В Узбекистане появятся «необычные» детские сады
В этом году в дошкольных образовательных учреждениях дополнительно создадут 1220 групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. Таким образом Министерство народного образования намерено достичь повышения качества подготовки детей к школе.
Традиционно в Узбекистане дошкольное образование осуществляется в семье. Родители почти 600 тысяч, или 23,3% всех детей в возрасте от двух до семи лет, не имеющие возможности (или не желающие)оставить ребенка дома с бабушками и дедушками, пользуются услугами детских садов. В стране функционирует 4950 государственных и 75 негосударственных учреждений такого типа. В последние годы популярность набирают и альтернативные формы дошкольного образования. Они находят поддержку и в органах образования. Начальник отдела Министерства народного образования Сабохат Мирджалилова ответила на вопросы Uzbekistan Today.
- Что это такое — альтернативные формы дошкольного образования?
- От традиционных они отличаются, прежде всего, более гибким графиком работы и набором оказываемых услуг. Ребенок находится там в определенные часы и получает за это время навыки и знания, необходимые для общего развития.
Альтернативные формы сегодня активно поддерживают обычные детские сады. Уже несколько лет в нормативной документации существует понятие группы кратковременного пребывания. На сегодняшний день всего в республике успешно функционирует 938 таких групп.
По аналогичной схеме работают и 444 центра раннего развития, 1123 воскресные школы, 48 групп при внешкольных образовательных учреждениях. С недавних пор стали открываться группы при махаллях.
- Почему они пользуются популярностью у родителей?
- График работы таких учреждений в большей степени соответствует расписанию работы членов семьи. По дороге на работу привел ребенка в детский садик, а по дороге домой — забрал его. Услугами воскресных школ и центров раннего развития, как правило, пользуются родители, понимающие, что воспитывать детей только в домашних условиях нельзя. Группы при махаллях удобны тем, что здесь можно оставить ребенка, когда нужно срочно отлучиться.
- Министерство народного образования и педагогическое сообщество страны поддерживает альтернативные формы дошкольного образования?
- Конечно. Потому что важнейшими компонентами дошкольного образования ребенка являются его физическое, социально-эмоциональное развитие, приобретение знаний о мире, навыков ухода за собой и соблюдение личной гигиены. И чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, подготовить его к школе, нужны специалисты. Поэтому мы выступаем за то, чтобы воспитанием ребенка наряду с родителями занимались именно они. К тому же в развитии детей большую роль играет общение, прежде всего со сверстниками. Опыт показывает, что малыши, посещавшие детские сады, оказываются лучше подготовленными к школе.