mg.uz
 
Print

В чем дело: куда и почему переезжает «Малика»


Небольшое расследование того, куда и почему переезжает «Малика» («Флешка») и что по этому поводу думают разные стороны, связанные с данным объектом.

 Не так давно в сети появилась информация об очередном переезде рынка «Малика», известном так же, как  ТЦ «Флешка». Журналист RedPen   решил поинтересоваться, какое же будущее уготовлено самому известному рынку техники Ташкента. 

Ситуация

Стоит признать, что выбор места для передислокации Навоийских рядов был не самым удачным, и с этим, судя по всему, согласны и сами градостроители, иначе с чего бы им в голову пришла идея снова «футболить» рынок в неизвестном направлении. Что первое, что второе местоположение «Малики» (для ясности будем называть рынок так), не отвечало никаким требованиям современности к торговым точкам подобного типа, не обладало никакими удобствами и не раз создавало неприятные прецеденты. Итак, чего не хватало центру, чтобы быть местом цивилизованным и комфортным и не доставлять проблем окружающим?

Одно из самых необходимых требований к любому рынку — парковка. Более половины покупателей отправляются за приобретениями на своей машине и логично предположить, что машину эту нужно где-то припарковать. Удобной парковкой «Малика» не обладает – люди либо заезжают на территорию базара и бросают автомобиль, где придется, либо паркуются прямо у обочины, что создает трудности для движения и приводит к небольшим ДТП. И лишь немногие посетители «Флешки» пользовались парковкой за базаром.

Второй необходимостью является наличие крыши, а также асфальтированных или зацементированных дорог. Ни тем, ни другим нынешний рынок похвастать не может – куски асфальта расположены здесь в хаотичном порядке, а о крыше, или хотя бы тенте, можно только мечтать. А значит, любые осадки превращают дороги «Малики», если их можно так назвать, в чавкающую под ногами жижу, трафик движения покупателей нарушается, а поход под дождем или снегом не способствуют улучшению настроения.

Ну и наконец, постоянный шум живого базара. Восточные рынки — это всегда оживление, громкие разговоры и горячий торг. Само собой, всё это сильно мешает живущим через дорогу горожанам, тем более, что гомон не смолкает с раннего утра до самого позднего вечера.

Суммируя описанное выше, становится понятно, что нынешнее местоположение определенно не попадает в топ лучших и, конечно же, размещать ярмарку здесь изначально было не лучшей идеей. И подумав, решение переносить базар всё же приняли. Остается лишь узнать, куда, и как вообще должен выглядеть современный рынок техники?

А как у них?

Если посмотреть на зарубежные примеры, то «базар» в нашем понимании давно уже стал потребительским атавизмом — большинство рынков Европы и центральных городов России являются по сути цельными торговыми центрами со множеством маленьких павильонов. Такой покупательский рай находится на единой закрытой кондиционируемой площадке, которой не страшны ни жара, ни холод, где само-собой нет грязи под ногами и поддерживается температура в 25-26 градусов выше ноля.

Наши «Ипподром», «Урикзар», «Абу Сахий» и прочие, по-прежнему пользуются большой популярностью у народа, но посещение этих мест оставляет множество разных, подчас не самых приятных впечатлений. Конечно, кто-то может со мной поспорить, однако лишь за неимением альтернативы наши базары считаются нормой и всегда полны народа. Понемногу в Ташкенте появляются и торговые центры, некоторые из них позиционируются как гипермаркеты, где можно купить всё – от картошки до обоев. Исходя из этого, конечно, хотелось бы, чтобы новое место для рынка «Малика» было крытым, теплым, хорошо проветривалось, располагало большой управляемой стоянкой и выглядело более цивилизованно, чем сейчас.

Претенденты и альтернатива

Среди предполагаемых мест на передислокацию «Малики» народ пророчит две точки – огромный и пока не сильно забитый «Интегро» на метро Чиланзар, а также недавно отстроенный базар «УчКахрамон», находящийся в одноименном поселке на Юнус-Абаде, на Большой Кольцевой.  Мы связались с представителями обеих торговых точек, чтобы узнать, что они думают о предполагаемом переезде и расценивают ли себя в качестве претендентов.

По словам учредителя рынка «Уч Кахрамон» Абророва Хайрулло, они связались с управлением архитектуры и строительства города Ташкент сразу, как узнали о переносе «Малики». Базар оборудован более чем тысячью торговых павильонов из легких конструкций, все они электрифицированы и расположены под тентовым навесом. На данный момент базар отстраивает 300 дополнительных павильонов и может позволить себе ещё больше. Помимо этого, рынок располагает складским помещением площадью 1000 кв.м, площадкой для 150 грузовых машин и автомобильной стоянкой на 1500 легковых машин.

При высокой нагрузке администрация может увеличить размер стоянки и создать дополнительные условия для предпринимателей. Так как юридически торговый комплекс находится за городом, то регистрация патента и аренда магазина обходится значительно дешевле, чем в черте города. Ориентировочная стоимость аренды магазина площадью в 12 кв.м обойдется предпринимателю в сумму от  500 000 сумов, что с экономической точки зрения выглядит намного более привлекательно, чем в черте города.

Администраторы готовы принять переезжающую «Малику» уже сейчас, решение остается за управлением градостроительства Ташкента.

С другой стороны, есть ещё один народный кандидат на передислокацию — торговый центр «Интегро», появившийся в Ташкенте относительно недавно. Он пока не успел переполниться магазинами и теоретически вполне способен принять всех предпринимателей с «Флешки», если вдруг её все же расквартируют. Площадей у чиланзарского кандидата хватит – более 10 000 кв.м в одном крытом помещении. Цена за квадратный метр – 14 долларов по гос. курсу ЦБ на день оплаты или около 30 000 в местной валюте.

Помимо площади «Интегро» может порадовать тремя автостоянками для более чем 1500 автомобилей одновременно. И это не считая комфортных условий в виде кондиционирования и отопления, а также эскалатора для передвижения между этажами. Больной вопрос города – центр оснащен санузлами, которые (как это и должно быть) — бесплатны.

Интересно то, что представители торгового центра не придают серьезного значения слухам, продолжая заниматься развитием своего детища, которое с самого начала задумывался как большой, комфортабельный маркет для купли-продажи бытовой техники и электроники. Да и арендаторов становится больше – не дожидаясь пока «Флешку» все-таки закроют, некоторые торговцы переехали в «Интегро» по собственной инициативе. Такая же ситуация наблюдается и с предпринимателями из торгового центра «Абу Сахий».

Мнения участников

Для того, чтобы внести ясности в ситуацию, мы поговорили и с главными участниками ситуации, продавцами и арендаторами магазинов «Малики», чтобы узнать, чего они ожидают от переезда и что хотели бы видеть на новом месте.

Аброр, 26 лет, предприниматель:

«О том, что рынок снова переезжает, нам сказали не так давно и, честно говоря, новость не самая приятная. Дело в том, что я переезжаю уже второй раз – сначала у меня, как и у многих других, была точка на Навои. Конечно, здесь удобнее, чем раньше, магазины посвободнее, хотя и аренда дороже. В принципе, меня всё устраивало, а вот где будет находиться базар в будущем пока неизвестно – не от нас зависит. Хотелось бы конечно, чтобы поближе к центру или хотя бы в городе – людям удобнее добираться, да и нам не придется ездить далеко».

Вадим, 24 года, продавец:

«Мы не знали, что рынок будет менять местоположение, и новость была, мягко говоря, неожиданной. Если честно, уже без разницы, куда он переедет, главное, чтобы скорее определились и дали зеленый свет. Говорят, до конца весны мы должны съехать, пока даже не знаем куда. Если будет далеко, будет не очень приятно – ездить куда-нибудь на «Ипподром» желания нет, да и холодно там почти всегда».

Улугбек, предприниматель:

«Для меня одним из главных, является вопрос цены. Вон, когда ребята переезжали с Алайского, очень много денег потеряли – места выдали не всем, кому-то предложили аренду в «Super Centre» (ТЦ на территории Алайского рынка). А там стоимость в три раза дороже, чем была на самом базаре, и, естественно, многие ушли в минус, а кому-то пришлось закрыться. Надеюсь, нас такая участь минует. Ну и чтобы под крышей было – сейчас все базары под навесом, только наш всеми ветрами обдувается, зимой и в холодное время, несмотря на кондиционер, холодно».

Дильмурад, 30 лет, предприниматель:

«Не вижу в переезде ничего страшного, хоть это и создает определенные неудобства. Единственное, чего бы хотелось, чтобы в этот раз уже насовсем. Немного надоело кататься раз в несколько лет туда-сюда. В принципе и здесь всё было нормально. Шумно, да. И машин много, но где сейчас машин нет?»

Предприниматель, пожелавший остаться анонимным:

«Честно говоря, надоело это всё. Навои не устраивало – перенесли. Малика вот не устраивает – переносят. Новое место найдут, подумают и тоже перенесут? С одной стороны, хорошо. Если будет в городе, будет больше людей, ездить туда будет удобнее. А с другой стороны – снова эти оформления, товар перевозить. Одна морока и головная боль. А главное – до сих пор ведь не знаем куда. Хоть самому расторгать контракт и единолично место выбирать. А вдруг ошибешься? Кто потом к тебе приедет?»

И все-таки куда?

Резюмируя, становится понятно, что предприниматели рынка не знают, где же будет располагаться торговый центр. Решение зависит только от управления градостроения, но они не спешат его обнародовать. С одной стороны, «Уч Кахрамон» выходит экономичнее и удобнее для предпринимателя – аренда от 1 000 000 сумов способна соблазнить многих.

Но с другой стороны, а именно с точки зрения покупателя, намного приятнее выглядит перспектива ТЦ «Интегро». Данное место отвечает требованиям мирового стандарта, находится вдоль линии метро, стоянка располагается в отдалении от дороги и главное преимущество для покупателя – это большой, кондиционируемый и закрытый торговый центр. Передислоцировав «Малику» туда, наши градостроители сделают большой подарок жителям города, ведь не придется мерзнуть на холоде или буквально таять под палящим солнцем, носить грязь с места на место, да и покупка техники станет делом более цивилизованным. Пока же дело остается за малым – дождаться решения.

источник

Print  Полная версия статьи