Замена счетчика: по графику или по желанию
Представители АО «Узбекэнерго» на пресс-конференции в Ташкенте, которая состоялась 1 апреля, разъяснили порядок подключения к электросетям, установки приборов учета в соответствии с Правилами пользования электрической энергией, а также говорили о важности рационального использования электричества.
Товар особого типа
Как было отмечено в ходе мероприятия, Правила пользования электрической и тепловой энергией1 определяют поставку электроэнергии товаром особого типа, характеризующимся одновременно и его производством, и потреблением. Поставка осуществляется на основании договора, заключенного между предприятием территориальных электросетей и потребителем.
Согласно Правилам, приборы учета, предназначенные для расчетов потребителей за электричество, приобретаются, проходят госповерку и устанавливаются за счет средств потребителей, регистрируются и пломбируются – представителями поставщика.
- А как же изменения, которые были внесены в Правила постановлением Кабмина от 1.11.2013 г. № 295, предусматривающие бесплатную замену счетчиков? – спросит внимательный читатель. За разъяснениями по наиболее актуальным вопросам, связанным с заменой приборов учета, и возникающим у потребителей несмотря на многочисленные публикации и комментарии, мы обратились к представителям ТашгорПЭС.
Дожидаться ли замены или проявить инициативу?
Согласно постановлению Кабмина «О дополнительных мерах по совершенствованию ГАК «Узбекэнерго» и укреплению дисциплины расчетов за потребляемую электрическую энергию» (от 1.11.2013 г. № 295) в настоящее время замена существующих и установка современных электронных приборов и аппаратных комплексов учета электроэнергии у потребителей – как юридических, так и физических лиц – осуществляется за счет собственных и привлеченных средство «Узбекэнерго».
Напомним, что замена приборов учета индукционного типа на электронные приборы учета (с подключением к АСКУЭ) осуществляется с 2009 года. Мероприятия по замене осуществляются согласно плану-графику и зачастую зависят от фонда приборов, которым располагает территориальное предприятие электросетей. План-график утверждается на год.
В случаях, когда потребитель не желает дожидаться свой очереди на замену, он имеет право обратиться с заявлением на замену вне очереди. Оговорим и другую, часто встречающуюся ситуацию, когда потребитель пропустил момент массовой замены (к примеру, по причине длительного отсутствия). И в этом случае он также имеет право обратиться с заявлением, которое должно быть рассмотрено в недельный срок. Установка осуществляется в присутствии заявителя.
Итак, в домах, впервые подключаемых к системе АСКУЭ, приборы учета устанавливаются бесплатно. Но при этом существует условие. Бесплатная установка осуществляется только тем потребителям, у которых к моменту замены не выявлены нарушения правил эксплуатации счетчиков и пользования электроэнергией (механические повреждения или воздействия на счетчик, изменение схемы подключения, срыв пломбы). В случаях, если сотрудники ТашгорПЭС выявят нарушения, составляется акт, и все расходы, связанные с заменой прибора учета, будут произведены за счет потребителя.
Как отметил в интервью порталу Norma.uz Юлдаш Музаффаров, представитель городского предприятия электросетей, инженер сектора бытовых потребителей, при замене приборов учета потребитель получает, так сказать, полностью готовый продукт, прошедший госстандарт и имеющий соответствующий сертификат.
Таким образом, первичная поверка расчетных приборов учета и измерительных трансформаторов до их установки производится Агентством «Узстандарт» за счет средств предприятия территориальных электросетей, а уже дальнейшая периодическая поверка – за счет потребителя.
Не бесплатные услуги
За замену ранее установленного электронного прибора учета из-за его повреждения, а также восстановление нарушенной пломбы платит потребитель.
Перестановка и замена расчетных приборов учета и измерительных трансформаторов, используемых совместно с приборами учета, производятся предприятием территориальных электрических сетей также за счет потребителя.
Для проведения любого вида работ, связанных с изменением или нарушением схемы учета электроэнергии, потребитель обязан до начала работ письменно известить об этом территориальное предприятие.
Долги – оплатить, предоплату – учесть!
Если на момент замены индукционного счетчика на электронный за потребителем будет выявлен долг, он обязан его погасить согласно показаниям старого счетчика.
Если же будет выявлена неиспользованная предоплата, то в эквиваленте киловатт она будет перекинута и учтена при переходе к использованию нового счетчика. Делается это в день его замены. При этом представитель ТашгорПЭС должен составить соответствующий рапорт и передать его в систему электроучета. В рапорте указывается, с какого показания нового счетчика потребитель должен начинать оплату.
Нуждаются ли в госповерке старые индукционные счетчики?
Как нас заверил представитель ТашгорПЭС, вся ответственность за осуществление поверки счетчиков лежит на предприятиях электросетей, которые должны в письменном виде проинформировать потребителя о сроках проведения поверки. Если потребитель такой повестки не получил, то он не несет ответственности, пользуясь прибором учета индукционного типа и не проводя поверку на соответствие госстандартам.
Напомним, что поверку приборов учета юридические лица должны проходить 1 раз в 2 года, физические – 1 раз в 4 года. Надо отметить, что госповерка счетчиков может быть произведена вне графика – по решению судебных органов. Проведение такой экспертизы, как правило, обуславливается случаями возникновения споров между потребителем и предприятием-поставщиком.
В ходе мероприятия освещались также вопросы постановки и снятия с учета потребителя электроэнергии, порядок регистрации для этого, а также тарифная политика. Надо отметить, что все эти аспекты отражены в Правилах пользования электрической и тепловой энергией. Ознакомиться с полным текстом документа можно, став обладателем ИПС «Законодательство Республики Узбекистан». Если подписаться на комплект газет «Налоговые и таможенные вести» и «Норма» на русском или узбекском языке, то появится возможность оперативно узнавать обо всех изменениях в законодательстве, в том числе и касающихся отношений с поставщиком электроэнергии, а также читать комментарии и рекомендации экспертов по конкретным ситуациям, возникающим у потребителей на практике.
Источник