«Сквер»ные прогулки (Часть 3)
Мы продолжаем нашу «сквер»ную прогулку, и, перейдя широкий проспект, уходящий на север, подходим к еще одной достопримечательности, дожившей до наших дней в почти первозданном, но все – таки урезанном, виде.
Здание было возведено по проекту и под наблюдением талантливейшего архитектора Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана в далеком 1895-м году. По-моему, это единственное в городе сооружение, которое с момента его постройки и до сего дня исполняет именно те функции, для которых и было предназначено. Если, конечно, не считать железнодорожные мастерские, что по сию пору находятся за вокзалом.
Так вот – это банковское здание имело еще одну пристройку – двухэтажный флигель с левой стороны, предназначавшийся, видимо, для проживания семьи очередного управляющего. Я еще помню это «дополнение» к основной постройке, но мне неведомо – зачем, для чего, почему разобрали флигель? Он прекрасно дополнял основное банковское здание. Сейчас на его месте всего лишь часть небольшого скверика, вплотную прилегающего к зданию филиала одного из банков города.
Чуть ближе к месту расположения нынешней «Узбечки», как называют гостиницу коренные ташкентцы, ныне находится здание, некогда принадлежавшее Союзу писателей Узбекистана. Оно было сооружено на средства треста «Узбеквино» еще в довоенную пору. Оригинальное по своему замыслу и исполнению, оно, к сожалению, ныне пустует, что вряд ли скажется на его состоянии в хорошую сторону.
До его появления на свет на этом месте, а также на месте рядом стоящего учебного заведения стояло приземистое здание приюта для солдатских детей. Сам приют (детский дом) впоследствии был перенесен в другое место, а в его помещении некоторое время размещалась средняя школа, носившая имя Песталоцци. Почему именно это название – Бог весть…
Мы идем дальше, и, минуя высотку гостиницы, пройдем к еще одному зданию, выделяющемуся своим вроде бы старинным внешним видом. Незнакомые с его историей скажут – переделанная старинная мечеть, или медресе.
И будут неправы. Дело в том, что незадолго до Великой Отечественной Войны наш местный художник – этнограф В. Розвадовский подал идею сооружения в центре города здания, которое будет выполнять функции выставочного зала. Возводилось оно по проекту узбекских архитекторов К. Бабиевского и А. Петелина, и было введено в эксплуатацию в 1934-м году.
Первое, что бросается в глаза при входе в здание – это поистине уникальные резные двери. Их изготовили знаменитые, замечательные мастера резьбы по дереву, группу которых возглавляли такие профессионалы своего дела, как усто Гафури Ходжи Ашур и Якуб Рауфи.
Мне привелось несколько раз побывать здесь, на концертах некоммерческого клуба струнной поэзии «Вертикаль». Это неофициальное сообщество граждан, которые являются «фанатами» (в хорошем смысле этого слова) исполнения музыкальных произведений под аккомпанемент гитары. И первое, что меня поразило – это исключительная, удивительная акустика любого из его залов. В его помещениях действительно проводились самые разные выставки, одно время была размещена даже коллекция Государственного музея искусств.
Сегодня на его площадях периодически проводятся самые разные выставочные мероприятия, а само здание носит название - «Ташкентский Дом Фотографии», и входит в состав Академии художеств Узбекистана…
Разные исторические эпохи вносили свои коррективы в развитие городского сада и близлежащего сквера. Со временем был засыпан пруд, после Великой Отечественной войны на углу сада были возведены те самые куранты, под которыми и поныне молодые люди назначают свидания своим избранницам.
В самом же сквере, во времена давние, первоначально посаженные карагачи через какое-то время были вырублены, по причине какой-то «древесной» болезни, и были заменены чинарами.
В 1957-м году сад был переоборудован в детский – появились дополнительные аттракционы, кинолекторий, спортивные площадки, читальный зал. И в нем также продолжали проводить выставки, только объемом поменьше –декоративных птиц, собак, кошек, аквариумных рыбок.
Мне, в числе моих сверстников, удавалось частенько приезжать в этот, тогда уже парк, сначала с моими родителями, а позже – и самостоятельно.
Как сейчас помню – парк пустовал только в зимнее время, в теплое время года здесь было не протолкнуться. Помню также и уютное здание детского кафе с красивым названием – «Буратино». Возведенное в 1965-м году, было оно двухэтажным, и угоститься здесь можно было не только мороженым и вкуснейшим лимонадом, но и блюдами посерьезней – пловом, например, или шашлыком.
Старые ташкентцы должны помнить это кафе – сейчас на его месте возвышаются вторые куранты, составившие пару к первым, сооруженным в далеком 1947-м году.
Шло время, менялись исторические эпохи, заменялись памятники, но сам сквер оставался для ташкентцев притягательным местом, особенно после окончательного закрытия сквозного проезда через него.
В разное время на его территории появлялись и исчезали точки общепита, но мне запомнились самые последние из них – кафе «Лотос», второе, по - моему, называлось «Снежок», и третье – самое приметное – кафе «Дружба». Правда, уже во времена моей юности оно явно переживало не лучшие времена. Посетить его в зимнее время означало прямую возможность подхватить простуду. Но это не означало, что летом там было прохладно.
Единственное, что привлекало нас в этом заведении – это мороженое, которое отличалось по вкусу от продаваемых в остальных двух кафешках. Было оно каким-то необычным, и послевкусие от него оставалось буквально на несколько дней.
Рядом с кафешками пролегали прямые или причудливо изогнутые аллеи, вдоль которых стояли скамейки. На двух из них, тех, что ближе к курантам, постоянно, буквально ежедневно, сражались в шахматы седовласые пенсионеры.
По воскресеньям в сквере появлялись коллекционеры – филателисты, филокартисты, и тому подобные «спецы», у которых можно было купить по достаточно «неприличным» ценам монету, марку (возможно, целую серию), или открытку.
Молодые мамаши (и папаши тоже) приводили сюда на прогулку своих чад (не избежал этой участи и автор этих строк), а студенты близ находящихся ВУЗов прибегали на «перекус», в летнее время отмечая очередной выпуск института обливанием водой. Правда, как я заметил, зарождение этого «обычая» пришлось на начало девяностых.
А кто помнит стоявший на одной из боковых аллей небольшой, построенный в мавританском стиле павильончик с надписью «Цветы»?
Я уже говорил, что дом купца Д.Л.Филатова находился буквально через дорогу от сквера, простояв на своем месте до середины семидесятых годов прошлого века.
По долгим размышлениям, поискам информации, споров между ценителями истории можно сделать вывод, что павильон сей сохранился с юбилейной выставки 1890-го года. Во время ее проведения он принадлежал винодельческому заводу И.И.Первушина, и, после его слишком ранней смерти, видимо, был куплен Д.Л.Филатовым для дальнейшего использования. Впрочем, это из разряда догадок, которая, по моему мнению, имеет право на существование.
Увы, павильон, простоявший сто пять лет, неоднократно реставрировавшийся, не пережил середину девяностых годов прошлого века, оставив нам на память свой шикарный внешний вид на множестве (Слава Богу и фотографам) фотографий, размещенных в сети Интернет.
Двумя годами ранее, в 1963-м году, на части территории парка, по проекту архитекторов Л.В. Лезовской и Л. Чуксеевой был возведен Дворец водного спорта, получивший в 1967-м году имя Владимира Митрофанова - одного из основателей водного спорта в нашей республике. А потому стадион «Пищевик», который находился в то время на территории бывшего велотрека, практически прекратил свое существование. Правда, дворцу водного спорта, много лет радовавшему всех любителей водных видов спорта, со временем также не повезло – ныне на его месте «кампус» лицея при вышеупомянутом университете…
Мы спустимся чуть ниже – к той самой остановке автобусных маршрутов, что издавна носит название – «Дизельная» (НЕ путать с «Чизельной»). Она до сих пор является одним из самых главных ориентиров центра города - ее здание до сих пор находится по адресу: 2-й проезд улицы Шахрисабз, дом 6.
Лет этак сто с лишним назад в этом здании стояли дизельные установки, обеспечивавшие ташкентский трамвай электрической энергией. Как известно, электрическим он стал в 1913-м году, заменив собой так называемую «конку» - конный трамвай. Как известно из его истории, один из первых «электрических» маршрутов проходил по той самой улице, рядом с которой и было возведено здание электрической подстанции. Я не обладаю данными, кто именно «приложил» свою творческую руку к строительству здания дизельной электростанции. Но, по всем моим догадкам (и не только моим), это был тот самый Вильгельм Соломонович Гейнцельман. Тем более, что сам трамвайный парк размещался совсем недалеко (даже по современным меркам – около древнего холма Мингурюк, где и по сию пору стоит двухэтажка, построенная явно по проекту того самого Вильгельма Соломоновича).
Самому зданию, на сегодняшний день, удалось сохранить все основные первоначальные черты, и в нем сегодня располагается одна из «энергосберегающих» организаций города.
Таким образом, и сам центральный (городской) сквер города, и все его близлежащие окрестности и по сию пору являются самыми дорогими и самыми любимыми достопримечательностями жителей древнего, седого Шаша…
Что касается современной территории «городского» парка то она, конечно же, меньше первоначальной, но все равно – здесь частенько можно увидеть не только компании парней и девушек из близ находящихся учебных заведений, но и парочки молодоженов, совершающих первую в семейной жизни «фотопрогулку».
На карте Ташкента "Мой город" можно найти 100 достопримечательностей столицы с их фотографиями и описаниями, в том числе и те, которые упомянуты в настоящей публикации. Скачать карту Ташкента можно как на компьютер, так и на мобильный телефон системы Android.