Когда же ГАБТ имени Алишера Навои справит новоселье?
Уже четвертый год подряд преданные почитатели Государственного академического большого театра оперы и балета им. Алишера Навои, глядя на долгострой в центре города, гадают, что там за забором, укрывшим здание, – реконструкция или капитальный ремонт.
Впрочем, ответ на этот вопрос не знают не только зрители, но и артисты театра, репетирующие в неприспособленных помещениях.
Ваш корреспондент по заданию редакции постаралась разобраться, когда же, наконец, любимый театр, справит новоселье.
Но у руководства самого известного в Центральноазиатском регионе театра оперы и балета, здание которого признанно ЮНЕСКО историческим памятником, конкретного ответа по поводу новоселья пока нет. И все потому, что, несмотря на значимость объекта культуры, задуманное на бумаге на деле осуществляется с большими трудностями.
В истории узбекского театра оперы и балета, организованного в столице республики на базе Музыкального драматического театра в 1939 году, и на протяжении многих лет являющегося единственным в Центральноазиатском регионе очагом классического искусства, произошло немало знаменательных событий. Так, уникальное здание, в котором нынче идет «то ли реконструкция, то ли капитальный ремонт», было построено во второй половине ХХ века. Этот проект московского академика архитектуры А.В.Щусева стал эталоном использования национальных традиций в современной архитектуре. По замыслу автора, проекта каждое из шести боковых фойе имеют индивидуальный характер архитектурного декора, присущий той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский, Бухарский, Самаркандский, Ферганский и Термезский залы.
В 1947 году театр принял первых зрителей и стал носить имя великого узбекского поэта, мыслителя и государственного деятеля Алишера Навои. А с 1959 года в знак больших заслуг в деле просвещения народа театр стал академическим, с 1966 – Большим.
Но неумолимое время делает свое дело, и с учетом сейсмичности известный в мире храм искусств в наши дни по заключению специалистов настоятельно потребовал и ликвидации осадки здания, и реставрации уникальных ганчевых работ в зрительном зале и фойе, и замены всех коммуникационных и электрических сетей, а также обновления сценического оборудования.
Поначалу коллектив театра с энтузиазмом воспринял эту благую весть. Но со временем оптимизм многих артистов оперы и балета поугас. Молодежь, которая еще не в полной мере приросла к ташкентской сцене, уже пробует прорваться на другие площадки. А ветераны, вспоминая минувшие успехи с пышными цветами и громкими овациями, живут мечтами о будущем родного ГАБТа, которому отданы многие годы творческой деятельности.
Среди оптимистов, как и полагается, директор театра Бахтиер Рахимович Якубов, в прошлом оперный певец, заслуженный деятель культуры республики. Не заглядывая в бумаги, он повествует нелегкую почти четырехлетнюю сагу о реконструкции театра.
Поначалу планы обновления исторического здания выглядели в лучшем виде. К тому же, все посчитали закономерным, что 16 млрд. сумов поручили осваивать заказчику – Главному научно-производственному управлению по охране памятников культурного наследия при Министерстве по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. Потом, правда, некоторое удивление вызвало то, что в генеральные подрядчики это уважаемое подразделение выбрало себе ферганское ООО «Резина Оптима Стандарт».
Впрочем, поначалу работа кипела с раннего утра до позднего вечера. Близлежащий жилой район оглашала какофония работающей техники. Время шло, но фронт работ не продвигался, и под натиском проверяющих комиссией горе-строители признались, что у них все пошло вкривь и вкось из-за «экономии средств на закупаемые материалы», а кое-что просто упало и пропало. Проще говоря, пять театральных этажей для ферганской «Резинооптимы» оказались, как говорится, не по зубам. В результате стройка замерла окончательно. А кто в ходе проверки был наказан за нецелевое использование отпущенных средств, сегодня знают только ответственные органы.
Работникам театра пришлось вновь набраться терпения, чтобы пережить в неудовлетворительных условиях вторую волну «то ли реконструкции, то ли ремонта» храма искусств уже в исполнении ташкентского строительного треста №12, которому пообещали выделить еще 92 млрд. сумов. На эти средства должны укрепить фундамент, перекрыть крышу, отремонтировать вентиляционную систему, положить паркетные полы на 2 и 3 этажах, заменить пластиковые рамы на деревянные, оборудовать сцену подъемными механизмами, свето- и звукооборудованием. И все это с учетом художественной резьбы по ганчу, картин, зеркал, уникальных деревянных дверей и т.д., при условии непременного качества выполненных работ. Иначе акта приемки не будет.
Но скоро сказка сказывается только на детских утренниках, которые пока проходят на других теплых театральных подмостках, а вот выполнение задуманного «то ли капремонта, то ли реконструкции», затянулось на неопределенное время.
К положению артистов и режиссеров, репетирующих в нетопленом, холодном мраморном дворце «Туркистон», и к администрации театра я отношусь с глубоким сочувствием, потому что поздней осенью прошлого года сама в полной мере ощутила дискомфорт, беседуя с известным режиссером, народным артистом республики Ф. Сафаровым, у которого для работы не нашлось места.
Однако без ежедневных репетиций никак нельзя, – повторяет директор театра Б.Р.Якубов молодым артистам и стажерам из числа студентов 3–4 курсов и выпускников консерватории.
– Если их отменить, – считает он, – даже по случаю ремонтных работ, то в результате этой уважительной причины артисты могут и квалификацию потерять, а восстанавливаться бывает очень сложно.
Сегодня в театре работают около 600 человек, в числе которых режиссеры, балетмейстеры, дирижеры, солисты оперы и балета, хор и оркестр, работники технического обеспечения, бухгалтерия и т.д. Благодаря их стараниям в репертуаре ГАБТа им. А.Навои собрано более пятидесяти спектаклей, идущих на узбекском, итальянском, французском и русском языках. Однако и в грядущем сезоне театр ежемесячно будет радовать зрителей только 4-мя операми и 4-мя балетами. Этого явно недостаточно для мегаполиса, в котором несколько тысяч меломанов и балетоманов.
Администрации все же удалось за эти трудные годы порадовать зрителей гастролями Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, показавшими «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Жизель» А.Адана, хотя за аренду зрительного зала «Туркистона» пришлось заплатить немалые деньги. А также весенним, десятидневным фестивалем оперного искусства с участием известных солистов из Италии, Болгарии, России, Украины, Беларуси, Азербайджана и Узбекистана, исполнивших заглавные партии в «Травиате» и «Риголетто» Дж. Верди, «Лючии ди Ламмермур» и «Флории Тоске» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе.
И в новом сезоне директор обещает зрителям обновленный балет «Томирис» Улугбека Мусаева, а также оперу «Риголетто» Джузеппе Верди, поставленную после тридцатилетнего перерыва. В новые спектакли будет вводиться молодежь – Р.Алимарданов, Б.Исматуллаева и Н. Юсупов.
В последние годы, отмеченные затянувшимся «реконтрукцией–ремонтом», ГАБТ им. А.Навои из-за недостаточного финансирования не выезжал на гастроли в дальнее зарубежье, но зато побывал во многих городах республики, познакомив с классическими произведениями наших земляков.
Сегодня коллектив живет надеждами на скорое завершение затянувшейся эпопеи и на возвращение под крышу родного театра, обогащающего своим искусством жителей и гостей столицы республики. Однако, когда это произойдет, пока неизвестно.
Источник