Конная династия
Стоит на перекрестке улиц Мукими и Шота Руставели трехэтажное здание достаточно приличного возраста. Как минимум дважды в день – из дома и домой, его порог переступает стройная и очень симпатичная женщина.
Это директор. Директор Республиканского эстрадно-циркового колледжа. Директор строгий и внимательный. Без нее не обходится ни один тур ежегодных приемных экзаменов. Как говорит она сама – «если я не вижу в глазах абитуриента огонька, то вряд ли он будет учиться в нашем колледже».
Она отбирает самых достойных, самых талантливых. Это Карима Фахритдиновна Зарипова – та самая, которая ТРИДЦАТЬ лет радовала зрителей самых разных стран своим искусством. Искусством наездницы, искусством древним и современным.
Сегодня наш рассказ – о знаменитой династии Зариповых.
История эта началась буквально в 1900-м году, когда малолетний Карим Зарипов впервые выступил на арене передвижного цирка в качестве клоуна – кизикчи. Мальчишку научили практически всем секретам циркового мастерства. Карим стал выступать в амплуа «гуттаперчевого мальчика» - до того он был пластичным. На выступлении в Бухаре даже эмир был поражен умением маленького артиста, что подарил ему халат, шитый золотом, сказав при этом: « - От души. Вырастешь, станешь большим человеком!»
Пророчество его высочества эмира Бухары сбылось – Карим Зарипов стал действительно большим, известным человеком. Правда, в момент награждения «большого» человека было едва видно за богатым подарком.
Несмотря на исторические изменения, охватившие нашу страну, Карим Зарипов оставался верен избранному пути. До 1920 года он работает в различных цирковых коллективах, в том числе в знаменитой труппе Юпатова. Тогда – то и свела судьба двух молодых и талантливых людей – красавцу Кариму приглянулась очаровательная Мубарак-хон, ставшая вскоре не только верным спутником всей жизни, но и первой женщиной – кызыкчи - клоуном ташкентского цирка. Они прожили вместе долгую жизнь, вырастили детей и внуков, передав им по наследству любовь к цирковому искусству.
В то время это было весьма необычно – клоунадой занимались мужчины. Но то, что создала семейная пара, превзошло все ожидания. Они привнесли в цирковой жанр клоунады много нового, в частности, использовали в своей работе элементы восточного, народного юмора. Такой подход был отличным «маркетинговым» ходом и привлек внимание зрителей. Впоследствии за заслуги в цирковом искусстве Мубаракхон Зарипова получила почетное звание Заслуженной артистки нашей страны.
Вместе с Каримом – ака работал уже известный в то время композитор и его друг Юнус Раджаби. Карим – ака специально пригласил его на работу, чтобы тот, в свою очередь, помог организовать профессиональный оркестр для музыкального сопровождения каждого циркового представления. Несмотря на успешные выступления, Карим – кызык продолжает искать новое. Еще в далекой юности он освоил искусство конной вольтижировки, работал с одним из самых известных дрессировщиков – Якубовским. А теперь Карим Зарипов решил создать свой, отличный от других, конный номер. Трудно шла подготовка – нужны были лошади, обученные напарники. Но директор и преподаватель ташкентского циркового училища не отчаивается. Он начинает выступать сам на своем жеребце, носившем звучную кличку – Самарканд.
А уже в 1938-м на арену цирка выезжают Зариповы – младшие – Хаким и Халида с номером «Джигиты - наездники». Обычно про детей цирковых артистов говорят – рожденные в опилках. И они оправдали все ожидания своих родителей.
Сын и дочь Карима – ака впервые показали пока еще простые элементы джигитовки и женской вольтижировки. И, тем не менее, публика встретила новый номер и первое выступление юных артистов шквалом оваций.
В тяжелейшие годы войны Карим – кызык инициирует создание первого Узбекского циркового коллектива, то есть на государственном уровне было принято решение о создании именно нашей, узбекистанской цирковой труппы.
Карим – ака не останавливается на достигнутом. Постепенно в цирковой программе появляются новые номера - «Стрелки на конях», «Свобода», «Джигиты Узбекистана». Например, в номере «Стрелки на конях» семья Зариповых выступает в полном составе. Причем, юная Халида одним выстрелом поражает одновременно две мишени.
В 1946-м году вышел новый цирковой номер «Джигиты Узбекистана». В нем появились новые трюки, были изменены и усложнены трюки, использовавшиеся ранее. Карим Зарипов стал выпускать на сцену сразу несколько лошадей, что, несомненно, разнообразило конную программу выступления. Каждое представление с участием группы Зариповых оканчивалось огромнейшим успехом.
Например, дальневосточная газета «Тихоокеанская звезда» писала: «Много юношеского задора, отваги в работе наездников- джигитов под руководством одного из старейших артистов Узбекистана Карима Зарипова. В Хабаровске не раз выступали лучшие конные коллективы советского цирка - кубанские казаки под руководством Михаила Тугапова, артисты Александрова – Сержа. К чести молодых наездников группы Зарипова надо сказать, что по сравнению с этими замечательными коллективами они нисколько не проигрывают».
Как и любой отец, Карим – ака с огромной любовью относился к своим детям, особенно младшей дочери – Халиде. Благодаря отцу, Халида – ая стала гротеск – наездницей. Но, как вспоминала Халида Каримовна, на тренировках (назовем их так), она не раз получала от отца удары по ногам особым хлыстом, которым «тушат» лошадей. И это не со зла – руководитель номера добивался исключительной чистоты и отточенности выполнения каждого трюка.
Поначалу юная артистка освоила простую дамскую вольтижировку, а уж затем и танцы на лошади на скаку, позже присоединив к ним самые разные трюки – прыжки через обручи, ленты и тому подобные «сложности», вызывающие у зрителей одновременно и замирание сердца, и восторг.
С течением времени в группе Карима Закирова появились новые артисты, такие, как Ф. Рахманова, Д. Рахманов, Акбаров, Иргашев, А. Боровиков, К. Мусин, М. Мирмаксудов, Ф. Шарифбаев, И. Додабаев и другие. Все они стали не просто учениками старого Мастера, но и продолжателями его дела.
Сегодня на арене цирка держит эстафету уже четвертое поколение известной династии – это внуки и даже правнуки Народного артиста нашей республики, старейшего мастера циркового манежа – Карима Зарипова.
P.S. Мне довелось общаться с одной из представительниц почти 120-тилетней династии.
И никакой «звездности» (а это бывает), я не заметил. Женщина, простая в общении, веселая, остроумная, но очень строгий директор – Карима Фахритдиновна Зарипова.
Фото – сайт www.circuscollege.uz