mg.uz
 
Print

Отправка грузов. Часть 1: почтовые отправления


Бывает, нужно отправить в другой город или соседнюю страну небольшой пакет с книгами, мешок с личными вещами или даже мебельный гарнитур. Чьими услугами лучше воспользоваться, и на каких условиях их  окажут – эти вопросы рассмотрим в серии публикаций, посвященных разным способам отправки грузов.

 Начнем с почтовых услуг. 

О различных видах доставки посылок, в том числе и покупок в зарубежных интернет-магазинах, мы уже писали («И снова о посылках из-за рубежа…», «Во сколько обойдется интернет-покупка?»). А как самим отправить посылку?

Почтовыми отправлениями междугородных и международных грузов и корреспонденции в Узбекистане занимается национальный оператор почтовой связи – Акционерное общество «Узбекистон почтаси» со своими региональными филиалами и почтовыми отделениями по всей стране. Правила и тарифы общества едины на всей территории республики.

Виды отправлений:

простые, заказные письма (в том числе и письма с объявленной ценностью);

простые и заказные почтовые карточки;

простые и заказные бандероли по Узбекистану;

простые и заказные секограммы (отправления для слепых);

обыкновенные посылки и  посылки с объявленной ценностью;

заказные мелкие пакеты;

отправления печатных изданий в соответствующей упаковке (бандероли до 5 кг).

Из чего складывается стоимость

– Почему так дорого?! – возмущается дама, оплачивая свою посылку в почтовом отделении. – За килограмм веса – 50 тысяч сумов! – говорит она другим людям в очереди, и те начинают дружно негодовать.

Однако при разборе ситуации становится понятно, что посылка в действительности весит 1 кг и 200 гр, а значит, попала под категорию «Отправления от 1 до 3 кг», была заказной с авиадоставкой и направлялась в Канаду. У внимательного отправителя все вопросы при этом должны быть сняты. Ведь понятно, что пересылка международного заказного авиаотправления в одну из стран дальнего зарубежья будет стоить гораздо дороже, чем отправления внутри страны. С действующими тарифами можно ознакомиться на сайте «Узбекистон почтаси».  При этом важно знать, что  напутать что-то при расчетах почтовый оператор никоим образом не может, поскольку итоговая сумма определяется автоматически компьютерной программой и складывается следующим образом:

Место доставки

(по городу, по стране, в ближнее или дальнее зарубежье) +

Вес (согласно прайсу) +

Доставка (авиа или наземно) +

Статус (отправление простое или заказное) +

Страховой сбор +

Уведомление о получении +

Упаковка =

Итоговая стоимость отправления

Как видим, итоговая стоимость состоит из обязательных и не очень атрибутов. Основные факторы, влияющие на стоимость, – это место доставки, вес и статус отправления, а также тип его доставки. Стоимость упаковки может быть фиксированной, если она приобретается в почтовом отделении.  По желанию клиента могут быть использованы и его собственные упаковочные материалы, если они соответствуют утвержденным стандартам. К упаковочному материалу относятся конверты, упаковочная бумага и перевязь, картонные почтовые коробки, а также мешки. Страхование груза и оплата уведомления (чтобы получатель мог сообщить о получении),  являются атрибутами необязательными. Пойдет ли посылка или письмо как простая или заказная, также решает сам отправитель. Однако все эти факторы влияют на итоговую стоимость.

Как отслеживать

Движение своего отправления можно отслеживать на сайтах почтовых служб. Наш отечественный почтовый оператор предоставляет такую возможность на своем официальном сайте – pochta.uz.

Если в специальном поле ввести уникальный почтовый идентификатор, присваиваемый каждому заказному почтовому отправлению, то можно увидеть, когда оно было принято к обработке и покинуло страну (если было международным). Если отправление было внутренним, то можно отследить его прибытие в пункт назначения, дату вручения адресату. Дальнейшую судьбу международных отправлений можно отследить на сайтах почтовых служб тех стран, куда они были отправлены. К примеру, для РФ это сайт russianpost.ru.

Но простые отправления отслеживанию не подлежат. Если говорить о письмах, то с одной стороны, будучи простыми, они, как правило, доходят до адресатов быстрее, но с другой стороны – нет возможности их отследить и предъявить претензии в случае утери. Потому особо важную корреспонденцию лучше оправлять в качестве заказной.

О запретах и ограничениях

Согласно почтовым правилам, существует перечень предметов, которые категорически запрещены для отправления за рубеж, тех, что можно отправить с разрешения, и тех – что не принимаются к отправлению из-за запретов в правилах страны-получателя.

Категорически нельзя! Перечень предметов, категорически запрещенных к отправке, указан в приложении к Правилам  оказания услуг почтовой связи. С ним можно ознакомиться здесь.

Можно, но только с разрешением

Для отправки  за границу некоторых товаров нужно получить разрешение на вывоз или справку о том, что такого специального разрешения не требуется. Чаще всего это касается различных сувениров и изделий ручной работы, которые могут представлять художественную ценность. Чтобы определить, представляет ли ваш подарок, отправляемый за рубеж, такую ценность, его должны оценить специалисты Управления художественной экспертизы (по вывозу и ввозу культурных ценностей) при Министерстве по делам культуры и спорта.  Получить разрешение или справку не слишком сложно. Достаточно посетить эту организацию с содержимым будущей посылки. В столице Управление располагается по адресу:  ул. Лашкарбеги, 19 (ориентир – ст. м. «Х. Олимджана», напротив Посольства Латвии, тел. (+998 71) 237-07-38). При этом надо быть готовым к уплате госпошлины, размер которой зависит от ценности объекта оценки.

Мы-то не против, но…

При отправке посылки может возникнуть и другое недоразумение, когда почтовый оператор отказывается принимать ее содержимое, в то время как оно не подходит ни под один из запретов вышеуказанного документа.  Причиной этого могут быть почтовые правила той страны, куда отправляется посылка. К примеру, РФ не принимает в прибывающих почтовых отправлениях изделия из дерева, несмотря на то, что из Узбекистана деревянные изделия, не представляющие культурной ценности и изготовленные менее 50 лет назад, отправлять можно. А на Украину их отправить можно, ведь в почтовых правилах этой страны таких ограничений нет. В данном случае почтовые работники ОАО «Узбекистон почтаси» выполняют требования своего международного партнера, и отправителю с данным положением придется просто смириться.

Полиграфию ни с чем не смешивать!

Любая полиграфическая продукция не может быть отправлена в одной бандероли или посылке с другими вещами. То есть нельзя отправить детские вещи и детские книги в одной посылке. Печатная продукция должна идти отдельным отправлением. В то же время продукты питания, сувениры, одежда и многое другое в одной посылке вполне уживутся. Это – существующее правило, которое просто нужно знать.

Досмотру подлежит все

Необходимо сказать несколько слов о природе ограничений. Каждое из них обосновано положениями существующего законодательства и может быть продиктовано национальными интересами по защите культурного наследия, требованиями безопасности и необходимостью соблюдения международных соглашений в сфере почтовой связи. Контроль над перемещением почтовых отправлений через таможенную границу регламентирует Положение о порядке вывоза и ввоза культурных ценностей (приложение № 1 к постановлению Кабмина от 23.03.1999 г. № 131). По правилам, все почтовые отправления могут быть досмотрены на таможне. И надо иметь в виду, что если по вине почтовых операторов в посылках будут выявлены предметы, запрещенные к вывозу, это повлечет отправителя к административной ответственности.

Если вдруг…, то куда обращаться?

Срок приема претензий – 6 месяцев с момента отправления. Претензия может быть подана в АО «Узбекистон почтаси» в случае утери или порчи вашего груза, отправленного этой службой. При этом надо иметь в виду, что претензия принимается, если у отправителя сохранилась почтовая квитанция с идентификационным кодом. Претензию можно подать, обратившись лично либо через Единый портал интерактивных государственных услуг. Если в течение оговоренного срока жалоба не будет рассмотрена, то можно обратиться в вышестоящую организацию – Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций.

В следующих публикациях мы расскажем об отправке грузов  ж/д и авиатранспортом, а также курьерскими отправлениями.

Источник

Print  Полная версия статьи