«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте
После тридцатилетнего перерыва ташкентские зрители вновь рукоплещут артистам
Московского художественного театра имени Чехова.
При полном аншлаге в зале Академического русского драматического театра Узбекистана начались гастроли прославленного театрального коллектива. Всех волновала предстоявшая встреча, переполненный зал аплодисментами приветствовал генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ Елену Булукову и заместителя директора Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» - генерального партнёра «Больших гастролей» в Ташкенте - Фатиму Мухомеджан, которая выразила надежду, что узбекистанцы получат удовольствие от встречи с искусством МХТа, как и от предыдущих проектов фонда. Даже произошедшего подземного толчка зрители, и надо надеяться, гости, в эти минуты не ощутили.
Безусловно, культурные проекты Фонда, которых в 2017 году было немало, ташкентцам в радость. На сей раз удовольствие продлится с 29 сентября по 2 октября на спектаклях по пьесам Евгения Гришковца. Они проходят на сцене ГРАДТ Узбекистана, который сумел достойно организовать аншлаговые гастроли московских коллег. В последние дни сентября зрителям откроются тайны «Дома» - произведения, созданного известным писателем, драматургом, режиссёром и артистом при участии Анны Матисон. А 1 и 2 октября покажут пьесу «Весы», которую сам автор называет «нежной»: в ней представлены мужчины, переживающие, по его задумке, «волнительную, важную и очень особенную ночь».
Заметим, в зарубежной программе "Больших гастролей 2017» в этом году пройдёт 65 показов более четырёх десятков спектаклей 13-ти театров, которые выступят в 29 городах России и стран ближнего зарубежья. Узбекистан, как и в прошлом году, включён в эту программу, которая предусматривает также возможность выступления русских театров зарубежья в России.
В гастрольной версии спектакля «Дом», поставленного во МХТе режиссёром, сценаристом и актёром Сергеем Пускепалисом в 2011году, на ташкентскую сцену вышли народная артистка РСФСР Алла Покровская, заслуженные артисты России Станислав Дужников и Сергей Угрюмов, артисты Паулина Андреева, Ольга Барнет и другие. Все они показали в этом, на первый взгляд, легком, но глубоко драматичном спектакле высокий класс московской театральной школы. От подобного уровня актёрской игры – естественной, непринуждённой – мы, надо сказать, поотвыкли. Тем большим оказалось удовольствие от сопереживания героям. Таким же людям, как ты сам, твои друзья или соседи, которые живут рядом и мечтают - кто о чём, а кто-то и о своём доме.
В главной роли (Игорь) выступил заслуженный артист России Игорь Золотовицкий – коренной ташкентец, который родился и окончил школу в столице Узбекистана. Роль и написана словно для Золотовицкого, а сыграна им впервые в год 50-летия артиста.
Справедливости ради отметим - это была не первая постановка «Дома». Вначале произведение сыграли в театре «Школа современной пьесы», где режиссёр Иосиф Райхельгауз сотворил из него ток-шоу с участием телеведущего Александра Гордона. Жаль, видеть это действо не привелось. Зато повезло в 2014 году побывать на творческой встрече с Е. Гришковцом в театре Марка Вайля «Ильхом» и проникнуться еще большим, чем прежде, интересом к его личности и творчеству.
Признаться, знакома была с автором больше по свойственным ему монологам.
Пьеса «Дом» - не моноспектакль, в ней немало персонажей. Но в их речи присутствует некий «акцент» Гришковца, умеющего просто и доступно говорить обо всём, из чего выстроена наша жизнь. В ней порою всё происходит, как в кино, потому, наверное, во многом кинематографична и сама пьеса. Кроме того - она связана с биографией автора: Гришковец и сам строил дом в Калининграде.
"Что значит для человека дом?" – рассуждает герой постановки… Или автор? И отвечает: "Это не просто стены и крыша - дом для человека означает гораздо большее". Спектакль начинается с чеховского мотива: дом - это душа, это любовь, это сложные отношения людей друг с другом. И желание – в любом возрасте - быть услышанным и понятым. Но при всём том в кругу родных и друзей человек остаётся, по большому счёту, одиноким, незащищённым. Как часто его слушают, но не слышат... Не дают опоры, веры в себя – той веры, которая осталась в детстве, в самых близких людях.
«Дом» - это история о человеке, поиске им цели и смысла жизни, когда, казалось бы, всё уже достигнуто. История об открытии себя и окружающих, перипетиях отношений с близкими и друзьями и связанных с ними переживаниях.
Игорь - главный герой - преуспевающий «мужской» врач, отец семейства, живёт с женой и дочерью в небольшой квартире. Есть у него и сын - он учится в столице и остаётся в пьесе "за кадром". Идея жены купить дом кажется ему вначале абсурдной, но затем становится мечтой о возможности жить вдали от городского шума, в тишине и гармонии с природой, а в будущем оставить дом наследнику. Денег для крупных вложений у постсоветского врача, пусть и с частной практикой, увы, нет. Можно продать квартиру, но вырученных средств не достанет на присмотренный дом. Здесь-то и раскрывается перед ним, романтиком и честным человеком, сермяжная правда жизни. Он с удивлением убеждается, как деньги могут портить отношения между людьми и свести на нет искренность, дружбу, любовь. Люди, которых он считал друзьями, при просьбе дать в долг становятся расчетливы и недоверчивы. Поистине – всё способно погибнуть "за металл". Слой за слоем слетает перед ним позолота с дружеских связей - дальше советов помощь не идёт. Вот один из диалогов героя с давним другом, Михаилом.
Игорь: - Давай я внесу некоторую ясность. Если ты думаешь, что я банально заскучал, то это не так. Мне этот дом нужен не для развлечения. Не из праздности, а для цели.
Михаил: - Что ты мне объясняешь? Я разве не помню, как это было? Возбуждение от принятого решения. Столько всего впереди, столько трудностей, с которыми можно бороться, столько маленьких подцелей. Столько препятствий. Целая жизнь!
Игорь: - Точно! Целая жизнь! И ты мне ещё не хочешь денег давать.
Михаил: - Моё желание тут ни при чём. Я о тебе забочусь. Да-да, забочусь! Не смейся! Я не издеваюсь. Вот кто-то – не я – даст тебе денег. Ты купишь дом, и через год – что там через год – через пару месяцев, – измотанный вусмерть, ты будешь стонать, проклинать тот день, когда ввязался во всё это. Тогда ты мне скажешь: «Зря я тебя, дорогой мой друг Михаил, не послушал». Но будет поздно! Квартиры, в которой всё понятно и хорошо, уже нет, а есть огромная куча проблем! Я тебе только добра желаю.
Всё познаётся в сравнении. Наш герой унижен отказом состоятельных друзей - к тому же, его постоянных клиентов-больных. Каждому он нужен как врач, но не в качестве врача-должника. Преуспевающие друзья и бывшая любимая, ныне бизнесвумен, генерал рода «скалозуб», сослуживец – у каждого к нему свои счёты и расчёты. Бесценные человеческие чувства – дружба, любовь – вдруг оказываются ничтожными, они могут быть испорчены … деньгами. И на вопрос со сцены, так ли это, зал хором отвечает: «Да, так».
Для меня это был кульминационный момент, настоящее потрясение – дружный ответ зала.
Сцены, построенные Гришковцом на диалогах, просты. Смешное и драматичное, прозаическое и лиричное, пошлое и романтичное соединены в них бесшовно. Сценография незамысловатая, но позволяющая импровизировать: разборные деревянные конструкции легко перестраиваются из дома в театр, из театра в клинику, усадьбу и так далее. Зал во время спектакля не скучает – то взрывается смехом, то сам становится объектом наблюдения со сцены. В зале тоже разыгрывается спектакль, который смотрят зрители-артисты в сцене встречи героя с бывшей любимой, когда он пригласил её в оперный театр. Игорь-персонаж и у неё просит помощи – драматичность момента подчёркивает громкая симфоническая музыка, под которую драма перерастает в пародию. Зрители смехом награждают Игоря Золотовицкого за артистизм и обаяние в этой трагикомичной ситуации, а его герой вновь отказывается от денег: уж слишком дорогой оказывается цена - плати собой, а там пан или пропал, если что не так…
Характеры героев гиперболизированы: Игорь крайне доверчив, друзья комически пародийны - один с важным видом и лампасами генерала; другой - крутой, но одинокий бизнесмен, которому сам Игорь кажется счастливчиком; третий - со своим тыквенным супчиком и минтаем в пластиковой коробочке, принесённой из дома, жалок в своей экономности. Не от хорошей, признаемся, жизни экономят у нас рядовые медики, учителя, инженеры… Всё это очень смешно, если не выглядело бы так грустно. Чехов, Гоголь, Гришковец… Темы маленького человека (тесть и тёща), духовного и материального, прошлого и настоящего – всё сплелось в этой камерной истории о доме и людях.
А ведь немало людей, которые в поисках, где лучше, могли бы повторить вслед за героем пьесы: «Мне здесь нравится, мне здесь очень многое нравится, почти всё, но я здесь ничего не люблю, а дома мне многое не нравится, но я это люблю».
Исполнится ли мечта героя? Ответа на вопрос нет. Очередной "друг" даёт ему сутки на надежду – вдруг тот найдёт выход, займёт денег и купит дом. У зрителей, одаривших артистов овациями и цветами, свои поиски выхода. Пусть в них не угасает надежда... Хотя бы надежда ещё не раз увидеть хороший спектакль. Впереди – еще три вечера встречи с искусством МХТ. Дальше – вся оставшаяся жизнь.
Источник