На уроках пения будут изучать музыкальное наследие
Проект по внедрению элементов нематериального культурного наследия в образовательный процесс реализуется при поддержке ЮНЕСКО.
Школьники Узбекистана будут больше знать о нематериальном культурном наследии своей страны. Преподавание таких знаний планируется ввести в школьную программу, сообщает НИА «Туркистон-пресс».
В офисе представительства ЮНЕСКО в Ташкенте 19 февраля начал работу семинар «Внедрение элементов нематериального культурного наследия по национальному пению в школьный предмет „Музыкальная культура“».
Как отметила глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Криста Пиккат, внедрение элементов нематериального культурного наследия в образовательный процесс будет способствовать устойчивому развитию через усиление культурного разнообразия.
Передаваемое из поколения в поколение народное творчество относят к понятию «нематериальное культурное наследие». Обряды, традиции, народные песни, танцы, игры — все это является характеристикой того или иного народа. Сохранить это своеобразие и передать его молодому поколению, сделать органичным для него, расширяя понятие самоидентичности народа, его целостности, объединяющего начала, — задача первостепенной важности. Тем более сегодня, с учетом процессов глобализации.
Проект по созданию и апробации методик внедрения элементов нематериального культурного наследия в образовательный процесс был инициирован Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке. В рамках проекта выбраны в качестве пилотных четыре страны — Узбекистан, Палау (Океания), Пакистан и Вьетнам. Накопленный опыт и методические разработки на его основе будут рекомендованы для внедрения в других странах.
Практическая работа по проекту началась с ноября 2013 года на базе двух школ Узбекистана. Внедрение элементов нематериального культурного наследия ведется на предметах «Музыкальная культура», где ребята больше узнают о традиционных жанрах узбекской музыкальной культуры, и «Физическая культура», где школьники знакомятся с народными играми.
Обретенный в этих школах первый опыт изучают специалисты народного образования в ходе ташкентского семинара.
Как отметил в интервью заведующий кафедрой народного творчества и традиционного пения Государственного института искусств и культуры Узбекистана Уразали Тошматов, принятая в 2003 году Конвенция об охране нематериального культурного наследия охватывает пять областей.
Первая — это народное устное творчество, к которому относятся сказки, мифы и все, что передается «из уст в уста». Вторая область охватывает исполнительское искусство, под чем подразумевается национальные песни и танцы, а также народно-зрелищное искусство, в Узбекистане это мастерство канатоходцев, дарбозов, палванов. Третья область охватывает обычаи, традиции, обряды и праздники. Четвертая область — это знания, связанные с природой и космосом. Сюда входят проверенные веками наблюдения за признаками, связанными с предстоящими временами года, народные рецепты, многие из которых легли в основу современной фармацевтики и т. д. В пятую область входит народно-прикладное творчество и различные направления традиционного ремесленничества.
Конвенция, по словам Тошматова, имеет два списка, куда включены признанные международным сообществом важнейшие объекты нематериального наследия различных стран. В один из них — репрезентативный список — входят четыре номинации, связанные с Узбекистаном. В их числе две национальные номинации — это культурное пространство Байсуна и традиционное исполнительство «катта ашула» — традиционное для ряда регионов, в том числе Ферганской долины. Еще две номинации являются совместными. Это вид традиционного музыкального искусства «шашмаком» — совместно с Таджикистаном и праздник «Навруз» — совместно с шестью государствами региона.
В настоящее время от Узбекистана на рассмотрение передана еще одна номинация нематериального культурного наследия — традиционное состязание острословов «аския». Кроме того, совместно со странами региона планируется в качестве номинации подать традиционный вид колыбели — «бешик».
Источник