. Все это будет отражаться на роли ядерного оружия. Что касается негосударственных субъектов, то еще лет семь-восемь назад в СБ ООН по инициативе России, которую поддержали США и затем Великобритания, Франция и Китай, была принята резолюция 1540, которая посвящена созданию надежной контрольной сети под эгидой ООН, направленной на предотвращение попадания не то что ядерного оружия, но любых ядерных материалов и других материалов, необходимых для создания такого оружия, в руки негосударственных субъектов. Эта резолюция обязательна для всех. Ее реализацией занимается соответствующий комитет СБ ООН, который регулярно проверяет состояние дел в различных государствах Организации, выносит рекомендации о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы контроль за непопаданием ядерных материалов в руки негосударственных субъектов ужесточался, оказывает техническое содействие соответствующим государствам. Так что это тема очень важная. Еще предстоит предпринимать дополнительные шаги. Думаю, что это будет сделано вскоре.

Что касается безъядерного мира, то как конечная цель всех наших общих усилий по обеспечению надежной безопасности она очень благородная. Но движение к этой цели должно быть конкретным, учитывая, что реально происходит в сфере глобальной стратегической стабильности. А в этой сфере происходят изменения. Появились стратегические наступательные вооружения в неядерном оснащении. Одной из проблем, когда мы начинали работать над новым договором об СНВ, была необходимость учесть в документе это принципиально новое развитие событий. Взаимосвязь между стратегическими наступательными вооружениями в ядерном и неядерном оснащении в новом договоре будет зафиксирована. Что означают эти новые вооружения? Они означают то, что обладающие ими государства будут иметь возможность в военно-стратегическом плане достигать тех же целей, которые достигались раньше с применением стратегических ядерных вооружений, за исключением той радиации, от которой страдает огромное количество людей. Но, повторю, в военно-стратегическом плане стратегические вооружения в неядерном оснащении решают те же задачи. Поэтому, двигаясь к неядерному миру, этот фактор обязательно необходимо учитывать. Кто знает, какие еще технологические прорывы будут достигнуты в сфере ВПК, которые придется учитывать, прежде чем все государства примут решение об отказе от ядерного оружия?

Безусловно, необходимо думать о мерах контроля, потому что когда создавался ДНЯО, казалось невероятным, что кто-либо когда-либо освоит эти технологии. Сегодня они доступны очень многим чуть ли не через Интернет. Поэтому меры контроля за тем, как будет осуществляться всеми без исключения государствами режим безъядерного мира, должны быть чрезвычайно разветвленными и надежными.

Так что цель едва ли кем-то может отвергаться. Но дьявол, как говорится, всегда в деталях. А деталей по дороге к этой цели будет очень много.

Вопрос: Какие факторы, на Ваш взгляд, усложняют достижение мира на Ближнем Востоке? Какую роль стремится играть Россия в этом регионе?

С.В.Лавров: На Ближнем Востоке слишком много факторов, которые усложняют достижение мира. Прежде всего, это самый сложный конфликт из всех, которые существовали в современную эпоху в мире. Он корнями уходит в глубокую историю, он густо замешан на межцивилизационных противоречиях, на межконфессиональных проблемах, имеет очень сильную религиозную составляющую, учитывая роль Иерусалима для мировых религий. Конечно, конфликт был отягощен многократным применением силы в этом регионе на разных стадиях. Все это не могло не наложить отпечаток на психологию тех людей, которые подступаются к поиску политического решения. Не стоит забывать о сотнях тысяч беженцев, которые уже десятилетиями не могут вернуться к своим очагам, сотнях тысяч людей, которые уже родились в лагерях беженцев. Все это делает крайне сложным поиск решений.

Что осложняет БВУ - конкретно назвать трудно. Я могу сказать, что должно помочь. Помочь должно согласие в необходимости договориться о базовых вещах, на какой основе мы будем искать урегулирование. Выдумывать здесь ничего не надо. СБ ООН неоднократно консенсусом принимал резолюции, в которых изложена международно-правовая основа ближневосточного урегулирования, как палестино-израильского, так и всеобъемлющего, включая сирийский, ливанский треки.

На этой основе «квартет» международных посредников разработал «дорожную карту» движения к достижению поставленных целей создания Палестинского государства, которое жило бы бок о бок с Израилем в мире и безопасности. Эта «дорожная карта» тоже была утверждена СБ ООН. Есть и арабская мирная инициатива, которая предлагает Израилю в обмен на освобождение оккупированных территорий нормализовать отношения со всем арабским миром. Данная инициатива поддержана не только Лигой арабских государств, но и Организацией Исламская конференция. Более 50 мусульманских государств готовы полностью нормализовать отношения с Израилем в случае решения проблемы создания Палестинского государства.

Так что правовая база для поиска решений существует. Как двигаться к этой цели - этот вопрос тоже согласован, он определяется «дорожной картой». Самое главное сейчас - вернуть стороны к переговорам на этой основе. Мы ценим попытки, которые предпринимают Соединенные Штаты, пытаясь согласовать условия для возобновления переговоров. Мы отметили решение правительства Б.Нетаньяху о готовности объявить 10-месячный мораторий на некоторые аспекты поселенческой деятельности. Из моратория исключаются так называемые мероприятия по естественному приросту поселений, а также полностью исключен Восточный Иерусалим. Хотя по этому поводу СБ ООН неоднократно высказывался: это является частью оккупированных территорий, и судьба Восточного Иерусалима должна решаться в контексте всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, а не в одностороннем порядке. Мораторий на некоторые виды поселенческой деятельности - шаг в правильном направлении, но явно недостаточный.

Поддерживая усилия США по согласованию условий для восстановления переговоров, мы считаем важным переходить к более коллективной работе, прежде всего в рамках «квартета» международных посредников, в том числе в рамках контактов «квартета» и Лиги арабских государств, потому что это соседи Израиля и Палестины, и им жить в этом регионе. Думаю, что понимание необходимости перехода к коллективным действиям ширится и должно в будущем году материализоваться в какие-то практические действия.

Вопрос: Выступая 1 сентября перед студентами МГИМО, Вы отметили, что сегодня дипломатия требует самых разносторонних знаний. Каким самым важным принципам должны следовать те из нас, кто выберут профессию дипломата?

С.В.Лавров: Во-первых, готовьтесь к напряженной работе. Скучать не придется. Во-вторых, не упускайте любой возможности узнать что-то новое, уже находясь на государственной службе. Не относитесь к каким-то знаниям, как к не имеющим отношения к вашей профессии. Любое новое знание из любой области когда-нибудь вам пригодится. Кто мог подозревать 10 лет назад, что дипломаты будут конкретно обсуждать проблемы изменения климата? Но в МИД России воспиталась плеяда специалистов, которые, конечно, не являются головными на переговорах (у нас есть Министерство природных ресурсов, которое возглавляет делегацию), но профессионально владеют климатическими вопросами. Совсем недавно это казалось абсолютно ненужным, но те, кто интересовался этой темой на всякий случай, оказались на коне и востребованными. Осваивайте все что можно, включая, конечно же, иностранный язык, историю. Очень важно - общение с людьми, просто человеческое общение. Потому что дипломатия - это искусство общения с людьми. И то, как вы общаетесь со своими коллегами по институту, со своими родными, близкими, друзьями - это то же самое, что требуется для работы с зарубежными партнерами. Не должно быть сухого официального подхода. Чем раскованнее вы будете, чем быстрее и эффективнее сможете расположить к себе собеседников, тем результативнее будет ваша работа. Нет одного рецепта, но старайтесь осваивать все что можно.

Источник:

Print  Полная версия статьи