mg.uz
 
Print

Мореманы Туркестана. Часть 1


Сегодня мы не гуляем по Ташкенту. Сегодня мы перенесемся далеко от столицы. Туда, где еще совсем недавно плескались морские волны. Туда, где сегодня раскинулись пески пустыни Аралкум…

Лет пятнадцать назад, в одном из парков столицы, в наш любимый праздник – День Военно – Морского Флота, к нашей компании подошли два молодых парня, одетых в военно-морскую форму, на бескозырках которых красовалась надпись: «Морские части погранвойск».

Естественно, посыпались вопросы – где, как, когда, на каком корабле и т.д. Тут и выяснилось, что служили они в том самом «термезском флоте». Да, да – не удивляйтесь. Именно такой ответ и получили еще не очень старые «морские волки». Дело в том, что в этом южном городе находится воинская часть, несущая службу по охране государственной границы нашей страны.

Да, вот еще что - памятуя о нашей службе, мы предложили парням «оморячиться» - выпить по пол-литра  воды с более чем приличной порцией соли. Нас ведь тоже когда-то «крестили» именно так.  Только вот вода была забортная, горько-соленая…

«Погранцы» согласились, с трудом проглотили «напиток», но в последующие наши встречи  мы их уже не видели, а жаль…

Граница там проходит по водной, трудно сказать, глади, точнее, вечно бурлящей реки Амударья, в древности носившей название Джейхун – «Бешеная». Про поведение этого водного потока, про климат южного региона нашей страны многие из нас достаточно извещены из школьного курса географии.   

А это самое воинское подразделение  и выполняет свои обязанности именно на ней, на реке, в достаточно непростых условиях.

И потому я  расскажу лишь о том, с чего началась история этой воинской части, и отмечу, что со всеми натяжками  эта пограничная часть может претендовать на более чем полуторавековой возраст.

А начиналось все так…

Весна 1847-го года. В далеком Оренбурге начинается строительство первых кораблей будущей флотилии, получивших названия «Николай» и «Михаил». Эти, тогда еще парусные шхуны, в разобранном виде были отправлены гужевым транспортом в укрепление Раим, находившемся неподалеку от реки Сырдарья. Здесь было сооружено нечто вроде верфи, где и были собраны первые корабли будущей Аральской военной флотилии.

Третью шхуну – «Константин», в следующем году, там же, в Раиме,  собрали под руководством молодого лейтенанта Алексея Ивановича Бутакова, родного брата будущего героя Севастопольской обороны – адмирала Григория Ивановича Бутакова.

Именно младшему брату была поставлена задача – исследовать акваторию Аральского моря, произвести его детальное описание. Дело в том, что на картах тех времен Арал не был указан, а две наши, действительно великие реки – Сырдарья и Аму – указаны, как впадающие в Каспийское море.

Следовало внести ясность, чем и занялась доблестная команда моряков под руководством отличного морского офицера. К заслугам команды можно отнести нахождение самой глубокой точки моря – 68 метров, и самое примечательное – было выяснено, что морская вода в этом сравнительно небольшом водоеме перемещается «по часовой стрелке».

Было также установлено наличие островов, таких, как Барса – Кельмес (пойдешь – не вернешься), и группа островов Возрождения.

Именно Алексей Иванович в те времена заметил тенденцию Арала к постепенному усыханию, и уже сто восемьдесят лет назад предупреждал об этом.

Алексей Иванович, последовательно  пройдя все ступени офицерской службы, заслужив звание контр-адмирала, многие годы оставался практически бессменным командующим Аральской военной флотилии, пополняя ее корабельный состав, производя съемки местности, описания обеих рек и руководя плаваниями подчиненных ему кораблей.

Первыми же паровыми судами были заказанные в Швеции пароход «Перовский» и железный паровой баркас «Обручев». Их, как и их предшественников, доставили в рами в виде «судокомплекта» для последующей сборки.

Примечательный факт – оба судна имели в своей конструкции так называемые «выдвижные кили» (киль, говоря просто – позвоночник корабля). Эта особенность позволяла использовать их в режиме «река - море», для безпрепятственного плавания по почти любым  глубинам моря и двум рекам.

Ввиду же полного отсутствия угля для загрузки корабельных котлов предусматривалось использование местного топлива – саксаула.

Естественно, корабли флотилии участвовали практически во всех исторических событиях, происходивших в те времена на территории древнего Турана. Конечно, не всегда они были мирными, но так уж сложилось – историю не изменить.

Главное – флотилия выполняла поставленные ей задачи так, как и было положено в русском военно-морском флоте – честно, отлично и доблестно!

Если хождение по Аралу в принципе, не представляло большой опасности, особенно в ясную погоду, то про древнюю Аму этого не скажешь. Безопасный фарватер отсутствовал на ней как данность, и если вчера корабль прошел на одном из участков безпрепятственно, то сегодня там могла образоваться неизвестная никому мель.

А потому приходилось передвигаться, используя так называемый футшток – шест, которым прощупывали дорогу впереди судна. Либо можно было определить безопасный путь, постоянно всматриваясь в оттенки воды, которые менялись, в зависимости от глубины речных вод.

Так что трагикомический случай, произошедший с одним из кораблей, мог бы  быть более частым. Как вспоминал знаменитый кораблестроитель академик А. Н. Крылов, один из пароходов во время разлива сел на мель в 100 метрах от берега.

Командир  не успел вовремя снять пароход с места якорной стоянки, и он остался посреди песка – ночью вода ушла, намыв мель под корпусом судна.

Но якорь при этом был «отдан», и судно находилось «под вымпелом», команда регулярно получала «морское довольствие по положению», а сама служба неслась согласно Морскому уставу.

Очень аккуратно вели вахтенный журнал под общим заголовком: «Стоя на якоре близ кишлака Абдул Чекмень, с полудня случаи». Отмечались любые, мало-мальски важные события, происходившие в пределах видимости с корабля.

Это забавное приключение тянулось более двух лет,  пока не прибыла инспекция «сверху». Но заведенное против командира  «судное» дело рассыпалось, как карточный домик. Судьи выслушали доводы командира корабля, узнали о характере буйной реки, о готовности в любой момент сняться с мели в случае возвращения воды,  и дело  производством было прекращено…

Сие корабельное объединение  существовало, как птица Феникс – то возникала, то исчезала, то опять возрождалась к жизни. В 1881-м году в ее составе находилось сорок плавъединиц, но спустя три года флотилия была упразднена. Корабельный же состав был частично продан за беcценок, частью был переведен в состав создаваемой Амударьинской флотилии.

Как воинская часть, она перестала существовать, но зато было создано нечто вроде гражданского пароходства, занимавшегося грузовыми, в основном, и пассажирскими перевозками.

Возродилась флотилия много позже, уже в другую историческую эпоху – в 1919-м году, принимая участие во всех исторических перипетиях, что могли проходить неподалеку от амударьинских волн  и в акватории  Аральского моря.

Просуществовало это военно-морское объединение почти два года, когда, в свою очередь, также было расформировано.

На море осталось небольшое количество бывших военных, тогда уже гражданских кораблей, переданных в гражданское управление.

Много позже Аральская флотилия была возрождена, но уже как аральский военно-морской дивизион, с подчинением Каспийской военной флотилии.

Зачем это было нужно – спросите вы? Море – чуть больше лужи, внутреннее, от кого здесь защищаться? Что ж, мы люди военные,  приказы не обсуждаем, а выполняем. Да и было что охранять. Сейчас его уж нет, а в те времена на острове Возрождения существовал специальный военный полигон. Грузы на него можно было доставить либо вертолетом, правда,  небольшое количество, либо кораблем, но побольше в тоннах.

Кроме того, рядом до сих пор находится знаменитый космодром Байконур, с которого, как известно, нередко запускают и пилотируемые космические корабли.

А потому катера – торпедоловы, переделанные в поисковые суда, катера воздушной подушке и прочие плавъединицы, обеспечивали все мероприятия космической гавани, будучи наготове  к спасению космонавтов, в случае запуска, и посадки, особенно аварийной,  спускаемого аппарата  в акваторию моря – озера.

СДК – средние десантные корабли, были переделаны в суда обеспечения – радиосвязи, поиска, доставки, а МДК – малый десантный корабль – стал просто сухогрузной самоходной баржей, обеспечивавшей потребности корабельного и  личного состава флотилии.

Увы, из-за быстрого  обмеления Аральского моря дивизион был ликвидирован – все, что можно было вывезти, вывезли, катера на воздушной подушке ушли своим ходом на Каспий, все остальные – танкодесантное судно, водолазный катер и другие – остались в постепенно осушившейся гавани города Аральск.

Так и закончилась жизнь маленького, но гордого военно-морского подразделения. Парни, служившие в его составе, с гордостью хранят милые сердцам бескозырки и «гюйсы» - воротники, напоминающие им о трехлетней военной службе. Службе  в единственной в своем роде военно-морской части, находившейся так далеко от ближайшего «настоящего» моря…

Окончание следует

 

Print  Полная версия статьи